Interfax-Russia.ru — "АвтоВАЗ" вновь приостановил работу всех линий на заводе в Тольятти из-за перебоев с поставками комплектующих. Компания прогнозирует глобальный дефицит чипов минимум до середины 2022 года.
"АвтоВАЗ" с начала текущей недели приостановил сборку автомобилей на двух из трех производственных линиях на заводе в Тольятти (Самарская область). Как сообщил "Интерфаксу" информированный источник, с 8 ноября были приостановлены работа производственных линий N5 (СКП Kalina, выпуск Lada Granta) и N3 (СКП, выпуск Lada Niva Legend) на один и два дня соответственно. Линия N1 (B0, модели Lada Largus и Lada X-ray, Renault Sandero и Logan) продолжала работу.
Кроме того, собеседник агентства спрогнозировал простой для сборочного производства Lada Granta с 10 по 11 ноября включительно. Также, по его словам, приостановка на день — 11 ноября — грозила коснуться и линии по сборке Lada Niva Legend.
Между тем 12 ноября "АвтоВАЗ" приостановит сборку автомобилей на всех трех производственных линиях на заводе в Тольятти.
"Действительно, работа производственных линий N1 (B0, модели Lada Largus и Lada X-ray, Renault Sandero и Logan), N3 и N5 будет приостановлена на один день — 12 ноября", — сообщил "Интерфаксу" глава профсоюза тольяттинского автозавода Сергей Зайцев.
Таким образом, на текущей неделе сборка Lada Granta велась лишь 9 ноября, Lada Largus и Lada X-ray, Renault Sandero и Logan собирали с 8 по 11 ноября включительно. Для Lada Niva Legend оказалась нерабочей вся неделя.
"АвтоВАЗ" кроме автомобилей Lada выпускает автомобили Renault. Производственные площади компании находятся в Тольятти и Ижевске. Владельцем 100% российского автопроизводителя является голландская компания Alliance Rostec Auto B.V. — СП "Ростеха" (32%) и Renault Group (68%).
Простои из-за перебоев с поставками комплектующих "АвтоВАЗ" систематически вводит с весны. Нагнать приостановки автопроизводитель пытался шестидневными рабочими неделями, которые также приходилось отменять из-за дефицита автокомпонентов.
Вместе с тем простои в первом полугодии не сказались на продажах — за январь-июнь компания реализовала в РФ 200 тыс. 219 автомобилей Lada (+51% к 2020 году и +14,9% к докризисному 2019 году).
После корпоративного отпуска, продлившегося с 26 июля по 15 августа, "АвтоВАЗ" вновь был вынужден неоднократно останавливать производство в Тольятти из-за дефицита электронных компонентов, поставляемых самарским представительством компании Bosch (OOO "Роберт Бош Самара").
Планировалось, что после нормализации ситуации с комплектующими завод восполнит производственные потери за счет работы по субботам и организации 9-часовых рабочих смен. Так, суббота 25 сентября стала рабочей для производственной линии N1. Улучшения ситуации с поставками от Bosch "АвтоВАЗ" ожидал с середины октября. Однако в октябре "АвтоВАЗу" удалось запустить сборку автомобилей на всех трех линиях на площадке в Тольятти лишь дважды — с 11 по 12 октября и с 27 по 29 октября. При этом без простоев в течение прошлого месяца отработало производство по выпуску Niva Legend.
В итоге дефицит чипов уронил продажи "АвтоВАЗа" ниже доковидного уровня. Так, июльские продажи показали более скромный 3%-ый рост год к году, а августовские рухнули сразу на 32,1%, до 19 тыс. 428 автомобилей. В сентябре же компания продала всего 17 тыс. 189 тыс. автомобилей Lada (-51,3%).
"Очевидно, что возвращение к нормальному режиму производства займет некоторое время и может привести к более длительному сроку поставок автомобилей в дилерские центры", — отмечал президент "АвтоВАЗа" Николя Мор.
Тем не менее, в октябре продажи "АвтоВАЗа" на треть превысили показатели крайне неудачного для компании августа и оказались почти в 1,5 раза выше результата еще более неудачного сентября. Компания сообщила о росте октябрьских продаж Lada Granta и опередившей ее Lada Vesta и намекнула, что в прошлом месяце не уступила рыночную долю южнокорейской Kia, что почти произошло в сентябре. Однако по итогам 10 месяцев продажи "АвтоВАЗа", несмотря на некоторое улучшение, все же перешли к снижению в сравнении с доковидным уровнем, исчерпав потенциал роста, показанного в I полугодии.
Всего, по данным Ассоциации европейского бизнеса, "АвтоВАЗ" в январе-октябре 2021 года реализовал в РФ 294 тыс. 422 автомобилей Lada (+11,2% к 2020 году и -0,3% к 2019 году).
В свою очередь в компании пообещали приложить максимум усилий для нормализации поставок электронных компонентов.
"Однако мировой кризис, по нашему мнению, продлится минимум до середины следующего года или даже дольше", — отмечают в пресс-службе компании.
