Уфа. 10 июня. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Оборот авторитейла в Башкирии из-за ограничительных мер в связи с распространением коронавируса по итогам 2020 года сократится минимум на 50%, менее всего пострадает премиум-сегмент, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Поволжье" эксперты.
"Думаю, что по итогам года мы можем упасть по продажам в среднем процентов на 50. Численность автодилеров будет зависеть от степени их закредитованности: чем она выше, тем меньше шансов сохранить бизнес. Сейчас прогнозировать сложно - волна кризиса еще не проявилась в полной мере: еще не все потеряли работу, кто может ее потерять. Осенью, после отмены моратория, начнутся банкротства. Рынок авторитейла ждет период слияний-поглощений", - считает совладелец уфимской группы компаний "Автопремьер" Альфред Хайретдинов.
Он отметил, что "самоизоляция населения с конца марта и закрытие автосалонов поставили наш бизнес на двухмесячную паузу: встала продажа автомобилей, существенно сократился объем сервисных услуг".
"Клиенты, которые традиционно проходили у нас сервисное обслуживание, из-за режима самоизоляции откладывали диагностику, машины стояли на зимних колесах. Но те организации, которые не останавливали свою деятельность на период карантина, продолжали у нас обслуживаться. Их заказы дали нам возможность несколько снивелировать негативные последствия простоя", - пояснил Хайретдинов.
Характеризуя тенденции рынка в этом году, он отметил, что начало пандемии совпало с падением курса национальной валюты. "Неделя до введения карантина нам очень помогла, подскочил курс доллара, и некоторые клиенты поспешили вложить свободные денежные средства в покупку машины. Поэтому в этот период мы продали больше машин, чем в прошлом году в это время", - сказал он.
Также, по словам автодилера, "в настоящее время доля подержанных автомобилей на рынке сократилась: поставки новых машин из-за карантина были приостановлены, люди покупали "бэушные", поэтому рынок "бэушных" автомобилей несколько вымылся".
Ряд авторитейлеров Уфы и Стерлитамака сообщили агентству, что сейчас фиксируют на рынке некоторое оживление. "В эти месяцы, возможно, будет наблюдаться хорошая динамика: население будет реализовывать отложенный спрос. Скорее всего, будет всплеск покупательской активности", - сказал один из них.
Клиенты по-прежнему предпочитают приобретать авто очно, "автомобили онлайн не продаются, нет спроса". Автосервис продолжает функционировать, хотя "с запчастями были перебои, поскольку склад в Казани продукцию не вывозил, склад в Москве работал в штатном режиме".
По их словам, большая часть компаний постаралась сохранить штат: менеджеры по продажам занимались отработкой клиентской базы и "холодными звонками", работники кредитных подразделений вели переговоры с банками. Вместе с тем, один из крупнейших автодилеров региона сократил за это время более 800 человек.
На вопрос об эффективности мер господдержки представители бизнеса отметили, что серьезной сложностью является то, что не все компании могут на нее рассчитывать из-за несоответствующих кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Правительственный перечень включает только компании со второстепенными кодами ОКВЭД 45.11.3 (торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами), в то время как большинство автодилеров зарегистрированы под общими - 45.1 (торговля автотранспортными средствами).
В свою очередь, уполномоченный по правам предпринимателей Башкирии Флюр Асадуллин подтвердил агентству, что запрос на меры поддержки со стороны автосалонов имеется: субсидии на зарплаты от ФНС автодилеры получают без проблем, часть получили беспроцентные кредиты, другие ожидают ответа от банков, также рассчитывают на банковские кредиты на выплату зарплаты.
"Хорошей мерой поддержки, по словам самих предпринимателей, стало бы поддержание спроса путем снижения банковских ставок на автокредиты", - добавил он.
Комментируя текущую ситуацию в отрасли, омбудсмен отметил, что в большей степени от ограничительных мер пострадали автосалоны, реализующие авто из среднего сегмента, "премиум легче переносит".
При этом, по его словам, дилеры стараются выполнять все санитарно-эпидемиологические требования. "Сложностей с реализацией санитарно-эпидемиологических мер не возникает, затраты у автосалонов существенные, но не критические. Бесплатные СИЗы, постоянная обработка автосалонов и автомобилей, защитные экраны - все это делается, и делается прежде всего для безопасности сотрудников и клиентов, поэтому вопрос денег не стоит, это необходимость", - резюмировал Асадуллин.
Уполномоченный по правам предпринимателей прогнозирует, что увеличения рынка авторитейла в 2020-2021 годах не ожидается, крупные игроки останутся, более мелкие не выживут, крупным холдингам, реализующим разные марки автомобилей, придется сокращать количество автосалонов (так называемые внутрихолдинговые сокращения).
"Владельцы автосалонов считают, что многие автоцентры закроются. Проблема даже не в коронавирусной инфекции, а в падении курса рубля, повышении стоимости бензина и, как следствие, стоимости перевозки, удорожании автомобилей, падении покупательской способности населения", - подытожил он.