Россия / Точка зрения 2 июля 2013 г. 20:35

Взрыв на старте

Interfax-Russia.ru – Ракета-носитель "Протон-М" с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" взорвалась на Байконуре на первой минуте старта.

Аварийный запуск

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и блоком космических аппаратов "Глонасс-М" стартовала с космодрома "Байконур" 2 июля в 06:38. Согласно программе полета, ракета-носитель должна была доставить орбитальный блок на низкую околоземную орбиту, откуда далее разгонный блок обеспечил бы доставку российских навигационных космических аппаратов на заданную околоземную орбиту.

Планировалось, что это будет первый с 2011 года запуск сразу трех космических аппаратов "Глонасс-М" и первый после аварии 2010 года с разгонным блоком ДМ-03 в составе "Протона". Тогда спутники были потеряны из-за того что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили на 1,5 тонны больше окислителя.

Запланированный на 2 июля запуск навигационных спутников был необходим для поддержания рабочей орбитальной группировки ГЛОНАСС и пополнения орбитального резерва, однако он завершился аварией.

Примерно на десятой секунде после старта ракета "Протон-М" внезапно изменила направление полета, начала падать и взорвалась на территории космодрома. Репортаж о запуске шел в прямой трансляции на сайте Роскосмоса. Авария произошла в момент работы двигателей первой ступени ракеты-носителя "Протон-М" - на 17-й секунде она упала на территории космодрома примерно в 2,5 км от стартового комплекса.

"Ракета была неуправляема с момента старта, ее раскачивало сразу после отрыва от стартового стола. В соответствии с программой, двигатели включились на форсаж и выполняли увод от стартового комплекса", - рассказал собеседник агентства "Интерфакс-Казахстан".

Другой источник на космодроме сообщил "Интерфаксу", что причиной падения мог стать отказ одного из рулевых двигателей.

"Первый анализ телеметрической информации и видеозаписи начальных секунд полета ракеты-носителя "Протон-М" позволяет предположить отказ одного из рулевых двигателей. При этом маршевые двигатели первой ступени ракеты продолжали работать вплоть до ее падения. Судя по всему, автоматика зафиксировала отказ, но не выключила маршевые двигатели, чтобы увести ракеты дальше от места старта", - сообщил собеседник агентства.

В результате аварии расчет специалистов на Байконуре, производивших запуск, не пострадал. Основная часть топлива "Протона-М" сгорела еще до падения ракеты, сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" источник на космодроме Байконур. По его словам, на месте падения ракеты "Протон-М" образовалась воронка диаметром около 150-200 метров. Пожара на месте аварии не было. Но над местом падения ракеты образовалось облако из паров ядовитых компонентов ракетного топлива, которое стало смещаться в западном направлении. В этой связи персонал стартовых комплексов, которые находились на пути движения облака, эвакуировали. В частности, эвакуировали персонал, работавший на объектах так называемого Гагаринского страта, откуда осуществляются запуски ракет-носителей "Союз". При этом собеседник агентства не исключал, что облако, образовавшееся из продуктов горения ядовитого топлива, выйдет за границы космодрома.

Такие опасения высказывал и глава МЧС Казахстана Владимир Божко.

"В настоящее время образовалось дымовое облако от сгорания гептила (один из компонентов ракетного топлива – ИФ). Оно сейчас находится над территорией космодрома, скорость ветра, по сообщению гидромета Минэкологии, составляет 2,6 метра в секунду, ветер северный. Оно (облако) может двинуться за территорию полигона", - сообщил он на совещании правительства в Астане.

При этом Божко затруднился оценить вероятность какого-либо воздействия на прилегающую к космодрому территорию.

"Вместе с тем, полагаю, что необходимо усилить вопросы экологической (безопасности) вокруг полигона и отслеживать возможное появление следов от произошедшего взрыва", - добавил он.

По подсчетам главы Казкосмоса Талгата Мусабаева, на борту потерпевшей аварии ракеты-носителя "Протон-М" находилось ядовитые компоненты топлива - 600 тонн гептила, амила и керосина.

Вместе с тем, считает глава Казкосмоса, облако ядовитого гептила не дойдет до города Байконур.

"До города Байконур от места падения ракеты приблизительно 60 км. (…) Наши специалисты ведут заборы проб воздуха и земли с тем, чтобы не допустить попадания вредных веществ, которые возможно могут до населенных пунктов дойти", - сообщил Мусабаев.

