Interfax-Russia.ru – Суд приговорил экс-участковых казанского отдел полиции "Дальний" к 4,5 года колонии-поселения на двоих.
Приволжский районный суд Казани 25 сентября вынес первый приговор по делу о гибели после пыток в отделе полиции "Дальний" задержанного Сергея Назарова.
Напомним, что Назарова доставили в казанский отдел полиции "Дальний" по подозрению в краже сотового телефона 9 марта. После того как мужчине стало плохо в камере для административно-задержанных, полицейские вызвали бригаду "скорой". Врач поставил диагноз "панкреатит" и сделал задержанному укол, а на следующий день Назарова доставили из отдела полиции с разрывами прямой кишки в больницу.
Его прооперировали, но мужчина скончался, не приходя в сознание. Экспертиза показала, что травмы задержанному нанесли с помощью твердого тупого предмета. По информации родственников погибшего, полицейские избили и изнасиловали его бутылкой из-под шампанского.
Фигурантами уголовного дела по факту смерти задержанного после пыток стали шесть сотрудников полиции, в том числе участковые уполномоченные Ильшат Гарифуллин и Рамиль Нигматзянов, позже уволенные из правоохранительных органов.
25-летнему Гарифуллину и 37-летнему Нигматзянову предъявили обвинение по ст. 286 (превышение служебных полномочий) и ст. 292 (служебный подлог) УК РФ. Именно участковые, по версии следствия, неправомерно доставили Назарова в отделение полиции, сфабриковав материалы, послужившие основанием для составления в отношении задержанного протокола по ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).
В ходе предварительного следствия обвиняемые свою вину признали полностью, заключили досудебное соглашение, их дело выделили в отдельное производство. 3 сентября его должны были рассмотреть в особом порядке. Однако перед началом заседания подсудимые неожиданно отозвали свое ходатайство и заявили другое - о рассмотрении дела в обычном порядке. Адвокаты и гособвинитель также выступили за рассмотрение дела в общем порядке.
Вместе с тем следствие считало, что улик, собранных по делу бывших полицейских казанского отдела полиции "Дальний", достаточно для вынесения приговора. "Именно под давлением совокупности улик участковые Гарифуллин и Нигматзянов признали свою вину и подписали досудебное соглашение, которое позволяло им получить более мягкий приговор", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
По его словам, следствие собрало доказательства в полном объеме, и прокурор, подписавший обвинительное заключение, подтвердил правильность выводов следствия, и теперь суду предстояло решить, насколько собранных следствием доказательств достаточно для вынесения приговора.
"Ну а то, что подсудимые в последний момент отказались от своих показаний и фактически расторгли досудебное соглашение, это их и только их проблема", - подчеркнул он, добавив, что теперь Гарифуллину и Нигматзянову не стоило рассчитывать на снисхождение - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, при рассмотрении дела в особом порядке подсудимому назначается наказание не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания.
11 сентября Приволжский районный суд Казани приступил к рассмотрению по существу дела бывших участковых уполномоченных. В начале заседания судья Роман Давыдов удовлетворил ходатайство адвокатов об удалении телекамер с процесса, несмотря на то, что против этого возражал брат погибшего - Игорь Назаров. В результате судья разрешил снимать лишь 5-10 минут каждого заседания и оглашение приговора.
Кроме того, суд приобщил к делу требования брата погибшего о взыскании с фигурантов дела по 500 тыс. рублей в качестве возмещения морального вреда.
Приятель погибшего Сайяр Булатов, выступая на заседании суда в качестве свидетеля, сообщил, что видел Назарова в отделе полиции в день его задержания - 9 марта. "Он стоял согнувшись, поддерживал расстегнутые брюки, лицо было какое-то отрешенное. У него был очень плохой вид, думаю, что это был явный "перебор": сотрудники отдела "Дальний" переусердствовали, требуя от Назарова признательных показаний в краже сотового. А ведь дело-то простое", - рассказал свидетель.
По его показаниям, Назаров, с которым они вдвоем покупали водку в магазине, не крал с прилавка телефона, но стащил шоколадный батончик. Поэтому камеры наблюдения магазина зафиксировали момент, когда он украл некий предмет. По материалам дела, прозвучавшим на суде, один из полицейских, знакомясь с записью, узнал Булатова, который позже назвал имя Назарова. После этого сообщения Назарова и привели в участок, а когда он сказал полицейским, что телефон он не воровал, те стали добиваться признания.
