Interfax-Russia.ru – Личные дела сирот с данными зарубежных усыновителей нашли в заброшенном доме в Ульяновске. Уволено несколько чиновников, возбуждено уголовное дело.
Свалку документов в полуразрушенном здании бывшего ПТУ на Автозаводской улице в Засвияжском районе города обнаружили дети. Несколько десяток папок с данными воспитанников детских домов были разбросаны как в самом здании, куда можно было свободно пройти, так и рядом с ним. Среди документов были материалы об усыновлении детей, оставшихся без опеки родителей. Местные жители, которым стало известно о находке, обратились в полицию.
Оказалось, что в папках были личные данные не только детей, но и их усыновителей, в том числе зарубежных. В частности, там были ксерокопии паспортов, справки о доходах, перенесенных болезнях и т.д., рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" старший помощник облпрокурора Василий Зима.
По его словам, такие документы должны храниться в архиве регионального департамента образования 75 лет, и только после этого их можно уничтожить специальным образом.
"Чиновники утверждают, что в этом здании и расположен архив, и что неизвестные злоумышленники взломали его и похитили документы. Доводы эти, прямо скажем, спорные, поскольку дом фактически заброшен", - отметил представитель прокуратуры.
Со своей стороны министерство образования Ульяновской области настаивает на своей версии и уже подало заявление в правоохранительные органы по факту взлома архива, в котором временно хранились личные дела воспитанников детских домов.
Как рассказала агентству "Интерфакс-Поволжье" министр образования региона Екатерина Уба, ранее в здании, в котором были обнаружены документы, находилось профессиональное училище N16. В 2005 году его расформировали и присоединили к другому образовательному учреждению, а в феврале прошлого года на освободившихся площадях временно разместили архив министерства образования.
"Так как здание не использовалось под образовательный процесс, в ноябре прошлого года мы его передали в областную казну. Соответственно охрана со стороны училища была снята", - пояснила министр.
В настоящее время все документы, находящиеся в заброшенном здании, вывезены, сообщила собеседник агентства.
"Также сейчас проводится служебное расследование", - сказала Екатерина Уба. По итогам расследования будут привлечены к ответственности лица, не вывезшие вовремя из архива личные дела детей-сирот.
"Это вопиющий факт, он никаким оправдательным директивам не поддается. Все лица, которые проявили халатность и непрофессиональный подход в таких тонких делах, будут привлечены к ответственности и наказаны", - пообещала министр образования.
Как оказалось, были "потеряны" более 800 личных дел детей, оставшихся без попечения родителей, а также их усыновителей.
"Чиновники крайне безответственно и халатно относились к хранению и формированию личных дел усыновленных и подопечных детей, а также иной информации, подлежащей использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность", - констатирует облпрокуратура, подключившаяся к проверке инцидента.
В частности, обращает внимание надзорное ведомство, передача материалов в компетентный региональный исполнительный орган входит в обязанности управления образования мэрии Ульяновска. Однако в нарушение требований закона данные документы до 2010 года органы опеки и попечительства Заволжского района областного центра хранили в служебном кабинете, не имеющем необходимого оборудования.
Более того, отмечает прокуратура, в феврале 2010 года служащие регионального департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних и работники ОГУ "Центр развития образования Ульяновской области" перевезли личные дела детей, усыновленных и переданных под опеку с 1988 по 2009 год, в здание бывшего ПТУ N16. Там без составления акта приема-передачи связки документов просто сложили на полу в спортзале.
Даже после того как в ноябре 2010 года сняли охрану со здания бывшего ПТУ, чиновники не потрудились организовать охрану документов. "Как результат, было утрачено более 800 личных дел усыновленных детей, содержание ряда которых стало доступно посторонним гражданам", - говорится в сообщении прокуратуры.
Прокурор Ульяновской области Валерий Малышев уже внес главе региона представление с требованием "незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению выявленных проверкой нарушений, исключив аналогичные факты впредь, и привлечь к строгой ответственности виновных должностных лиц".
Кроме того, прокуратура инициировала проведение проверки для возбуждения уголовного дела по ст.293 (халатность) УК РФ. По результатам проверки следственные органы возбудили уголовное дело не только по ст.293, но и по ст.155 УК РФ (разглашение тайны усыновления (удочерения).
Между тем, из-за инцидента с пропажей личных дел своих постов уже лишились три чиновника регионального Минобразования. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" пресс-секретарь ведомства Виталий Савиных, были уволены замдиректора департамента профобразования и защиты прав несовершеннолетних, а также два чиновника рангом ниже.
"Именно их халатность и привела к тому, что очень важные документы, которые должны были храниться в сейфах, оказались в заброшенном доме", - пояснил Савиных, добавив, что проверку проводят не только правоохранительные органы, но и министерство.
Как уточнил агентству источник в региональном министерстве образования, с должностей сняли также начальника одного из отделов департамента профобразования и заведующую соответствующим сектором администрации Заволжского района, потому что большинство личных дел касались детей из этого муниципального образования Ульяновска.
Со своей стороны уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов намерен провести собственное расследование случившегося. "Эта находка свидетельствует об отношении министерства образовании области, в ведении которого находятся органы опеки и попечительства, к судьбам детей-сирот. Действия чиновников можно расценивать не только как халатность, но и как разглашение тайны усыновления. Все виновные должны быть привлечены к ответственности", - убежден Астахов.
Детский омбудсмен уже направил телеграммы министру образования Ульяновской области Екатерине Убы, прокурору Ульяновской области Валерию Малышеву и губернатору области Сергею Морозову с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и взять дело под личный контроль.
При этом в аппарате детского омбудсмена напоминают, что Ульяновская область относится к 10 российским регионам, где вопреки указанию президента России нет уполномоченного по правам ребенка. Дело в том, что с предыдущим детским омбудсменом Константином Долининым, который пробыл на этом посту полтора года, не продлили договор. А нового уполномоченного так и не назначили, несмотря на то, что прошло уже больше месяца.
Сам Долинин, который сейчас руководит общественной организацией "Родительское собрание", называет произошедшее катастрофой. "За раскрытие персональных данных, тем более тайны усыновления, предусмотрено уголовное наказание, - напомнил он BBCRussian. - Ведь информация, содержащаяся в личных делах, может использоваться в криминальных целях, например, для шантажа усыновителей. Дескать, дай тысячу евро или выложу эти документы в интернет. Кроме того, злоумышленники могут воспользоваться паспортными данными, которые тоже имелись в этих документах. Например, при помощи чужих паспортов оформить кредит".
В свою очередь член Общественной палаты России, руководитель организации "Право ребенка" Борис Альтшулер считает, что такое отношение к документам детей-сирот довольно показательно, хотя больше всего соответствует перестроечному периоду.
"Данное происшествие является отголоском хаоса 90-х годов. В то время много было такого наплевательского отношения ко всем документам", - рассказал Interfax-Russia.ru Альтшулер.
По его мнению, будет довольно сложно установить того самого чиновника, который ответственен за такое наплевательское отношение к личным делам воспитанников детдомов.
А по мнению ульяновского правозащитника Игоря Корнилова, личные дела детей-сирот оказались в заброшенном здании ПТУ совсем не случайно.
"По моим данным, за последние годы из ульяновских детских домов произошло 85 побегов. И не все дети вернулись обратно. Некоторые директора зачастую даже не заявляли об этих побегах, либо заявляли о них в милицию поздно. Я не исключаю, что личные дела сирот могли выбросить умышленно. Таким образом прикрывали "недостачу" детей в детдомах - пропавших или проданных за рубеж", - считает Корнилов.
Обозреватель Анастасия Николаева