Поволжье / Эксклюзив 7 июня 2019 г. 17:32

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев: "Наша цель на ближайшую перспективу - ускоренное развитие экономики региона"

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев: "Наша цель на ближайшую перспективу - ускоренное развитие экономики региона"

             О развитии ключевых отраслей реального сектора экономики, строительстве важных инфраструктурных объектов в регионе в интервью "Интерфаксу" на площадке Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор области Валерий Радаев.

            - Валерий Васильевич, сельское хозяйство - традиционная отрасль для Саратовской области. Регион считается одним из лидеров по сбору зерновых в стране. Каковы перспективы развития отрасли? Какие инвестпроекты в сфере АПК реализуются в регионе?

            - В последние годы по намолоту зерна Саратовская область стабильно входит в число передовиков и в Приволжском округе, и в целом по стране. А по сбору подсолнечника мы - первые в России. В 2017 году в регионе собрали рекордный урожай зерновых: свыше 6 млн тонн. В прошлом году урожай тоже был неплохой, несмотря на сложные погодные условия, - 3,3 млн тонн. Думаю, в этом году соберем не меньше.

            Но большой урожай нужно реализовать. Объем собранного зерна с лихвой перекрывает внутренние потребности региона, поэтому мы стали целенаправленно заниматься экспортом.

            Здесь, я убежден, у Саратовской области - огромный потенциал. Приведу конкретный пример: в 2018 году регион экспортировал свыше 2 млн тонн зерновых - в два раза больше, чем в 2017 году.

            Саратовское зерно востребовано и на российском рынке, и на мировом. Наше зерно покупают в Германии, Италии, Азербайджане, Турции, Греции, Египти, Индонезии, Танзании, Латвии - практически, по всему миру.

            Теперь об инвестпроектах в сфере АПК. Сейчас в Саратовской области в числе других реализуются инвестиционные проекты по строительству железнодорожных зерновых хабов. Они будут действовать как мини-элеваторы - хранить продукцию и отгружать ее. Мы планируем создать сеть хабов по всему региону. Первый такой объект уже введен в эксплуатацию в Пугачевском районе.

            Проект реализован компанией "Николаевские крупы" в рамках сотрудничества с правительством Саратовской области, Приволжской железной дорогой, АО "Русагротранс", Россельхозбанком.

            В рамках проекта построена отгрузочная площадка на железнодорожных путях, включающая механизм погрузки-выгрузки зерна в вагоны (мощность - 1,4 тыс. тонн за рабочий день или 175 тонн в час), пять зерновых складов на 12,6 тыс. тонн. Объем инвестиций в проект составил более 71 млн рублей. Зерно будет отправляться в направлении Азова по 5-10 тонн в день. Годовой объем отгрузки должен составить не менее 80 тыс. тонн.

            Саратовская область обязательно будет участвовать в федеральном проекте "Экспорт продукции АПК". Этот проект открывает большие перспективы для наших товаропроизводителей, развития сельхозпредприятий. В числе приоритетных задач регионального АПК - также создание многопрофильных предприятий, развитие сельхозкооперации, поддержка малых форм хозяйствования.

            - Развитая транспортная инфраструктура во многом влияет на успешность российских территорий. Какие "дорожные" и инфраструктурные объекты планируется реализовать в Саратовской области в ближайшее время?

            - В этом году мы вводим в эксплуатацию новый аэропорт. Он уже получил название "Гагарин". За него проголосовало абсолютное большинство жителей Саратовской области. И это - не случайно. Напомню, Юрий Гагарин с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум. В Саратовском аэроклубе он учился летать на самолёте - сделал свои первые шаги в небо. А 12 апреля 1961 года, завершив легендарный космический полет на корабле "Восток, Юрий Алексеевич приземлился недалеко от Энгельса.

            Работы в новом аэропорту вступили в завершающую стадию: готовы пассажирский терминал, взлетно-посадочная полоса, все служебные помещения, железнодорожный перрон, насосная станция. В июне мы завершаем строительство коммуникаций. Сейчас идет благоустройство и озеленение всей территории.

            В прошлом году мы ввели Северный автодорожный подход к аэропорту - более 12 км дороги, отвечающей всем современным требованиям. В этом году введем Южный подход - дорогу-дублер, чтобы в полной мере обеспечить транспортную доступность к аэропортовому комплексу. Открытие международного аэропорта "Гагарин" запланировано на август, это - знаменательное для Саратовской области событие, и я приглашаю всех в Саратов.

            В рамках национальных проектов мы планируем отремонтировать 44 объекта на региональных автотрассах. Их общая протяженность составит 222 км, а с учетом дорог Саратова и Энгельса - порядка 300 км.

            В этом году в Саратовской области начнется строительство объездного пути двух сложнейших объектов: железнодорожных переездов Синодское и Сенная, расположенных на федеральной автотрассе Сызрань - Саратов - Волгоград.

