Поволжье / Новости 3 ноября 2010 г. 16:11

Шаймиев выступает за появление в РФ новой памятной даты - Дня принятия ислама Волжской Булгарией

Казань. 3 ноября. ИНТЕРФАКС - Признание российским обществом Дня официального принятия ислама Волжской Булгарией как памятной даты стало бы заметным шагом в процессе дальнейшего сближения и толерантного сосуществования двух традиционных религий Российской Федерации - православия и ислама, считает госсоветник Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев.

В интервью "Интерфаксу" он напомнил, что в сентябре Госсовет республики принял закон, устанавливающий 21 мая как День официального принятия ислама Волжской Булгарией.

"В этом решении нет абсолютно никакой политической подоплеки. Речь идет о восстановлении исторической справедливости. И если российское духовенство и парламент страны поддержат это предложение как единую памятную дату, то это откроет путь к дальнейшему укреплению доверия и к толерантному сосуществованию двух традиционных религий России - православия и ислама", - подчеркнул М.Шаймиев.

По его словам, когда Госдума в качестве памятной даты законодательно утвердила День крещения Руси, то в среде российских мусульман встал вполне резонный вопрос - "почему тогда в качестве такой даты нет дня принятия ислама?".

"Когда вопрос ставится таким образом, то он уже имеет соответствующую почву, это ведь не было сиюминутным решением, и не зависело от чьего-то ни было желания", - отметил госсоветник.

Он считает, что невозможно отойти от общей истории православия и ислама. По сути дела, подчеркнул М.Шаймиев, российская цивилизация на всех этапах своего становления опирается на симбиоз двух культур - славяно-православной и мусульманской.

"Без учета этого фактора говорить о причастности нашей страны к мировой цивилизации было бы необъективно и неполноценно с точки зрения самой истории. Ведь не случайно Россию за месторасположение и переплетение религий и культур относят к Евразии. Исходя из того, что был законно установлен День крещения Руси, вполне справедливо встал вопрос - а что же тогда с другой составляющей этой цивилизации - исламской?" - пояснил М.Шаймиев.

При этом он отметил, что добровольное принятие ислама на территории Волжской Булгарии документально зафиксировано и не оспаривается ни учеными, ни представителями мусульманского духовенства. "Ислам стал здесь государственной религией в 922 году и именно отсюда распространился дальше по остальной России в пору Золотоордынского ханства. Волжская Булгария того периода - это одно из развитых раннефеодальных государств Восточной Европы, находившееся на перекрестке торгово-экономических путей, активно сотрудничавшее с русскими княжествами. В то время российской государственности еще и не было", - подчеркнул М.Шаймиев.

Он рассказал, что на протяжении многих лет в древнем городе Болгар каждый год, 21 мая на месте, где был принят ислам, собираются десятки тысяч паломников со всех концов страны, а также из-за рубежа. "Люди приезжают целыми семьями с маленькими детьми, чтобы воздать молитву Всевышнему на этой святой земле. В текущем году в День паломничества эти святые места посетило и все руководство республики, включая президента, и мы все воочию увидели насколько значим для наших мусульман этот день и само это место", - отметил М.Шаймиев.

В настоящее время в республике начали реализацию масштабного культурно-исторического проекта федерального значения "Культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск", который охватывает историю исламской цивилизации, начиная с Х века, а также православную культуру периода XVI века. "Мы в рамках деятельности республиканского фонда "Возрождение" развернули работы по восстановлению исторических, архитектурных и культурных памятников, здесь создается современная инфраструктура", - сообщил М.Шаймиев.

По его словам, в июне в Болгаре прошел международный форум, где обсуждались вопросы, касающиеся состояния российского ислама, истории и проблемы восстановления исторических памятников. В работе форума приняли участие представители ЮНЕСКО, высшего мусульманского духовенства страны, включая и представителей республик Северного Кавказа.

"В рамках форума обсуждался и вопрос о том, какую дату принять за основу в качестве Дня принятия ислама. Все муфтии без исключения подтверждают факт добровольного принятия ислама впервые в России именно Волжской Булгарией. Вместе с тем приход ислама на территорию страны, и это тоже факт исторический, начинается с VI-VII веков, в период завоевания арабами дагестанского города Дербент. Но, тогда, и в этом есть принципиальное отличие, - принятие ислама для местного населения было актом отнюдь не добровольным", - пояснил М.Шаймиев.

По его мнению, вопрос о том, внесут ли республики Северного Кавказа в свои календари День принятия ислама на основе этого события - остается открытым. "Как показала дискуссия, никакой конфронтации в этом вопросе между нами нет и быть не должно. Однако, на мой взгляд, утверждение такой памятной даты в один день с Днем принятия ислама Волжской Булгарией было бы вполне логичным, нежели каждая из республик будет определять свою дату", - полагает М.Шаймиев.

Он считает, что этот день должен стать объединяющим для народов разных национальностей в России, исповедующих ислам, и отношение к этому должно быть уважительным.

В этой связи он напомнил, что когда законопроект о принятии Дня крещения Руси обсуждался в Совете Федерации, была дискуссия, и спикер Сергей Миронов, отвечая на вопрос о том, как быть с исламом, высказался за то, чтобы законодательно был бы закреплен и факт принятия ислама. "Тогда, и об этом писали СМИ, С.Миронов предложил в рамках верхней палаты разработать соответствующий законопроект, включающий в число памятных дней Дату принятия ислама на Руси", - отметил М.Шаймиев.