Поволжье / Точка зрения 15 апреля 2015 г. 17:40

Беспилотник от "КАМАЗа"

Interfax-Russia.ru – "КАМАЗ" участвует в проекте создания отечественного беспилотного автомобиля. В июле ожидаются испытания прототипа. Но на дорогах его стоит ждать лишь в следующем десятилетии.

О намерении разработать "беспилотный автомобиль" на "КАМАЗе" (крупнейший российский производитель грузовых автомобилей) заявили еще в начале 2013 года. Тогда в компании сообщили, что "ведется проработка алгоритмов дистанционного управления грузовиками во вредных для человека зонах".

Спустя два года компания Cognitive Technologies (разрабатывает и внедряет системы корпоративной автоматизации, распознавания, ввода и обработки документов) и ОАО "КАМАЗ" объявили о начале совместного проекта, в рамках которого к 2020 году на базе автомобиля "КАМАЗ" планируют создать беспилотное транспортное средство нового поколения. Основная цель нового "продукта" – обеспечить безопасность грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения.

На реализацию проекта Cognitive Technologies по итогам конкурса в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" получила от министерства образования и науки РФ 300 млн рублей. По условиям конкурса еще 90 млн рублей внесет "КАМАЗ".

В качестве технологической основы предполагается использовать пассивную (поглощающую сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. По таким же принципам действует и человек.

Этот подход, применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например Google Car. Вместе с тем, в отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом, на идеальные условия дорожного движения (качественную разметку, благоприятные погодные условия и т.д.), подход Cognitive Technologies к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отсутствии какой-либо разметки.

Разрабатываемый комплекс должен будет обеспечить автоматическую работу транспорта при различных погодных условиях кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД. Кроме того, система должна будет способна распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора.

При этом система должна уметь и идентифицировать пешеходов вне зависимости от направления их движения. Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая животных. Причем, время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, должно быть не более 0,3 секунды.

Как сообщает корпоративное издание "КАМАЗа", проект по созданию беспилотного автомобиля получил рабочее название "Авторобот". Помимо Cognitive Technologies и "КАМАЗа" в работах над первым коммерческим беспилотником принимает участие ОАО "ВИСТ Групп".

Если в задачи Cognitive Technologies входит написание алгоритмов распознавания видеоизображения, то "ВИСТ Групп" должна создать искусственный интеллект, подобрать аппаратуру, которую необходимо установить на автомобиль: радары, видеокамеры, контроллеры, датчики скоростей, систему высокоточной спутниковой и инерциальной навигации, и обеспечить их интеграцию с системами автомобиля.

"КАМАЗ" должен обеспечить взаимодействие систем наблюдения, связи и управления автомобилем. Специалисты научно-технического центра (НТЦ) предприятия интегрируют в автомобиль электронные тормозную систему, руль, педаль газа, управление светотехникой, автоматическую коробку передач.

В целом, проект создания беспилотного автомобиля предполагает работу по трем направлениям: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. В частности SmartPilot - это создание "умных помощников" для водителя, которые помогу ему в экстренной ситуации, к примеру, затормозить автомобиль. Также система может осуществлять адаптивный круиз-контроль, поддерживая скорость в зависимости от впереди идущего транспорта.

AirPilot - создание машин с дистанционным управлением: водитель сможет управлять машиной, находясь от нее на расстоянии. Функция может быть востребована МЧС в аварийных ситуациях, на промышленных объектах, в частности, в горнодобывающей промышленности.

Система RoboPilot должна работать полностью без водителя: машина сможет прокладывать сама путь по заданным координатам или передвигаться по фиксированному маршруту. Это, в первую очередь, должно заинтересовать силовые ведомства.

По оценке главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ ОАО "КАМАЗ" Сергея Назаренко, умные помощники SmartPilot реализуемы в течение 2-4 лет, дистанционное управление AirPilot - в течение 5 лет, автономное RoboPilot - в течение 10 лет.

Основную сложность в создании беспилотного автомобиля Назаренко видит в том, что машину надо будет обучать поведению в разных дорожных ситуациях. А ввиду того, что планируемая скорость авторобота - стандартные 80-90 км/ч, то время принятия решения должно быть стремительным, менее 0,1 секунды.

Изначально у беспилотника будет классическая кабина, а внутри будет находиться объемный высокопроизводительный компьютер. Потом, возможно, развитие проекта приведет к отсутствию кабины в конструкции грузового автомобиля.

Впрочем, как отмечает главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ, внедрению таких машин пока мешает законодательство. "Появление на наших дорогах машин без водителя сейчас запрещено, а значит, потребуется внести поправки в законы. В любом случае, машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних тестов. К 2025-2027 годам, думаю, мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем если бы машиной управлял человек", - считает Назаренко.

Кстати, в июле в Москве на закрытом полигоне уже должны пройти испытания прототипа, изготовление которого началось в марте. На нем планируется отработать часть различных сценариев: дистанционное управление и автономное движение.

Что касается предполагаемой цены "беспилотников", то, по словам Назаренко, мировой опыт показывает, что прототипы могут стоить в 10 раз дороже серийных образцов, так как все делается индивидуально, в одном экземпляре, на заказ. А в случае серийного производства, перед заводом стоит задача, чтобы авторобот стоил максимум вдвое больше обычной машины.

Суммарные затраты на разработку и производство беспилотных "КАМАЗов" оцениваются в 17-18 млрд рублей. И, как выяснили "Известия", в правительстве поддержали проект разработки беспилотного автомобиля. Причем, Минпромторг России на первом этапе, до 2019 года, инвестирует в этот проект 18 млрд рублей.

Ожидается, что в июле Агентство стратегических инициатив предоставит президенту РФ Владимиру Путину (поддержка проекта Минпромторгом ведется по его поручению) поэтапный план развития всей отрасли автороботов в России. В частности, к лету появится проект изменений в законодательство для адаптации беспилотников, программа консолидации компонентщиков российского происхождения, заявки вузов на участие в разработках, предложения венчурных инвесторов.

По мнению известных европейских экспертов рынка, а также ведущих мировых инвестиционных групп, таких как Lux Research, BNP Paribas, Morgan Stanley, в ближайшие годы на мировом авторынке ожидается технологический прорыв в связи с массовым переходом транспортных средств к беспилотному управлению.

Многие лидеры рынка уже объявили сроки создания собственных беспилотных транспортных средств. Так, Daimler в рамках проекта Future Truck 2025 представит свою версию к 2025 году. Volvo ожидает получить результаты от аналогичной программы к 2020 году. При этом реализацию отдельных опций компании планирует уже через три-четыре года, включая возможности автономного движения в колонне и автопилотирования на шоссе.

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies Олега Славина, многие ведущие мировые автопроизводители уже сегодня имеют опытные образцы беспилотных транспортных средств.

Однако, считает специалист, они вряд ли смогут рассчитывать на их применение в российских реалиях. "Задача наших разработок состоит в том, чтобы создать более совершенную систему. Если она будет эффективно работать на российских дорогах, однозначно, мы получим конкурентное преимущество и на мировом рынке", - полагает Олег Славин.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"