Правительство РФ решило временно перенести проект строительства высокоскоростной магистрали "Москва – Казань". Президент Татарстана Рустам Минниханов поделился с агентством "Интерфакс-Поволжье" своим мнением по этому вопросу.
- Рустам Нургалиевич, решение правительства о переносе проекта ВСМ сильно поменяет планы по развитию инфраструктуры в республике?
- В Республике Татарстан работа по реализации этого проекта не приостанавливалась ни на день, скорее, наоборот. Я объясню, почему. Высокоскоростная магистраль, безусловно, даст нашему региону новый импульс развития. Мы крайне заинтересованы в реализации проекта высокоскоростной магистрали "Москва – Казань" и его запуске в эксплуатацию до начала спортивных мероприятий в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году. Скоростная магистраль в этом случае станет важнейшим элементом транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу, свяжет три города проведения матчей - Москву, Нижний Новгород и Казань.
Мы делаем все для того, чтобы этот проект был осуществлен. Так, 30 июля нынешнего года были проведены общественные слушания, где обсуждалось воздействие строительства высокоскоростной магистрали на окружающую среду.
По заданию ОАО "Скоростные магистрали" - заказчика проекта - были разработаны варианты прохождения трассы от Москвы до Екатеринбурга через Казань. Для работы привлекалось ОАО "Ленгипротранс" - генеральный проектировщик, а также еще несколько других проектных институтов. Из четырех предложенных вариантов был рекомендован наиболее оптимальный - по затратам, целесообразности, наименьшей сложности прохождения рельефа местности. Затем мы направили проект маршрута высокоскоростной магистрали "Москва – Казань" во все заинтересованные министерства, ведомства и муниципальные образования, а полученные замечания и рекомендации передали в ОАО "Скоростные магистрали" для дальнейшей работы.
В конце сентября сетевой план-график мероприятий проекта утвердил председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. И сегодня все задействованные регионы, в том числе и Республика Татарстан, все министерства и ведомства уже включились в реализацию этого проекта.
Кроме того, в Татарстане проводится работа по урегулированию земельных вопросов с заинтересованными субъектами – владельцами земельных участков, планируемых под размещение высокоскоростной магистрали "Москва – Казань".
Высокоскоростная магистраль – это серьезный межрегиональный проект, мы возлагаем на него большие надежды.
- Какие конкретные преимущества Вы видите для своего региона? Что даст Татарстану реализация проекта ВСМ "Москва – Казань"?
- Высокоскоростная магистраль соединит три крупных федеральных округа: Центральный, Приволжский и Уральский. Напомню, что общая численность населения в этих округах – более 80 млн человек, это больше половины от всего населения страны! Новая магистраль между Москвой и Казанью создаст мощный агломерационный эффект в близлежащих регионах, позволит максимально использовать уже существующую железнодорожную инфраструктуру. Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Нижний Новгород - Казань будет иметь протяженность 779 км. Время в пути от Москвы до Казани займет 3 с половиной часа.
Я уверен, что за счет повышения транспортной доступности произойдет развитие экономических и деловых связей между крупнейшими городами Поволжья, а это значит, что в экономике можно ожидать и значительного прироста валового регионального продукта.
Что касается конкретно Татарстана, то мы прогнозируем, что строительство высокоскоростной магистрали инициирует рост деловой активности в целом комплексе отраслей экономики – в торговле, туризме, транспортной сфере и строительстве, а также в финансовой сфере. Сегодня общий трафик из Казани в направлении Москвы составляет 1,8 млн человек в год, и это без учета автомобильного транспорта. Для экономически активного населения региона высокоскоростная магистраль – это еще и мобильность, возможность быстро передвигаться и получать рабочие места в других регионах, то есть возможность повысить свой доход и уровень жизни.
В целом все это придаст новый импульс социально-экономическому развитию как Татарстана, так и Российской Федерации в целом.
- Насколько строительство такого сообщения приоритетно? Может, стоит развивать другие направления в инфраструктуре?
- Эксперты уже просчитаны экономические эффекты от реализации проекта высокоскоростной магистрали "Москва-Казань". Строительство этой магистрали создаст бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 2014-2019 годы в размере 174,6 млрд рублей на этапе строительства и 1,53 трлн рублей – на этапе эксплуатации за счет ускорения экономического роста крупнейших агломераций страны.
Я напомню, что стоимость проекта в ценах 2012 года (без НДС) оценивается в 744,2 млрд рублей, и он становится одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в России. За счет мультипликативного развития экономики проект начнет возвращать инвестиции уже на этапе строительства. Я уже говорил, что ожидается значительный прирост ВРП как в самом Татарстане, так и других регионах, где будет проходить магистраль.
С появлением магистрали на территориях, где сегодня есть некая деградация городов, появятся новые рабочие места, резко возрастет трудовая мобильность населения, увеличится производительность труда.
Татарстан всецело поддерживает этот проект, однако нельзя сказать, что мы будем развивать только данный вид транспорта и данную инфраструктуру. Для нас важно обеспечить комплексное развитие транспортного сообщения, включая автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный, городской наземный и подземный транспорт. По каждому виду транспорта у нас имеются свои перспективные планы. И мы, как всегда, намерены пойти по пути инновационного развития транспортной составляющей - изучаем передовой мировой опыт, по возможности стараемся применять новейшие достижения и разработки. Исходя из всего этого, для Татарстана проект строительства высокоскоростной магистрали "Москва – Казань", безусловно, в числе приоритетных, но он - не единственный.