            Что даст этот объездной путь? Прежде всего - снимет наболевшую проблему многочасовых "пробок" на этих участках автодороги. В эти "пробки" постоянно попадает и транзитный транспорт, и наши автомобилисты, поэтому проблема требовала скорейшего решения.

            Помимо этого в нынешнем году мы приступаем к строительству саратовского участка автомагистрали "Меридиан" в рамках международного проекта "Гамбург-Шанхай". Трасса протяженностью 645 км пройдет по территории 15 районов Саратовской области. Работу начнем с Перелюбского района.

            Отмечу, что и новый аэропорт, и новые автомагистрали - это объекты, имеющие огромное значение для развития транспортной инфраструктуры региона. Они открывают новые возможности для привлечения инвестиций в Саратовскую область, обеспечивают нам конкурентные преимущества перед другими территориями.

            Плюс ко всему - дорожное строительство является хорошим стимулом для развития смежных отраслей - логистической, сервисной, стройиндустрии. И в целом дает мощный толчок экономическому росту региона.

            - Саратовская область довольно протяженная: чтобы пересечь ее с Запада на Восток, надо проехать больше 600 км. Отдаленные территории зачастую - обособленные, с большим количеством накопившихся проблем. Как они решаются в регионе?

            - В прошлом году в Саратовской области была разработана программа комплексного развития отдаленных территорий. Ее инициатором стал наш земляк, председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин. Программа предполагает приоритетное развитие семи районов, расположенных в нескольких часах езды от областного центра и граничащих с другими регионами.

            Все эти территории - традиционно аграрные. В общей сложности там проживает свыше 100 тыс. человек. За долгие годы в этих районах накопилось немало проблем. Это - и демография, и низкий уровень доходов населения, и недостаточное количество социальных и коммунальных объектов. К этому нужно добавить миграционный отток.

            Программа рассчитана на три года. Нам предстоит решить непростую задачу: обеспечить кадрами учреждения социальной сферы на селе, в первую очередь, школы, детские сады, больницы и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), помочь с кадрами руководителям сельхозпредприятий.

            Для решения "кадрового вопроса" на селе в регионе запланировано 78 инвестиционных проектов, которые дадут более 600 новых рабочих мест.

            Отдельный блок мероприятий программы связан с развитием сельской инфраструктуры. Это, прежде всего, строительство ФАПов, спортивных сооружений, ремонт школ, Домов культуры, автодорог, реконструкция сетей водоснабжения, модернизация социальных и коммунальных объектов. На эти цели правительство области направит почти 7,5 млрд рублей.

            - Экологические вопросы сегодня стоят очень остро по всей стране, в том числе, "мусорная" проблема. В ряде регионов ситуацию считают критической. Как обстоят дела в Саратовской области?

            - К решению этого сложного вопроса в Саратовской области подходят системно - в этом отличие нашего региона и его преимущество. У нас, практически, выстроена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Сейчас поэтапно переходим на нее.

            Так, в левобережной части региона создана масштабная коммунальная инфраструктура - два мусороперерабатывающих комплекса общей мощностью 300 тыс. тонн, 19 мусороперегрузочных станций, современный полигон мощностью 350 тыс. тонн. Это - первый реализованный проект в Приволжском Федеральном округе и один из первых в России.

            Замечу, что региональный оператор приступил к работе в августе 2018 года. За прошедшее время много уже удалось сделать. Введен полный контроль за передвижением отходов. Все машины оснащены системой ГЛОНАСС. С сентября этого года регион переходит на новую систему обращения с ТКО в Правобережье.

            В переходный период вполне ожидаемо возник ряд проблем. Они связаны с обустройством контейнерных площадок, дефицитом контейнеров и техники, начислением оплаты и тарифами. Безусловно, требуется корректировка нормативов накопления ТКО, актуализация территориальной схемы по обращению с отходами, базы потребителей услуги. Все эти проблемные вопросы на контроле в правительстве области, они решаются в рабочем режиме.

            И еще несколько важных цифр. По нацпроекту "Экология" определен базовый показатель для субъектов РФ - к 2024 году около 60% ТКО должны отправляться на переработку. В настоящее время в среднем по регионам это лишь 5%. В Саратовской области уже сейчас 86% ТКО идут на переработку.

            - С этого года в стране приступили к реализации национальных проектов. Выделены серьезные средства, запланированы новые объекты. Готова ли область к выполнению поставленных задач? Какие приоритетные задачи поставлены регионом на ближайшую перспективу?

            - Саратовская область не только готова, но уже приступила к выполнению нацпроектов. Наши цели на ближайшую перспективу - ускоренное развитие экономики региона и уверенное закрепление в первой пятерке ПФО по ключевым показателям реального сектора.

            Повышение доходов населения, повышение заработной платы по всем направлениям и отраслям - наш безоговорочный приоритет.