При этом он выразил уверенность, что при аварии произошло почти полное сгорание ядовитого топлива, а начавшийся затем дождь сгладил экологические последствия чрезвычайного происшествия.

"От облака пошло три "хвоста" - в сторону города Байконур, в Кармакши и третий в сторону Казылинска. Ситуацию улучшило то, что пошел дождь - облако начало прибивать к земле. Поэтому "хвосты" могут в большом количестве не дойти до населенных пунктов, - рассказал глава Казкосмоса. – По нашим данным, по опыту наших служб могу сказать, что после одновременного падения на землю баков гептила, амила и кислорода происходит взрыв и почти полное сгорание вредного гептила, который трансформируется в оксид азота, который является не очень токсичным и опасным для здоровья населения".

Он рассказал, что "космодром оцеплен российскими силами, на его территорию сейчас никого не запускают в связи с тем, что это представляет большую опасность".

Мусабаев отметил также, что падение ракеты-носителя "Протон-М" юридически не является поводом для создания правительственной комиссии по расследованию причин, поскольку ракета упала на территорию космодрома. Глава Казкосмоса пояснил, что в соответствии с межправительственным договором об аренде "Байконура", создание такой комиссии предусматривается только в случае падения ракеты вне территории космодрома.

Расследование причин

Однако власти Казахстана решили создать специальную комиссию для изучения последствий падения "Протона". Кроме того, в Кызылординской области Казахстана создали штаб по ликвидации последствий аварии.

Как рассказали агентству "Интерфакс-Казахстан" в пресс-службе областного департамента по ЧС, об аварии оповещены жители Казалинского, Кармакшинского района области и города Байконур, людей попросили не выходить без надобности из дома и не открывать форточки.

"Площадка, на которой упал "Протон", расположена ближе к Казалинску", - добавили в пресс-службе.

Свою комиссию для расследования причин аварийного запуска уже создал и Роскосмос. Ее возглавил заместитель главы ведомства Александр Лопатин. Специалисты уже приступили к расшифровке телеметрических данных, поступавших от ракеты-носителя "Протон-М".

"Назвать точную причину аварии можно будет только после детальной расшифровки телеметрических данных, полученных средствами объективного контроля на космодроме", - сообщили "Интерфаксу-АВН" в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения (НПЦАП) имени Пилюгина (Москва), где разработана система управления ракеты-носителя "Протон-М".

Отвечая на вопрос, сколько времени может занять расшифровка телеметрии, собеседник агентства сказал, что специалисты будут работать "столько, сколько надо".

"Понадобится - наши специалисты будут работать всю ночь", подчеркнул он.

По словам представителя НПЦАП, судя по записи старта ракеты-носителя, причиной аварии стала нештатная работа двигателей первой ступени.

"Но точную причину можно будет назвать только на основе анализа телеметрии", - повторил он.

Аварийная комиссия также исследует документацию, по которой готовился пуск, рабочие места, где работали испытатели, и стартовое оборудование. Эти данные вместе с телеметрией, которая поступала с борта ракеты, позволят сформировать картину того, как шла подготовка к пуску и что могло стать причиной аварии.

К выяснению обстоятельств аварии ракеты-носителя "Протон-М" приступили и в СК РФ. По результатам проверки, которую на правах управления проводит на комплексе "Байконур" следственный отдел СК РФ, будет принято процессуальное решение.

Производство разбившейся ракеты-носителя "Протон-М" и трех спутников "Глонасс-М", а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей, следует из информации о стоимости контрактов, размещенной на сайте госзакупок.

Изготовлением ракет-носителей "Протон-М" занимается ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ им. Хруничева). Производством спутников "Глонасс-М" занимается ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева".

Ответственность при запуске ракеты-носителя "Протон-М" была застрахована в шести российских страховых компаниях на сумму в 6 млрд рублей, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" представитель одной из компаний-участников договора. По его словам, примерно 90% объема ответственности приходится на "Русский страховой центр" (РСЦ), оставшаяся часть лимита распределена между остальными участниками в равных долях - по 100 млн рублей. В число страховщиков ответственности наряду с РСЦ входят "СОГАЗ", "Ингосстрах", "Рослес", Страховой дом "ВСК" и "Уралсиб".

