Самара. 13 октября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Самарские ученые проводят исследования в области создания криогенного двигателя для беспилотных летательных аппаратов, сообщает пресс-служба Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева.
"Ученые приступили к разработке криогенного двигателя, который будет использовать в качестве топлива жидкий азот или сжиженный природный газ. Данный двигатель может применяться в будущем на экологичном автотранспорте для особо охраняемых природных зон, а также на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) специального назначения, которые смогут оставаться невидимыми для средств инфракрасного слежения, не оставляя в небе тепловых следов", - говорится в сообщении.
Отмечается, что работы ведутся в рамках созданной в Самарском университете лаборатории криогенной техники.
"Основная задача этой лаборатории - изучение возможностей использования энергии холода, то есть, энергии, заложенной в криогенных веществах и продуктах. В лаборатории начата работа по созданию криогенного двигателя, в настоящее время идет серия испытаний одного из главных элементов создаваемого двигателя - системы хранения криогенного топлива", - цитирует пресс-служба заместителя директора института двигателей и энергетических установок университета Дмитрия Угланова.
Система хранения создана на основе емкости с криогенной заправкой специальной конструкции, оснащенной различными датчиками и клапанами. В ходе лабораторных испытаний отрабатываются технологические процессы хранения криотоплива и использования низкопотенциальной энергии криопродуктов.
Ученые заполняют баллон жидким азотом, который благодаря теплоте окружающей среды нагревается и, превратившись в газ высокого давления, совершает полезную работу в расширительной машине. Кроме того, дополнительную энергию за счет перепада температур между криогенным рабочим телом и окружающей средой позволяет получить используемый в системе хранения каскад термоэлектрических генераторов.
"У данной системы хранения оригинальная конструкция, защищённая патентами на изобретение. Этот баллон уникален тем, что обычно подобные емкости предназначены для хранения либо газов высокого давления, либо криогенных рабочих тел в жидком состоянии", - отметил Угланов.
"Наша же разработка позволяет хранить рабочие вещества или в жидком состоянии, или в газообразном и дает возможность управлять временем регазификации для получения необходимых параметров состояния рабочего тела", - пояснил ученый.
По его словам, создание криогенного двигателя займет три-четыре года.
"Криогенный двигатель благодаря его исключительной экологичности можно будет применять, например, на транспортных средствах, предназначенных для использования в природных заповедниках. Также его можно использовать на беспилотных летательных аппаратах специального назначения - такие не будут оставлять за собой тепловой след в отличие от других аппаратов и их будет сложнее обнаружить", - сказал Угланов.