Interfax-Russia.ru – Два чиновника Ространснадзора стали фигурантами уголовного дела о крушении теплохода "Булгария".
16 августа следователи главного следственного управления СК РФ в рамках уголовного дела по факту крушения туристического теплохода "Булгария" задержали начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирека Тимергазеева и его коллегу - главного государственного инспектора этого же отдела Владислава Семенова.
Напомним, что пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария" затонул на Куйбышевском водохранилище 10 июля. Трагедия унесла жизни 122 человек. На его борту было более 200 человек, спаслись лишь 79. Среди пострадавших и погибших жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, а также Белоруссии.
После кораблекрушения было возбуждено три уголовных дела, в том числе по факту нарушения правил эксплуатации водного транспорта (ст.263 УК РФ), по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.238 УК РФ). Третье дело возбудили по ст. 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) в отношении капитанов прошедших мимо тонущей "Булгарии" судов "Дунайский–66" Александра Егорова и "Арбат" Юрия Тучина.
В рамках следствия уже задержаны гендиректор ООО "АргоРечТур" – субарендатор "Булгарии" – Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62–летний Яков Ивашов. Обоим предъявлены обвинения по ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Впрочем, Ивашову список вменяемых преступлений может быть расширен. В пресс–службе Татарской транспортной прокуратуры агентству "Интерфакс–Поволжье" сообщили, что ведомство направило в Казанский следственный отдел на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Ивашова по ст.292 УК РФ (служебный подлог) и ст.293 УК РФ (халатность).
Уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) также возбуждено в отношении должностных лиц Камского речного пароходства (Пермь), которое является владельцем затонувшей "Булгарии".
Кроме того, за выпуск из речного порта Казани "Булгарии" в туристический рейс без информирования уполномоченного госоргана по диспетчеризации флота уволили директора филиала предприятия "Казанский пассажирский порт" Рашида Сафина.
Теперь список ответственных за крушение "Булгарии" пополнился двумя региональными чиновниками Ространснадзора. Тимергазеев и Семенов подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ (халатность).
По версии следствия, эти должностные лица, ответственные за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании ООО "АргоРечТур" к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.
В СК РФ уверены, что 122 человека, находившихся на борту теплохода "Булгария", погибли и из–за "противоправных действий должностных лиц Ространснадзора". Следователи уже провели ряд обысков и выемок на работе и в домах подозреваемых, а также "иные следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств". Теперь решается вопрос об избрании в отношении задержанных меры пресечения в виде заключения под стражу.
Материалы в отношении Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова, задержанных в рамках расследования уголовного дела о крушении "Булгарии", в тот же день поступили в Татарскую транспортную прокуратуру.
"Материалы в отношении задержанных на предмет избрания им меры пресечения к нам поступили, мы их внимательно изучаем. Надо почитать, что следователи написали, после чего вынесем свое решение – поддержим их ходатайство об аресте или нет", – сообщил агентству "Интерфакс–Поволжье" и.о. Татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев.
По его словам, далее материалы поступят в Вахитовский районный суд Казани, где и будет решаться вопрос о мере пресечения этим фигурантам дела.
Между тем, накануне расследование причин аварии "Булгарии" завершила комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которая пришла к выводу, что теплоход затонул из–за несоблюдения мер безопасности плохо подготовленным экипажем.
В ведомстве считают, что причинами аварии стала совокупность целого ряда факторов. В том числе вина за крушение лежит на судовладельце и капитане судна. Именно они, по версии Ространснадзора, не выполнили требования нормативных документов, "регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса".
Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов – на судне с 8 июля не работал левый главный дизель–генератор; а также с повреждениями корпуса – комиссия ведомства констатировала наличие четырех отверстий в корпусе судна в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см. Кроме того, указано в выводах комиссии, капитан "Булгарии" совершил ошибку, отправившись в рейс при порывистом ветре силой 20 м/сек. Тогда как, эксплуатация подобных судов, согласно требованиям "Информации об остойчивости и непотопляемости судна" запрещена при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек).
Не способствовали безопасности плавания также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Непосредственной причиной затопления судна Ространснадзор назвал "существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях". В том числе и по причине попадания в помещения забортной воды. Это, в частности, произошло и из–за открытых бортовых иллюминаторов.
"В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель–электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом – 11 иллюминаторов", – отмечено в сообщении ведомства.
Скопление воды в отсеках ниже главной палубы привело к возникновению значительного крена судна на правый борт. Последующее затопление судна произошло из–за поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу. Комиссии Ространснадзора даже удалось поминутно восстановить картину трагедии.
Материалы расследования в установленном порядке направлены в Генеральную прокуратуру РФ.
Свое расследование причин трагедии ведет также СК РФ, однако он пока не опубликовал своих выводов. По предварительной версии, рассказал "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Владимир Маркин, крушение вызвано "в частности, неисправностью двигателя, систем радиооповещения, неполным укомплектованием средствами спасения, а также превышением нормы заполнения судна пассажирами и членами команды – 201 фактически, вместо положенных 156".
Между тем, эту версию уже подверг критике в "Новой газете" главный редактор интернет–издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко.
Он обращает внимание, что крушение судна – а в данном случае его внезапное, практически мгновенное переворачивание – никак не может быть вызвано неисправностью одного из двух двигателей. "Это – судно, а не самолет. Возможно, в СК не видят разницы, но она все–таки есть. Если у самолета отказал один из двух двигателей, он, наверное, может упасть. Если у судна отказал один из двух двигателей, оно может задержаться в пути, но перевернуться от этого оно никак не может – двигатели это одно, а остойчивость – немного другое", – поясняет эксперт.
Что касается неисправности систем радиооповещения, то Войтенко напоминает, что таких систем на судах вообще нет: "Есть системы связи и аварийной сигнализации, но последняя у речников отсутствует. У них нет, как у морских судов, аварийных радиобуев. Есть рация и обычные мобильные телефоны. Но их исправность или неисправность никак не могла вызвать переворачивание судна или ему способствовать", – отмечает главред "Морского бюллетеня".
Точно так же, подчеркивает эксперт, к переворачиванию судна не может иметь никакого отношения его полное или неполное укомплектование средствами спасения. К тому же, обращает он внимание, часть спассредств не могла быть использована даже теоретически.
"Я говорю о шлюпках. Спуск на воду шлюпок при мгновенной гибели судна в результате переворачивания невозможен", – поясняет Войтенко.
Он также убежден в том, что чрезмерное, по данным СК РФ, число пассажиров не могло привести к затоплению судна.
"Насчет "превышения норм заполнения судна пассажирами" уже высказались все речники, кого удосужились спросить: для судна такого водоизмещения и таких размеров 20–30 лишних человек перегрузом быть никак не могут", – констатирует эксперт. По его словам, чтобы 201 человек перевернули такой теплоход, "надо было, чтобы они все вместе, раскачивая судно, бегали с борта на борт на самой верхней палубе".
По его мнению, самой правдоподобной версией гибели "Булгарии" является нарушение остойчивости судна:
"Скорее всего, судно сделало резкий поворот при открытых иллюминаторах нижней палубы. Поступление воды на нижнюю палубу и изначально низкая остойчивость привели к его переворачиванию". То есть эксперт подтверждает причину, указанную комиссией Ространснадзора.
Кстати, Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.
Обозреватель Анастасия Николаева