При этом собеседник агентства предположил, что три сгоревших во время неудачного старта навигационных спутника "Глонасс-М" не были застрахованы.

Об аварии с ракетой "Протон-М" на Байконуре проинформировали президента РФ Владимира Путина и председателя правительства Дмитрия Медведева. Как сообщила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, главе правительства о подробностях происшествия доложил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Премьер-министр поручил Рогозину сформировать правительственную комиссию для установления причин падения и потребовал представить список ответственных лиц, виновных в произошедшем, включая руководящий состав "Роскосмоса".

Кроме того, по словам Тимаковой, Рогозину поручено "в ближайшее время разработать и представить список мер по усилению контроля в космической отрасли и предотвращению подобных происшествий".

Дело в том, что падение ракеты-носителя "Протон-М" со спутникам - это уже третья нештатная ситуация в российской ракетно-космической отрасли за текущий год.

"Помимо этой аварии, в 2013 году произошла авария ракеты-носителя "Зенит" по программе "Морской старт" и нештатное выведение на орбиту аппаратов Минобороны", - рассказал "Интерфаксу-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.

Так, 15 января 2013 года с космодрома Плесецк в интересах Минобороны РФ был выполнен пуск ракеты-носителя "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" и блоком космических аппаратов. Пуск завершился выводом космических аппаратов на орбиту, близкую к расчетной. Но, по данным российских СМИ, только с двумя из трех аппаратов удалось установить связь. Комиссия Роскосмоса должна была разобраться с нештатной работой разгонного блока к маю, но она продолжает работу до сих пор. Возобновление пусков ракет "Рокот" может произойти в сентябре.

Еще одна авария произошла в феврале 2013 года.

1 февраля при запуске ракеты "Зенит-3SL" со спутником Intelsat-27 по программе Sea Launch (контрольный пакет принадлежит "дочке" российской РКК "Энергия") произошла авария, ракета упала в Тихий океан в 2,5 км от стартовой платформы. Причиной прекращения полета ракеты стал отказ бортового источника мощности, обеспечивающего работу системы управления вектором тяги двигателей первой ступени.

Всего в текущем году Россия осуществила 15 пусков с космодромов Байконур и Плесецк, а до конца года в планах Роскосмоса значились еще 23 космических запуска. При этом в ближайшее время аварийная комиссия примет решение о приостановке пусков с Байконура ракет-носителей "Протон".

"Такое решение будет принято обязательно. Пуски "Протонов" будут приостановлены до окончания расследования причин аварии и реализации рекомендаций комиссии по повышению надежности ракетоносителя", - рассказал агентству "Интерфакс" информированный источник на космодроме, добавив, что "официальное оформление этого решения может занять несколько дней".

В связи с этим, отметил источник, намеченные на конец июля и середину августа два коммерческих пуска "Протона-М" будут перенесены пока на неопределенный срок.

Между тем, считает эксперт в космической отрасли Андрей Ионин, в связи с произошедшей аварией и другими скандалами с системой ГЛОНАСС, зарубежные производители навигационной аппаратуры могут разочароваться в этой навигационной системе.

"Здесь проблема не в восполнении орбитальной группировки, сколько в реноме самой системы. Мы тематику ГЛОНАСС покрыли грязью у себя в стране, ГЛОНАСС становится синонимом чего-то нехорошего. За рубежом следят за этим. Мы говорим, что ГЛОНАСС это мировой стандарт, и все благодаря тому, что западные разработчики поверили в систему", - пояснил он "Интерфаксу-АВН", напомнив, что иностранные вложения начали поступать лишь когда Россия вышла "на финишную прямую".

По его словам, сделать новые спутники взамен утраченных - не проблема. В начале 2000-х годов орбитальная группировка была восстановлена почти с нуля. Другое дело, заставить иностранных производителей вновь поверить в систему ГЛОНАСС.

"Реноме не восстановить. Один раз в систему поверили, второй раз, я боюсь, уже никто не поверит", - сказал Ионин.

Поэтому эксперт не исключает, что вместо системы ГЛОНАСС в навигационных приемниках зарубежные производители могут начать использовать европейскую систему Galileo и китайскую Baidou (Compass).

"Какое то время для того, что бы закрепиться на мировом навигационном рынке, у нас есть, вопрос в том, как мы его используем", - добавил он.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"