Interfax-Russia.ru – Nissan передает российские активы в госсобственность с правом обратного выкупа в течение шести лет. Послепродажным обслуживанием автомобилей займется "АвтоВАЗ".
Завод Nissan в Санкт-Петербурге открыли в июне 2009 года. Объем инвестиций в первую очередь составил $200 млн, в расширение – 167 млн евро. Предприятие, мощностью в 100 тыс. автомобилей в год, выпускало модели X-Trail, Murano, Qashqai и Terrano. Численность сотрудников завода составляла около 2 тыс. человек.
О грядущей остановке производства автомобилей на своем заводе в Санкт-Петербурге японский автоконцерн Nissan Motor Co. проинформировал в начале марта. До этого компания приостановила экспорт автомобилей в Россию.
14 марта конвейер завода в Петербурге остановил работу. В компании ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС" объяснили это логистическими перебоями. При этом Nissan пообещал выделить 1 млн 500 тыс. евро на обеспечения финансовой стабильности и постоянной поддержки сотрудников компании и их семей, пострадавших от кризиса.
В середине апреля источник, близкий к компании, сообщал "Интерфаксу", что завод в Петербурге может возобновить производство в мае после вынужденного простоя. Хотя, по данным собеседника агентства, проблема с комплектующими так и не была снята.
Однако в мае гендиректор компании Макото Утида усомнился в том, что приостановленные японским автоконцерном бизнес-операции в России будут возобновлены в течение всего 2022 финансового года.
"Мы приостановили операции (в частности, в РФ – ИФ) из-за проблем в логистике и цепочках поставок. (...) Мы продолжим следить за ситуацией. Считаем, что в течение года операции будут приостановлены", – сказал Утида на пресс-конференции.
При этом глава Nissan отметил, что приоритетом для компании является безопасность сотрудников и членов их семей в России и на Украине.
В свою очередь глава Минпромторга РФ Денис Мантуров называл Nissan первым на очереди после Renault по обсуждению судьбы его активов в России. В мае он пообещал, что переговоры о дальнейшей судьбе активов иностранных автоконцернов, приостановивших производство в РФ на длительный срок, продолжатся в ближайшее время.
"По каждому автопроизводителю будем принимать отдельное решение. Мы просто много времени уделили завершению сделки с Renault, особенно последние несколько недель. Теперь последовательно продолжим работу. Имею в виду по тем компаниям, которые принимают решения по более длительному сроку остановки предприятия. Тот же самый Nissan отложил запуск производства до марта следующего года. С ними будем встречаться первыми", – сообщил журналистам министр.
В середине сентября "Интерфаксу" в "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" подтвердили, что автомобильный завод в Петербурге останется в простое до конца декабря 2022 года.
"Продление простоя подтверждено до конца декабря. Сотрудники предприятия были проинформированы", – сказал представитель пресс-службы компании.
Между тем, как сообщили в Минпромторге РФ, японский автоконцерн принял решение передать российские активы, включая производственную площадку в Санкт-Петербурге, в собственность российского ФГУП "НАМИ".
В периметр сделки, кроме производственных и научно-исследовательских мощностей Nissan в Санкт-Петербурге, также входит центр продаж и маркетинга в Москве. По ее условиям, Nissan имеет опцион на выкуп своей доли в российском юрлице в течение следующих шести лет.
Продажа активов за символическую стоимость в госсобственность РФ в лице НАМИ была одобрена исполнительным комитетом иностранного автопроизводителя. В Nissan отмечают, что сделка будет официально закрыта в ближайшие недели после получения разрешений от соответствующих органов. Таким образом, активы автопроизводителя передаются в госсобственность РФ в том же порядке, как и в случае с французской Renault. После передачи активов в госсобственность РФ сотрудники российского подразделения Nissan сохранят работу в течение ближайших 12 месяцев.
Единовременные убытки в результате выхода из российских активов в Nissan оценили приблизительно в 100 млрд иен. При этом автопроизводитель уточняет, что не меняет прогнозов на текущий год.
Президент и главный исполнительный директор Nissan Макото Учида со своей стороны от имени компании поблагодарил российских коллег за вклад в развитие бизнеса на протяжении многих лет.
"Сейчас мы не можем возобновить работу наших предприятий, поэтому было найдено наилучшее возможное решение, чтобы поддержать сотрудников", – отметил топ-менеджер.
В свою очередь глава Минпромторга указал на то, что в результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места.
"НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. "АвтоВАЗ" будет осуществлять послепродажное обслуживание автомобилей Nissan, а также поставлять запчасти", – отметил Мантуров.
По информации "АвтоВАЗа", процесс перевода под свое управление функций гарантийного и послепродажного обслуживания клиентов Nissan он начнет после подписания необходимых соглашений. Для этого будет использован аналогичный опыт с брендом Renault.
Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с "АвтоВАЗом", который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов.
"В условиях растущего санкционного давления и повышенной неопределенности "АвтоВАЗ" приложит максимум усилий для успешного и оперативного перевода под свое управление системы гарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей Nissan на российском рынке", — заявил президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов.
По его словам, главной целью является обеспечение бесперебойного обслуживания клиентов и сохранение привычного уровня сервиса.