Поволжье / Точка зрения 23 января 2014 г. 17:15

Bombardier из Ульяновска

Interfax-Russia.ru – Первый турбовинтовой самолет Bombardier Q-400 рассчитывают собрать в Ульяновске уже в 2015 году.

Меморандум о намерениях по созданию в России совместного предприятия по производству самолетов Q-400 для региональных перевозок госкорпорация "Ростех" и канадская компания Bombardier подписали в рамках Международного авиакосмического салона "МАКС-2013".

Самолет Q-400 - это турбовинтовой среднемагистральный самолет с дальностью полета до 2,5 тыс. км и вместимостью 68-78 пассажиров. Q-400 считается одним из самых эффективных в своем классе. Каталожная цена усовершенствованной версии - около $30 млн. Самолет уже получил сертификат типа АР МАК.

"Реализация проекта с нашими потенциальными партнерами – компанией Bombardier будет способствовать обновлению парка наших авиаперевозчиков, повышению безопасности российских воздушных судов, установлению более гибких тарифов для потребителей на региональные перевозки, а также снизит стоимость покупки российских самолетов. Мы находимся на этапе согласования возможности по созданию совместного предприятия, которое станет будущим российской турбовинтовой региональной авиации", – отмечал управляющий директор по авиационным проектам "Ростеха" Алексей Федоров.

Изначально "Ростех" выбирал между канадской Bombardier и европейской ATR в качестве партнера в проекте локализации производства региональных турбовинтовых самолетов в России.

Решение в пользу Bombardier во многом объяснили требованиями потенциальных покупателей. Канадцев поддержали, в частности, "Аврора" (дальневосточный перевозчик, принадлежащий "Аэрофлоту") и заказчики из госструктур.

В пользу выбора Q-400 сыграл и тот факт, что самолет может садиться на грунт и выдерживает морозы до 50 градусов. Кроме того, у него меньше расход топлива на одного пассажира.

"Ростех" и Bombardier войдут в совместное предприятие на паритетных началах. Госкорпорация планирует в 2014 году построить завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне. Инвестиции в проект оцениваются приблизительно в $100 млн. Со своей стороны Bombardier передает все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау.

Подписанный документ предусматривает поэтапную совместную работу. Планируется, что на первом этапе производить самолеты будут полностью на территории партнера. В Ульяновске будут проводить только адаптацию техники под конкретного заказчика. С 2015 года планируется локализация сборки самолетов на территории России, а с 2016 года – и компонентов планера. Максимальная мощность завода составит 24 самолета в год.

"Завод по финальной сборке будет построен в следующем году. Первый самолет финальной сборки в Ульяновске будет в конце следующего года", - сообщил "Интерфаксу" управляющий директор по авиационным проектам "Ростеха" Алексей Федоров.

По его словам, в настоящее время начинаются работы по проектированию предприятия. "Это будет больше, чем сборка, по сути, - лицензионное производство. Но учитывая, что это совместное предприятие, мы не покупаем лицензию как таковую, ее Bombardier вносит в собственность СП: безвозмездно передает лицензию на право производства", - пояснил он.

Как сообщил Федоров в Якутске на конференции, посвященной самолетам Q-400, "Ростех" определил индустриальную модель их производства в Ульяновске на начальной стадии как работу под индивидуального заказчика. "Будем получать самолеты в летном состоянии из Канады, с заводов в Торонто, и проводить кастомизацию - покупку кресел, части интерьера, покраску. Затем - подготовка и передача самолета заказчику", - уточнил он. Первый самолет поступил в Россию в августе.

На второй стадии локализации производства будет освоена финальная сборка самолета, параллельно будет осваиваться техника производства крыла, отметил Федоров.

Самолеты в Ульяновске будут производить для рынков России и СНГ. "Помимо коммерческих заказчиков предполагаем, что будут еще и государственные заказчики. Пока говорить об экспорте нет оснований, потому что завод строим под наш российский рынок. Если будет потребность (в экспорте - ИФ), то мы обсудим это", - добавил представитель "Ростеха".

По его словам, корпорация рассчитывает в 2014 году поставить в РФ семь Q-400, однако твердых контрактов пока не заключила. "Были заявки, договорились с Bombardier, в производственной программе заложили эти самолеты, чтобы можно было поставить в Россию в этом году", - сказал Федоров.

По оценкам специалистов, потребности российских авиакомпаний в региональных турбовинтовых самолетах Bombardier Q-400 оцениваются в 250-270 единиц до 2030 года. По данным Минтранса, объем региональных авиаперевозок в России в ближайшие 5 лет должен вырасти примерно вдвое - с 4,54 млн пассажиров в 2012 году до 9,1 млн пассажиров в 2018 году. Такие показатели заложены в план деятельности Минтранса РФ на 2013-2018 годы.

По мнению главы Росавиации Александра Нерадько, в России необходимо создать тренажерный центр для обеспечения безопасности полетов на Bombardier Q-400. "Если перспективы, о которых идет речь, - это 250-270 воздушных судов данного типа, в которых нуждаются авиакомпании Российской Федерации, то, конечно, в повестке дня стоит вопрос создания тренажерного центра и тренажеров. Он может быть создан как усилиями авиакомпании "Якутия", так и с использованием преимуществ свободной экономической зоны в Ульяновской области", - заявил он на пресс-конференции, посвященной вопросам эксплуатации этого самолета на Дальнем Востоке.

Кроме того, Александр Нерадько отметил важность создания в РФ полноценного центра технического обслуживания самолетов этого типа. "Чем больше самолетов данного типа будет эксплуатироваться в авиакомпаниях России, тем острее этот вопрос будет ставиться. Это надо делать уже сегодня. Нужно обсудить этот вопрос на данном этапе с производителем", - отметил глава Росавиации.

Первым в России эксплуатантом Bombardier Q-400 стала авиакомпания "Якутия". "Якутия" приобрела данные воздушные суда в рамках государственной программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" на замену устаревшим самолетам региональных маршрутов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".