Поволжье / Точка зрения 19 ноября 2021 г. 15:23

Беспокойные колонии

Interfax-Russia.ru — После обнародования видео пыток заключенных в Саратовской тюремной больнице во всех колониях региона начались проверки. Представители ФСИН обнаружили мобильные и запрещенные вещества.

Беспокойные колонии
© РИА Новости. Илья Питалев

Проверка с противодействиями

Представители центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) совместно с сотрудниками УФСИН по Саратовской области после обнародования фактов пыток заключенных проводят оперативно-режимные и профилактические мероприятия в колониях Саратовской области. При этом, как говорится в сообщении пресс-бюро ведомства, поступившем в "Интерфакс", комиссия сталкивается с противодействием части осужденных.

Происходящее во ФСИН связывают с ослаблением контроля за состоянием режима в подведомственных учреждениях из-за "серьезных просчетов" в организации надзора за осужденными, допущенных предыдущим руководством регионального управления.

Так, по данным ФСИН, в результате обысков изымается большое количество сотовых телефонов, самодельных ножей, наркотических средств и алкогольных напитков кустарного производства.

Наиболее тяжелая обстановка, уточнили в ведомстве, сложилась в исправительной колонии N7, где содержатся рецидивисты, приговоренные судом к отбыванию наказания в колонии особого режима. В последнее время там изъято более 20 л алкоголя, кустарный самогонный аппарат, 12 сотовых телефонов, ножи, наркотики и шприцы.

"Некоторые осужденные препятствуют проведению режимных мероприятий, организуют различные провокации", — отмечается в сообщении.

В частности, отметили в пресс-бюро, ночью 14 ноября они выгнали из помещений отрядов на улицу 200 осужденных, "не поддерживающих их противоправную деятельность". Позднее, по данным ведомства, один из осужденных напал на члена проверяющей комиссии ФСИН, нанеся ему несколько ударов — в связи с этим сотрудники местного управления следственного комитета решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

В текущем году, отметили во ФСИН, осужденные колоний в Саратовской области нападали на сотрудников учреждений 11 раз.

"Ситуация в учреждениях УФСИН по Саратовской области по-прежнему находится на контроле руководства ФСИН. Несмотря на противодействие части осужденных, учреждения работают в штатном режиме", — добавили в тюремном ведомстве.

Широкий общественный резонанс история с пытками заключенных в российских колониях и СИЗО Иркутской, Владимирской и Саратовской областей получила после того, как в начале октября основатель правозащитного проекта Gulagu.net (правозащитный проект, основанный в 2011 году для защиты прав заключенных, прекратил работу в России 25 мая текущего года) Владимир Осечкин сообщил, что организация получила в распоряжение и вывезла из России более 1 тыс. видеофайлов ФСИН, которые подтверждают системный характер пыток.

В колониях Саратовской области работает комиссия проверяющих, которую туда после вскрывшихся фактов о пытках направил директор ФСИН Александр Калашников. Глава ведомства также практически сразу принял решение об увольнении начальника регионального управления ведомства Алексея Федотова, начальника ОТБ-1 Павла Гаценко и трех его подчиненных.

Позднее исполняющий обязанности начальника регионального УФСИН Антон Ефаркин сообщил журналистам об увольнении "по отрицательным мотивам" 18 сотрудников управления и привлечении 11 сотрудников к строжайшей дисциплинарной ответственности.

"Мы сделаем все, чтобы разобраться и сделать соответствующие выводы, уверен, что в будущем такого не повторится", — заявил он в интервью региональному телеканалу.

В Следственном комитете в свою очередь сообщили о возбуждении ряда уголовных дел по фактам сексуального насилия (ч.2 ст.132 УК РФ) и превышения должностных полномочий с применением насилия (ч.3 ст.286 УК РФ).

Так, только по ситуации с жесткими нарушениями прав заключенных в саратовской больнице ФСИН расследуется 12 уголовных дел "об изнасилованиях, вымогательствах, превышениях должностных полномочий". Как рассказал на текущей неделе, выступая в Госдуме, генпрокурор РФ Игорь Краснов, ряду лиц уже предъявлены соответствующие обвинения, Генпрокуратура контролирует расследование этих уголовных дел.

Между тем некоторые пострадавшие отказались писать заявления о пытках в областной туберкулезной больнице (ОТБ) N1 УФСИН. Как сообщала в середине октября "Интерфаксу" их адвокат Снежана Мунтян, изначально у нее было 14 пострадавших от пыток в ОТБ-1, часть из них — на свободе, часть — в местах заключения.

"После отъезда московской проверяющей комиссии из различных органов многие ребята стали ко мне обращаться. Они просили принять меры относительно давления, которое стало на них оказываться со стороны администрации колоний. А колонии фигурируют в этом списке практически все в нашей области", — рассказала Мунтян.

Адвокат уточнила, что на тот момент из 14 человек, с кем она работала, заявления в СКР готовы были подать лишь шесть человек — это люди уже освободившиеся из мест лишения свободы. По ее словам, они считают, что им уже ничего не угрожает, и готовы продолжать бороться.

"Остальные этот вопрос тормознули, поскольку переживают за свою жизнь и здоровье", — отметила она.

В свою очередь руководитель региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Денис Соболев сообщил агентству, что держит ситуацию в ОТБ-1 на контроле.

"Любому давлению на заключенных необходимо дать правовую оценку. Если факты подтвердятся, мы незамедлительно отреагируем", — резюмировал Соболев.