Со своей стороны брат Назарова, признанный потерпевшим по делу, ссылаясь на слова врача больницы, подтвердил, что полицейские действительно применили насилие в отношении его брата. "Когда я приехал в больницу, куда доставили Сергея, ему уже делали сложную операцию. Затем вышел молодой врач и сообщил, что моего брата в ОП "Дальний" изнасиловали бутылкой шампанского, все внутренности порваны, может быть заражение, выжить шансов мало - 70 на 30%", - сообщил брат погибшего.
На заседании также заслушали показания нескольких бывших коллег участковых. Многие дали им положительные характеристики, которые, по их словам, могут "подтвердить все бабушки микрорайона". Булатов также хорошо отозвался об одном из участковых – Гарифуллине: "Я таких участковых и не видел: он чуткий, внимательный, обходительный".
На следующее заседание суда вызвали еще семерых свидетелей, однако явился лишь один - бывший начальник "Дальнего" Сергей Ефремов. 12 марта его уволили с формулировкой "за утрату доверия". В настоящее время он безработный. Кстати, 9 марта, в день предполагаемых следствием пыток Назарова, Ефремова не было в отделе полиции.
Ефремов также дал положительную характеристику подсудимому Гарифуллину. "Он считался одним из лучших участковых в ОП "Дальний", никаких нареканий по поводу его работы у меня не было. А трое граждан даже обращались ко мне с благодарностью по поводу служебной деятельности Гарифуллина", - рассказал бывший начальник обвиняемого.
В то же время, говоря о расследовании дела о краже сотового телефона из магазина, в котором подозревали Назарова, Ефремов заметил, что дело было не сложным, и утром 9 марта на рабочем совещании он даже укорил участковых, что те так долго не могут его раскрыть. "На видеозаписи с камеры наблюдения магазина ясно видно, что один из покупателей крадет телефон, вернее, вещь, очень похожую на телефон. И с моей стороны была реплика, что если они не могут раскрыть это преступление, то они - неспособные сотрудники", - сказал Ефремов.
По его словам, он не считал, что это преступление "какое-то из ряда вон выходящее, требующее большого напряжения сил", тем более что обнаружился свидетель - второй покупатель на видеозаписи, который назвал Назарова.
Процесс по уголовному делу двух экс-участковых казанского отдела полиции продолжился в Приволжском районном суде Казани 24 сентября. В ходе прений гособвинитель попросил назначить Гарифуллину наказание в виде 3,5 лет колонии-поселении, а Нигматзянову - 3 года колонии-поселения. Кроме того, он попросил частично удовлетворить иск брата погибшего о взыскании компенсации за моральный вред - по 300 тыс. рублей.
Со своей стороны адвокат экс-участкового Гарифуллина попросил суд признать вину своего подзащитного лишь в превышении служебных полномочий и при назначении наказания учесть смягчающие обстоятельства - положительные характеристики, ведомственные награды и наличие малолетнего ребенка. "Исправление Гарифуллина возможно без изоляции от общества", - отметил адвокат.
В свою очередь, защитник экс-участкового Нигматзянова попросил суд оправдать своего подзащитного полностью, поскольку "содеянное им не образует уголовно наказуемого деяния".
На следующий день подсудимые должны были выступить с последним словом, однако Нигматзянов от последнего слова отказался. Второй же подсудимый – Гарифуллин - извинился перед братом Назарова и попросил не назначать наказания, связанного с лишением свободы. Со своей стороны адвокат подсудимого позже заявил журналистам, что к смерти Назарова его подзащитный никакого отношения не имеет, и его действия не послужили причиной смерти.
Тем не менее, Приволжский районный суд Казани признал двух бывших участковых казанского отдела полиции "Дальний" виновными в превышении должностных полномочий (ч.1 ст.286 УК РФ) и приговорил Гарифуллина к 2,5 годам колонии-поселения, Нигматзянова - к 2 годам колонии-поселения. По статье "служебный подлог" (ч.2 ст.292 УК РФ) оба фигуранта оправданы.
При вынесении приговора суд учел, что подсудимые ранее не были судимы, положительно характеризуются по месту службы, имеют на иждивении несовершеннолетних детей, а также их частичное признание вины.
Приговор еще не вступил в законную силу. Мера пресечения фигурантам оставлена прежней - Гарифуллин находится под арестом, Нигматзянов - под подпиской о невыезде.
Обозреватель Анастасия Николаева