Пандемия открыла новые перспективы для бизнеса. Когда введенные ограничения поставили под удар оффлайн-каналы сбыта татарстанской продукции, в драйверы роста экономики вышла электронная торговля. О развитии этого рынка продаж, а также проекте прямых контейнерных поездов в Татарстане в интервью "Интерфаксу" рассказал уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей, помощник главы республики Фарид Абдулганиев.
- Фарид Султанович, в конце сентября компания Maersk запустила регулярные контейнерные поезда по кольцевому маршруту "порт Санкт-Петербург - Елабуга - порт Санкт-Петербург" по доставке импортных и экспортных грузов. В чем важность этого события?
- Решение вопроса быстрой, удобной и надежной доставки продукции татарстанских предприятий в любую страну мира на конкурентных условиях имеет важнейшее значение для всей экономики республики.
Для того, чтобы растущие экспортные и импортные операции татарстанских компаний и предпринимателей стали более конкурентными на международном рынке, нужно было добиться включения республики в глобальную сеть контейнерных грузоперевозок, которая является основой мировой экономики и по разным оценкам снижает транспортные расходы на 10-15%, что эквивалентно росту рентабельности примерно на 1%, а это - очень значительная сумма в масштабах экономики Татарстана.
Но здесь нужно пояснить, что существенное снижение транспортных затрат дает только оптимизация полной логистической цепочки с учетом всех факторов. Это достигается за счет современных цифровых решений, объединяющих всех участников цепочки, выстраивания и ответственного исполнения единого плана-графика перевозки, использования сквозных транспортных документов.
- А каков сейчас уровень контейнеризации внешнеторговой логистики в Татарстане?
- Сейчас в целом по республике он составляет около 22% в экспорте и менее 10% - в импорте. Для сравнения - уровень контейнеризации в ЕС составляет более 70%, а в среднем по России - около 40%.
Для решения данного вопроса мы провели ряд переговоров с лидерами рынка контейнерных перевозок, определили потребности крупнейших татарстанских предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность.
По данным на весну 2021 года, их суммарный ежемесячный объем перевозок составлял около 1200 40-фунтовых морских контейнеров в экспорте и до 1500 контейнеров - в импорте. То есть Республика Татарстан может похвастаться высокой сбалансированностью экспортных и импортных грузопотоков. Это позволяет говорить о значительном потенциале всего региона с точки зрения организации контейнерной логистики в направлении морских портов и обратно.
Данная подготовительная работа завершилась подписанием 30 июня соглашения о стратегическом партнерстве по развитию международных контейнерных перевозок на территории республики и включение созданных интермодальных коридоров в международную сеть Maersk. Документ подписали президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов и генеральный директор Maersk Восточная Европа Жолт Катона.
В рамках этого соглашения летом были запущены контейнерные поезда в направлении порт Санкт-Петербург - Елабуга по перевозке импортных контейнеров для татарстанских предприятий автомобилестроения. А в конце сентября я вместе с Жолтом Катона в порту Санкт-Петербурга встречал первый контейнерный поезд с татарстанским экспортным грузом. В дальнейшем мы совместно с компанией Maersk планируем запустить контейнерные поезда в Татарстан и обратно из портов Новороссийск и Находка.
Запуск таких поездов фактически включает республику в глобальную сеть контейнерных перевозок и значительно повысит уровень интеграции Татарстана и Среднего Поволжья в мировой рынок за счет сокращения транзитного времени и интеграции с сетью морских линий в азиатском регионе.
- Какие отрасли наиболее заинтересованы в развитии контейнерных перевозок?
- Интермодальные поставки грузов в контейнерах по фиксированному расписанию могут быть наиболее востребованы предприятиями, рассматривающими расширение международных поставок, а также заинтересованных в повышении операционной эффективности за счет снижения транспортных задержек.
Сейчас основные потоки в части импорта формируются за счет предприятий машиностроения (колесная техника). В экспорте основные потоки контейнеров - продукция нефтехимического комплекса (каучуки, пластики и пр.).
Мы также видим существенный потенциал в развитии регулярных перевозок продуктов питания, а также электроники, товаров народного потребления, сфере электронной торговли, нуждающихся в устойчивых и эффективных международных логистических решениях.
Особо отмечу, что от создания регулярных транспортных маршрутов выиграют не только крупные татарстанские экспортеры и импортеры, но и малый бизнес, который может отправлять контейнеры со своими товарами в любую точку мира.
- Какой экономический эффект ожидается?
- Исключение транзитного звена из логистики доставки товаров в Татарстан и из него позволит существенно увеличить финансовую эффективность внешнеэкономической деятельности наших предприятий, создаст предпосылки для расширения экспорта по кратчайшим маршрутам.
Еще одним немаловажным следствием подключения Татарстана к глобальной сети контейнерных грузоперевозок станут миллиардные инвестиции в развитие терминальной инфраструктуры и создание новых производств. В результате вырастут налоговые поступления в бюджет республики и будут созданы новые рабочие места.
Так, после формирования устойчивой и сконцентрированной грузовой базы компания Maersk планирует инвестиции в развитие в Татарстане 1-2 современных специализированных контейнерных терминалов, для обслуживания как предприятий Татарстана, так и соседних регионов Среднего Поволжья.
Хотел бы отметить еще один, может быть, менее очевидный эффект. Децентрализация логистики и развитие проекта прямых контейнерных поездов также внесет свой вклад в снижение трафика на автодорогах, это положительно скажется, в том числе, на состоянии дорожного полотна и на снижении выбросов СО2 в атмосферу, что очень актуально.
- По Вашей оценке, насколько будет востребован этот транспортный канал? Обеспечит ли бизнес Татарстана полную загрузку или этими транспортными услугами могут воспользоваться и соседние с республикой регионы?
- Эксперты оценивают потенциал спроса Татарстана на контейнерные перевозки в перспективе 1-2 лет примерно в 1600 40-футовых контейнеров в месяц, то есть, шесть контейнерных поездов в неделю. Это - порядка 20 тыс. контейнеров в год.
- В Зеленодольске введена первая очередь оптово-распределительного центра Ozon, началось строительство второй очереди. Зеленодольск становится логистическим хабом для крупнейших маркетплейсов. Чем привлекателен для них Татарстан? Какие выгоды получит республика?
- Действительно, сложилась уникальная в целом для России ситуация: сразу три крупных маркетплейса строят свои распределительные центры даже не в одном регионе, а в одном муниципальном районе. В августе 2020 года состоялось открытие логистического центра Wildberries площадью 100 тыс. кв. метров. В конце сентября после многомесячной отладки в тестовом режиме прошла церемония официального запуска первой очереди логистического центра компании Ozon площадью 38 тыс. кв. метров. Одновременно начато строительство второй очереди логистического центра для Ozon такой же площадью.
Кроме этого большой проект в Зеленодольском районе начинает и быстрорастущий татарстанский маркетплейс KazanExpress, который уже входит в ТОП-5 крупнейших маркетплейсов России. Компания запланировала строительство фулфилмцентра площадью 225 тыс. кв. метров.
Инвесторов привлекают имеющиеся в республике преимущества в виде мощной экономики, развитой логистической инфраструктуры, удачного географического положения и широкого проникновения мобильного интернета.
Но, как отмечают сами инвесторы, главное преимущество нашей республики - проводимая правительством Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым политика максимального благоприятствования инвестициям.
Об этом, в частности, сказал в ходе церемонии запуска первой очереди распределительного центра маркетплейса Ozon президент группы компаний Ромекс Алексей Прокопенко. Дословно он сказал следующее: "Мы в полной мере ощущаем здоровый инвестклимат региона, он является флагманским в части поддержки бизнеса в столь сложное время. /.../ Выделение земельного участка, создание инфраструктуры - этого в других регионах практически никто не делает".
Что касается эффекта от прихода в Татарстан лидеров рынка электронной торговли, то речь идет о привлечении миллиардов рублей инвестиций в строительство региональных распределительных центров маркетплейсов на территории Татарстана, увеличении налоговой базы и создании десятков тысяч высокооплачиваемых новых рабочих мест. Также растет спрос на повышение скорости грузоперевозок. И, наконец, электронная торговля является новым каналом сбыта для местных производителей, что очень важно особенно сейчас.
Эксперты также прогнозируют заметное увеличение доли МСП в ВРП Татарстана в результате развития электронной торговли.
- Товарооборот татарстанских продавцов в основных интернет-магазинах в первом полугодии 2021 года увеличился в пять раз по сравнению с показателем того же периода прошлого года. Чем обусловлен такой рост, по Вашему мнению?
- Рост товарооборота обусловлен массовым выходом татарстанских предпринимателей на рынок электронной торговли. В 2021 году Татарстан демонстрирует темпы роста рынка электронной торговли, опережающие средние показатели в ПФО и в России в целом. При этом количество татарстанских продавцов на маркетплейсах за 8 месяцев этого года увеличилось почти в 4 раза - с 3 тыс. 291 на конец декабря 2020 года до 12 тыс. 573 на конец августа 2021 года.
Хочу отметить значительную лепту, которую внес в этот результат Центр электронной торговли "Маркетплейс.Легко". В его задачу входит не только обучение и регистрация предпринимателей на маркетплейсах, но и помощь в продвижении товаров поставщиков, создания условий для роста оборота через интернет-площадки. Кстати, 8 октября ЦЭТ запустил второй образовательный марафон, который будет проводиться в течение 30 дней. В ходе марафона зарегистрированные участники пройдут весь пусть от регистрации на маркетплейсе до начала продаж.
- Татарстан был в числе пилотных регионов, где был введен налоговый режим для самозанятых и это, во многом, определило лидерские позиции Татарстана в этом секторе малого бизнеса. Как Вы оцениваете перспективы товарооборота в этом секторе? Он уже достиг максимума или рост продолжится?
- Для нас эта тема очень актуальна, так как сейчас в республике уже более 147 тыс. человек зарегистрировались в качестве самозанятых. Что касается товарооборота самозанятых, то большие перспективы по его росту мы связываем с выходом этой категории предпринимателей на маркетплейсы.
Огромный рынок сбыта и расширение географии поставок в каналах электронной торговли позволяет быстро масштабировать бизнес. Имеется ввиду, что после преодоления допустимого порога оборота самозанятые переходят в статус индивидуального предпринимателя, а там недалеко и до создания своего ООО.
Напомню, что тема работы самозанятых на маркетплейсах была поднята 15 июня 2021 года на очередной встрече предпринимателей с президентом республики, которая была посвящена развитию электронной торговли в Татарстане. После этого несколько крупных маркетплейсов объявили о начале работы с самозанятыми.
- ФНС проектирует новый налоговый режим для малого бизнеса, который предусматривает многие послабления, как, например, отмена страховых взносов, но и повышение налоговой ставки. В июле 2022 новый налоговый режим запустят в Москве и области, Калужской области и Татарстане. Как предприниматели Татарстана отнеслись к этому новшеству?
- Показательно, что к нам в Общественную приемную пока не поступало ни одного обращения от предпринимателей по новому налоговому режиму, что говорит о том, что какого-то негатива к нему нет. Главное, что этот режим предлагается ввести в добровольном порядке, а значит - им воспользуются те предприниматели, которые посчитают его выгодным для себя.