При этом информацию о полном простое автопроизводитель называет недостоверной.
"Действительно, в ситуации мирового кризиса поставок электронных компонентов, затрагивающего всех производителей по всему миру, компания время от времени вынуждена приостанавливать работу автосборочных линий. При этом остальные производства (к примеру, двигателей, КПП, шасси, прессовое производство, металлургия и т.д.) продолжают свою работу по стандартному графику", — подчеркивают в "АвтоВАЗе".
По мнению вице-премьера РФ Юрия Борисова, вынужденные простои тольяттинского производства "АвтоВАЗа" не скажутся на компании критически.
"Это временное явление. Я не считаю, что для нас это очень серьёзные потери. Остановки "АвтоВАЗа" на сутки-двое не являются критическими. Во-первых, существуют определенного рода запасы. Наш основной игрок в области производства автокомпонентов НПП "ИТЭЛМА", который производит конечное оборудование для "КАМАЗа" и "АвтоВАЗа", достаточно ритмично работает", — отмечал Борисов в беседе с журналистами в сентябре.
При этом он признал, что российская промышленность сегодня может удовлетворить спрос на компоненты электроники лишь частично, не на всей продуктовой линейке. И констатировал, что сама "ИТЭЛМА" тоже испытывает дефицит исходных компонентов.
Однако, по словам вице-премьера, работа по созданию в РФ полупроводниковых компонентов ведется.
"Во-первых, мы восстанавливаем зеленоградский завод "Ангстрем-Т" (проходит процедуру банкротства под контролем структуры ВЭБа — ИФ). Также мы имеем нужные активы, где не требуются очень высокие технологии в области силовой электроники. Конечно, эти замещения по факту происходят. Так что потенциал есть, и наши предприятия наращивают объемы в этой области", — рассказал Борисов.
Вместе с тем, напомнил он, дефицит полупроводниковых компонентов сейчас испытывает не только российский, но и практически весь мировой автопром.
"Мы выбираемся из этого кризиса. Нарастить выпуск полупроводников в России единовременно, выйти на необходимый уровень их производства практически невозможно — это процесс постепенный. Но производственные возможности всей мировой индустрии микроэлектроники сейчас активно над этим работают", — отмечал Борисов.
Минпромторг в конце прошлого года анонсировал запуск в РФ программы развития компонентных производств, в рамках которой предполагается через Фонд развития промышленности (ФРП) выдавать льготные займы под 1% годовых производителям автокомпонентов, софинансируя таким образом на грантовой основе около 30% от общей стоимости инвестиций в каждый проект. На финансирование автокомпонентной программы в федеральном бюджете для начала был заложен 1 млрд рублей.
Автопроизводители, в свою очередь, заявляли, что программе необходимо больше средств.
"Просим оказать содействие в выделении большего количества средств на реализацию этой меры. Потому что, честно скажу, несколько миллиардов в год на это недостаточно. Мы так посчитали — для локализации только электроники в автопроизводстве необходимо порядка 30 млрд рублей", — говорил вице-президент "АвтоВАЗа" по GR, внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак в ходе круглого стола в Совете Федерации в ноябре 2020 года.
Между тем в мае в министерстве признали, что программа поддержки развития автокомпонентных производств через льготные займы от ФРП может фактически заработать лишь с середины 2022 года. Заместитель главы Минпромторга РФ Александр Морозов в ходе круглого стола в Совете Федерации о разработке стратегии развития автокомпонентной отрасли в стране тогда отмечал, что проект постановления правительства РФ по программе компонентов как раз находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
В министерстве рассчитывали, что в мае федеральные органы исполнительной власти согласуют этот проект постановления, летом будет выпущено соответствующее постановление, а в конце июня следующего года будет запущен сам механизм программы.
В июне Минпромторг РФ подготовил проект постановления о запуске программы льготного кредитования производителей автокомпонентов через Фонд развития промышленности.
Программа предполагает, что льготные займы будут выдаваться в размере от 50 млн рублей под 1% годовых на срок до 60 месяцев и будут покрывать до 40% бюджета проектов.
"Средства могут быть потрачены на запуск инвестиционных проектов по локализации и импортозамещению узлов и агрегатов для автомобилей и специализированной техники", — комментировал документ министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
По его словам, займы могут быть направлены на финансирование части капитальных затрат инвесторов на закупку оборудования и лицензий в рамках локализации критически важных для автомобилей и специализированной техники в соответствии с постановлением правительства.
В случае успешной реализации проекта инвестор будет вправе получить субсидию Минпромторга в объеме привлеченного займа для его погашения. Успешность реализации проекта будет подтверждаться вводом приобретенного оборудования в строй и отгрузкой локализованной продукции как минимум двум не аффилированным друг с другом заказчикам.
В Минпромторге ожидают, что программа субсидирования сделает для компаний экономически более целесообразным перенос производственных площадок на территорию России, а не прямой импорт автокомпонентов.