Поволжье / Точка зрения 25 апреля 2017 г. 16:55

Без дополнительных полномочий

Interfax-Russia.ru – Татарстан рассчитывает на пролонгацию договора о разграничении полномочий с РФ, не претендуя на новые условия.

Без дополнительных полномочий
© РИА Новости. Максим Богодвид

Первый договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" был подписан 15 февраля 1994 года.

От имени РФ договор подписали президент РФ Борис Ельцин и председатель правительства РФ Виктор Черномырдин, со стороны Татарстана - президент республики Минтимер Шаймиев и премьер-министр республики Мухаммат Сабиров.

Заключению договора предшествовал длительный переговорный процесс, начатый еще в 1991 году. В договоре Татарстан объявлялся государством, объединенным с Россией, республика получала право иметь свою Конституцию и законодательство, устанавливать и взимать республиканские налоги, вводить республиканское гражданство, устанавливать и поддерживать отношения с субъектами РФ и иностранными государствами, создать Национальный банк, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Органы госвласти республики имели право решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые были объявлены "исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана".

В 2003 году были приняты поправки в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", которые давали два года на обновление ранее заключенных договоров, которые должны были утверждаться федеральными законами.

Новый договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром был одобрен Госсоветом Татарстана в октябре 2005 года. Прежних финансовых преференций для региона в нем уже не было, в том числе сниженного процента налоговых отчислений в центр, а природные ресурсы уже не называются достоянием и собственностью народа Татарстана.

В документе были определены два государственных языка - русский и татарский, а также необходимость знания высшим должностным лицом республики обоих этих языков. У региона осталось право выдавать паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба республики.

Президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписали новый договор в 2006 году. Его утвердила Госдума, но наложил вето Совет Федерации. Сергей Миронов, занимавший тогда пост спикера верхней палаты парламента, заявлял, что утверждать данный договор – опасно, поскольку он расшатывает устои федерализма.

Тем не менее, спустя четыре месяца Путин вновь внес в Госдуму проект договора, и депутаты благополучно преодолели вето Совета Федерации.

Действующий договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана был утвержден федеральным законом от 24 июля 2007 года сроком на 10 лет.

Согласно договору, за республиканскими властями признается право решать вопросы, "связанные с экономическими, экологическими (…), культурными и иными особенностями" Татарстана совместно с федеральным центром.

Татарстан является единственным субъектом РФ, который в настоящее время имеет такой договор с Федерацией.

Президент Татарстана Рустам Минниханов не видит ничего плохого в существовании договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и республикой.

"Я думаю, что этот договор никому ничего плохого не приносит, он только дает хорошую динамику развития. Мы один из ведущих субъектов Российской Федерации. Я думаю, что наличие договора не ухудшает, а улучшает ответственность той или иной территории, которая несет ответственность перед федеральным центром", - заявлял Минниханов в прошлом году.

В свою очередь, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин отмечал, что республика не претендует на дополнительные полномочия при разработке нового проекта договора между Федерацией и регионом.

"Не претендуя на какие-то новые полномочия, мы хотели бы, чтобы этот договор существовал и дальше. Мы не исключаем, что пойдем на то, чтобы просто пролонгацию этого договора сделать", - заявлял Мухаметшин в июне прошлого года.

По его словам, республиканские власти выступают за то, чтобы этот договор действовал, "показывая легитимность наших основополагающих документов". "Это еще пример и подтверждение того, что мы живем в федеративном государстве", - считает председатель Госсовета.

Государственный советник республики, президент Татарстана в 1991-2010 годах Минтимер Шаймиев также считает, что договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном имеет право на существование.

На III съезде народов Татарстан в Казани Шаймиев напомнил, что второй договор был подписан 10 лет назад и закрепил отношения республики с федеральным центром "строго в рамках действующих конституций Российской Федерации и Республики Татарстан".

"Хочу подчеркнуть, что в нем не предусмотрены какие-либо налоговые или финансовые и экономические преференции для Татарстана. Сегодня, учитывая созидательный характер данного договора, результаты которого мы видим в успешном развитии республики, он (договор - ИФ) имеет право на жизнь. Договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание как конституционная норма, способствующая укреплению федеративных основ нашего государства", - отметил Шаймиев.

По его мнению, договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание, как конституционная норма, способствующая укреплению федеративных основ России.

С предложением пролонгировать действие договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном выступил и глава комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов ("Единая Россия").

"Конституция и законодательство РФ предусматривают наличие такого договора. И республика хотела бы пролонгировать договор, что стало бы еще одним подтверждением: Россия - это федеративное государство, где отношения строятся на взаимном доверии федерального центра и субъектов РФ", - заявил "Интерфаксу" Гильмутдинов.

Глава комитета особо подчеркнул, что продление действия этого договора с правовой точки зрения "не вызывает никаких нарушений". Он выразил надежду, что федеральный центр расценивает действующий договор именно таким образом и поддержит идею его пролонгации.

Между тем, по мнению главы комитета Госдумы по федеративному устройству Алексея Диденко, договоры, подобные тому, который разграничивает предметы ведения и полномочий между РФ и Татарстаном, нужно постепенно нивелировать.

"С точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности, подобные особые взятые договоры между отдельно взятыми регионами РФ нужно постепенно нивелировать, приходить к более универсальной симметричной федерации, где у каждого региона есть возможности для дальнейшего социально-экономического развития", - заявил Диденко "Интерфаксу".

Он считает, что "особые условия для отдельно взятых регионов создают асимметрию нашей Федерации, увеличивают разрыв в социально-экономическом развития между регионами, нарушают схему расселения, делают ее менее пропорциональной".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook