Interfax-Russia.ru – Пункты утилизации старых автомобилей планируют открыть 8 марта.
Эта дата - 8 марта – была названа на встрече премьер-министра Владимира Путина и главы Минпромторга Виктора Христенко. Речь идет о начале реализации программы по субсидированию покупки россиянами новых автомобилей. Данную программу разработал Минпромторг и уже согласовал со всеми заинтересованными ведомствами.
Планируется, что владельцы автомобилей, произведенных в 1999 году и ранее, смогут сдать в утиль свою старую машину и при этом получить субсидию для покупки нового автомобиля российской сборки. Размер субсидии – 50 тыс. рублей. Впрочем, хозяевам старых машин придется оплатить их утилизацию. Эта услуга предположительно будет стоить до 3 тыс. рублей. Точную цену назовут власти регионов-первопроходцев, в которых начнется реализация программы. Кстати, этих пилотных регионов не так уж и много - Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Свердловская, Ростовская, Самарская, Челябинская, Нижегородская, Калининградская, Ульяновская, Калужская, Новосибирская области, Приморский, Красноярский и Краснодарский край, Удмуртия, Татарстан, Башкирия.
При помощи полученного сертификата россияне смогут частично оплатить автомобили российской сборки. На выбор им будет предложено 60-65 моделей. Надо уточнить, что речь идет как об автомобилях, производимых российскими компаниями, так и о машинах, собранных иностранными компаниями. Что касается иномарок, что с использованием сертификатов можно будет купить те машины, производители которых вышли на полномасштабное производство в России или имеют обязательства по их полномасштабному производству в нашей стране.
Эксперимент будет длиться ровно год: с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года. Всего за этот год планируется продать с использованием "утилизационных" сертификатов 199 тыс. автомобилей. В частности, квота для продажи машин с подобного рода скидкой в Москве составит 36 тыс. 218 автомобилей, в Московской области – 23 тыс. 681 автомобиль, в Петербурге – 16 тыс. 119, в Нижегородской области – 7 тыс. 761, в Самарской области – 9 тыс. 154, в Ленинградской области – 4 тыс. 975, в Калининградской области – 3 тыс. 184. Общее число автомобилей уже утверждено, и сейчас Минпромторг уточняет перечень производителей и моделей автомобилей.
По словам главы Минпромторга Виктора Христенко, главная сложность в реализации программы - создание системы пунктов утилизации автомашин. "Их (пунктов - ИФ) на сегодняшний день реально порядка 12-15, но мы рассчитываем на то, что за счет реализации схемы субсидий по доставкам (машин - ИФ) к этим пунктам мы сумеем вовлечь в эту схему достаточное количество заинтересованных владельцев транспортных средств", - сказал Христенко. По его словам, в настоящее время Минпромторг подготовил документы, позволяющие начать работать этим пунктам, однако еще необходимо подготовить ряд уточняющих нормативных актов.
Как утверждают эксперты, программа утилизации старых автомобилей позволит очистить дороги России от старого автопарка. Так, по данным Минприроды РФ, в России около 400 тыс. бесхозных автомобилей. А по данным МВД, из 38 млн автомобилей в России более 48% уже перешагнули десятилетний рубеж.
Представители "АвтоВАЗа" уже заявили, что их предприятие готово к реализации госпрограммы. "Готовность "АвтоВАЗа" к этим процедурам - получению автомобилей, их разборке – максимальная. Сегодня есть возможности, чтобы эту программу полностью поддержать и организационно, и материально. И я думаю, что мы будем одними из первых, кто ее запустит", - заявил в конце прошлого года вице-президент компании по продажам и маркетингу Максим Нагайцев.
По мнению разработчиков программы утилизации старых автомобилей, программа позволит создать в России мощную структуру по переработке старых машин, минимизирует влияние утилизации автомобилей на окружающую среду, а также будет стимулировать спрос на отечественные машины.
Впрочем, как всегда у любого нового начинания есть как свои сторонники, так и противники. Например, многие задаются вопросом, как будут утилизировать старые автомобили? Не получится ли так, что они всего лишь перекочуют с одного места на другое?
Не все моменты до конца ясны и автовладельцам. "Мне трудно комментировать это начинание. Пусть хоть как-то это начнет работать, слишком много подводных камней. Например, Новосибирская область выбрана одной из площадок эксперимента, но неизвестно, какая организация будет заниматься приемом автомобилей, нет места их стоянки", - сказал, в частности, Interfax-Russia.ru президент новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Михаил Коваль.
"Заработает ли это хорошее начинание, пока трудно сказать, - в свою очередь сообщил Interfax-Russia.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, - скорее всего, людей будет останавливать то, что им обещаны не "живые" деньги, а некий сертификат на скидку, и то только на определенные модели. Экономический эффект безусловно будет, но только для определенного круга автолюбителей".
Вместе с тем, Похмелкин подчеркивает крайнюю необходимость подобной госпрограммы. "В стране много брошенных машин. В той же Москве заставлены все дворы, у людей нет стимулов сдавать подержанное авто", - говорит эксперт.
Председатель Движения автомобилистов России согласен с тем, что на первом этапе реализации программы будут неизбежные неувязки. "У нас ведь как: не получилось сразу, все обругают и забросят. Это не правильно. Надо обкатывать, учитывать недоработки и двигаться в выбранном направлении. А оно, в общем и целом, правильное: улицы надо освобождать от автомобильного хлама, отечественный автопром надо поднимать", - уверен эксперт.
Кстати, собеседник Interfax-Russia.ru полагает, что отечественный автопром с переработкой старых автомобилей справится без проблем. "Вряд ли стоит опасаться, что появится много желающих сдать свой старый автомобиль", - поясняет он свою позицию.
Действительно, вряд ли россияне повально начнут сдавить в утиль свои машины старше 10 лет. Ведь сейчас 10-15-летнюю иномарку бизнес-класса в хорошем состоянии можно продать за 200-300 тыс. рублей. А менее 50 тыс. рублей стоят только совсем разбитые машины, да и отслужившие свое автомобили отечественной сборки. А это означает, что в утиль главным образом пойдет то, на чем уже давно никто не ездит.
В связи с этим вспоминается известный анекдот. "Есть ли способ быстро сделать из "Запорожца" "Мерседес"?". "Да, есть. Надо положить в багажник чемодан с деньгами". Нет сомнения, что такой расклад устроил бы всех участников автомобильного рынка, вот только вряд ли в условиях экономического кризиса это устроит государство.
Обозреватель Любовь Третьякова