Позже глава региональной ОНК рассказал "Интерфаксу", что после визита общественной наблюдательной комиссии в исправительную колонию (ИК) N13 в городе Энгельсе около 200 заключенных написали заявления в правоохранительные органы.

"Всего написано 195 заявлений. 185 из них касаются насилия. В трех заявлениях из 185 речь идет о насилии в ОТБ-1 (областная туберкулезная больница УФСИН), в 182 — о насилии в ИК-13", — уточнил Соболев, добавив, что еще в 10 заявлениях речь идет о жизнедеятельности ИК-13.

 

План действий

 

О проведении проверки в исправительных учреждениях — колониях и СИЗО — в нескольких регионах страны в начале ноября уведомил и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). По словам члена СПЧ Евы Меркачевой, правозащитники намерены проверить условия содержания заключенных и возможные факты избиения.

"Планируется проверить 20 учреждений — это колонии и СИЗО в пяти регионах: Кировская область, Саратовская, Самара, Марий Эл и Мордовия. Пока нам дали добро, и мы должны все проверить за месяц. Сейчас мы составляем графики того, как поедем", — сообщила Меркачева "Интерфаксу", отметив, что из этих регионов в СПЧ поступало много обращений и жалоб.

Она отметила, что среди учреждений, которые разрешили проверить членам СПЧ, и колония Саратовской области, откуда поступали жалобы от заключенных. Проверяющими от совета, помимо Меркачевой, будут члены СПЧ Игорь Каляпин и Андрей Бабушкин.

"Из того, что будем проверять, помимо условий содержания, естественно, будем спрашивать у осужденных, есть ли факты избиений, в первую очередь будем проверять отряды, куда помещают заключенных с плохим поведением — ШИЗО. Были обращения, что многие из ШИЗО просто не выходят", — добавила она.

Правозащитники сейчас собирают все жалобы по учреждениям, которые впоследствии будут проверены на месте. После окончания проверки они намерены проверить все регионы в течение года.

В середине октября также состоялось совещание главы Минюста Константина Чуйченко с представителями СПЧ, ОНК и ФСИН. Участники совещания договорились подготовить совместный план действий по вопросам работы пенитенциарной системы.

Так, из общественных наблюдательных комиссий планируется исключить бывших сотрудников ФСИН во избежание конфликта интересов.

"На уровне законодательства важно создать действующие механизмы, которые гарантируют соблюдение прав граждан, оказавшихся в учреждениях УИС (уголовно-исполнительной системы — ИФ)", — отметил министр. Также, по его словам, необходимо обеспечить беспрепятственное посещение мест принудительного содержания представителями Общественной палаты и СПЧ.

В свою очередь Меркачева рассказывала "Интерфаксу", что участники наметили и несколько возможных путей решения проблемы пыток.

"Договорились, что будем добиваться, чтобы администрации колоний не могли делегировать часть полномочий так называемым "активистам" среди заключенных", — сообщила член СПЧ.

Кроме того, по ее словам, несмотря на достаточное количество видеорегистраторов и камер в колониях, непосредственно видео с них просматривается крайне редко.

"Мы договорились, что это все будет регулярно просматриваться, будет централизованная проверка, которую будет проводить сам ФСИН", — сказала Меркачева.

Она добавила, что рассматривается вопрос о наделении большими полномочиями сотрудников в колониях, которые отвечают за соблюдением прав человека.

"Во многих региональных управлениях такие сотрудники есть, предлагается назвать его инспектором, дать ему больше полномочий, возможно даже, чтобы он не был зависим от региона, а подчинялся центральному аппарату ФСИН", — пояснила Меркачева.

Также предлагается уделять больше времени программам по правам человека при обучении сотрудников ФСИН.

В свою очередь другой член СПЧ Андрей Бабушкин сообщил "Интерфаксу", что правозащитники после ситуации с пытками осужденных в ОТБ N1 УФСИН по Саратовской области предложили ежедневно изучать записи и видеоархивы в колониях, и в случае обнаружения признаков преступлений о них должны немедленно докладывать. С такой инициативой согласился глава Минюста.

Кроме того, по словам Бабушкина, в ходе совещания было решено, что министр юстиции раз в квартал будет проводить встречи с правозащитниками.

По данным Генпрокуратуры, в учреждениях только за 9 месяцев в учреждениях уголовно-исполнительной системы в РФ было выявлено свыше 100 тыс. нарушений.

"К сожалению, события текущего года показывают, что уголовно-исполнительную систему продолжает лихорадить. Об этом свидетельствует и практика прокурорского надзора", — констатировал генпрокурор РФ Игорь Краснов.

Выступая в Госдуме, он отметил, что особое беспокойство вызывают грубые нарушения права граждан на личную безопасность.

"Факты насилия к ним допускались в пенитенциарных учреждениях Иркутской, Саратовской областей и других регионов", — заявил Краснов.

Генпрокурор сообщил, что реализация принятых мер реагирования по всем этим фактам находится на его личном контроле.

Краснов считает, что проблему насилия в учреждениях ФСИН можно решить, в том числе, за счет "более интенсивного прокурорского надзора".

"Примерно две недели назад я дал поручение своим подчиненным пересмотреть и изменить подходы в организации надзора в этой сфере", — отметил генпрокурор.

Он сообщил, что прокурорская работа в этой сфере начнется "с проверки эффективности целевого использования бюджетных денежных средств, которые выделяется на модернизацию всей пенитенциарной системы".

Обозреватель Анастасия Николаева