Самара. 18 июня. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Экспериментальные исследования пройдут на базе Самарского университета им.Королева в рамках гранта Российского научного фонда, сообщает пресс-служба самарского университета.
"Ученые из России, Франции и Японии проведут на базе Самарского университета им.Королёва теоретические и экспериментальные исследования по созданию технологии производства новых высокоэффективных биметаллических материалов для аэрокосмической техники. Они смогут выдерживать значительные механические нагрузки и экстремальные перепады температур с разницей в несколько сотен градусов", - говорится в сообщении.
Как сообщает доцент кафедры обработки металлов давлением Ярослав Ерисов, внутри университета в проекте будут задействованы две кафедры - обработки металлов давлением и технологий производства двигателей.
"Помимо большой экспериментальной части, запланированной в рамках этого гранта, будут выполнены теоретические исследования. По итогам предполагается получить не только технологии, но и фундаментальные основы создания материала нового типа", - цитирует пресс-служба слова Ерисова.
Отмечается, что биметаллические материалы давно применяются при изготовлении авиационной и космической техники, так как зачастую обычные сплавы не обеспечивают необходимой гаммы свойств.
"Биметаллы же позволяют объединить преимущества разных материалов, увеличивая надежность, износостойкость и долговечность. Использование биметаллических материалов, например, из стали и алюминия, позволяет добиться необходимых прочностных характеристик, уменьшив при этом вес деталей и конструкций, соответственно увеличивая при этом грузоподъемность и топливную эффективность самолета или ракеты-носителя", - поясняется в пресс-релизе.
Однако, как отмечают самарские ученые, при создании таких материалов прочность соединения разнородных слоев в большинстве случаев недостаточна.
"При этом у разных металлов отличаются теплофизические свойства, и при больших перепадах внешних температур, например, в космосе - от -200°С до +200°С, возникает опасность межслойного разрушения многослойного материала. Ученые трех стран в рамках полученного гранта планируют разработать научные основы новой технологии и экспериментально получить слоистый функциональный высокоградиентный материал",- отмечается в сообщении.
Как сообщает заведующий кафедрой обработки металлов давлением Самарского университета, академик РАН Федор Гречников важно, чтобы используемые в аэрокосмической технике материалы были термически стабильными, чтобы они не расширялись при высоких температурах.
"Этого можно добиться, если брать разные материалы с разными коэффициентами линейного расширения и чередовать их в многослойной конструкции: когда один слой расширяется, другой сжимается, а во всем объеме не происходит никаких изменений. Обычно биметаллические материалы производят способом прокатки - за счет большого давления происходит фактически сварка поверхностей металлов. Мы предлагаем новый метод - с использованием аддитивных технологий", - цитирует слова Гречникова пресс-служба университета.
Ученые предлагают наносить с помощью аддитивных технологий слои металлопорошковой композиции на подложки из листового проката, создавая при этом на поверхностях особый микро- и макрорельеф, который позволит практически на порядок увеличить площадь контакта соединяемых слоев и даже образовывать механические неразъемные соединения в виде микрозамков.
Полученный в результате композиционный "пирог" планируется затем дополнительно обрабатывать давлением, например, прокатывать, чтобы получить высокопрочное соединение слоев металлов.