Самара. 12 декабря. ИНТЕРФАКС - Ученые Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН разработают на основе искусственного интеллекта единую экосистему безопасности для отечественных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сообщает пресс-служба вуза.
Разработка позволит упорядочить и автоматизировать полеты дронов и минимизировать количество потенциальных нештатных ситуаций на земле и в воздухе.
"Разрабатываемая нами система на основе нейросетей позволит увеличить безопасность эксплуатации БПЛА и свести к минимуму число возможных нештатных ситуаций, а также в перспективе поможет создать стандарты и правила движения в воздушном пространстве для всей будущей отрасли беспилотной авиации. Подобных систем в России пока нет", - приводятся в сообщении слова профессора, директора Института искусственного интеллекта и руководителя Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем" Самарского университета им. Королёва Артема Никонорова.
Проект реализуется в сотрудничестве с компанией разработчиком беспилотных авиационных систем ООО "Транспорт будущего", которая создает на территории ОЭЗ "Тольятти" завод по производству гражданских беспилотников.
По словам Никонорова, количество БПЛА в различных сферах экономики с каждым годом будет только увеличиваться, и на помощь придет искусственный интеллект, придут нейросети, они, как электронные диспетчеры, будут контролировать перемещения дронов в сфере ответственности системы, в сложных ситуациях обращаясь, конечно же, за помощью человека.
В рамках этой системы автономные БПЛА будут автоматически следовать установленным правилам и стандартам движения и смогут с помощью нейросетей корректировать маршруты, например, из-за изменившихся погодных условий или возникшей опасности столкновения.
Если БПЛА вылетит за пределы выделенного для него воздушного коридора, "электронный диспетчер" прикажет ему вернуться, а если он никак не отреагирует - например, из-за поломки, то система сможет принудить его к посадке в безопасном месте.
Разработку системы ведут сотрудники университетского Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем". В настоящее время в состав команды Центра входит более 50 ученых, являющихся сотрудниками Института искусственного интеллекта Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН.
Как сообщалось, в ноябре правительство РФ установило в Самарской области экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации беспилотных авиационных систем.
ООО "Транспорт будущего" зарегистрировано в 2021 году в Белгородской области, входит в ГК "ЭФКО". Компания занимается разработкой БАС, базируется на территории инновационного центра "Бирюч".