Interfax-Russia.ru – Россию признали самой образованной страной в мире, хотя правительство РФ не удовлетворено качеством преподавания в вузах и собирается закрыть часть учебных заведений.
В начале сентября Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала ежегодный доклад "Взгляд на образование-2012", в котором отдала России первое место в мире по числу людей с высшим образованием. И это несмотря на то, что российское правительство инвестирует в эту сферу гораздо меньше, чем в других странах.
По подсчетам специалистов, вуз окончили 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, тогда как в США (заняли четвертое место рейтинга) оконченным высшим могут похвастаться лишь 44% граждан.
Успех России связывают не только с престижем высшего образования и его доступностью в стране, но и с графиком обучения российских студентов, которые из-за относительно короткого учебного дня могут совмещать учебу с работой, а это влияет на решение поступать в вуз.
"В подобных рейтингах РФ занимает примерно третью позицию в мире, уступая Норвегии и США. Россия обычно лидирует по охвату образования, но уступает зарубежным вузам в его качестве", – рассказала Interfax-Russia.ru директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
И хотя Россия из года в год попадает в четверку самых образованных стран мира, специалисты не исключают, что в будущем Япония и Корея превзойдут эти показатели и вырвутся в лидеры рейтинга.
В самой России к рейтингу ОЭСР относятся скептически, замечая, что не стоит уравнивать количество людей, имеющих дипломы об окончании вуза, и общий уровень знаний. К тому же, образование в России переживает не лучшие времена, и пока депутаты обсуждают резонансный законопроект "Об образовании в РФ", в правительстве рассуждают о мерах, способных вернуть российскому образованию авторитет.
Проблема в том, что сами россияне уже не верят, что смогут получить хорошее образование в России – так считают более половины респондентов (59%) "Левада-Центра". Довольны происходящим только четверть опрошенных, причем большинство из них студенты (59%).
"Нам нужно по-другому сегодня подходить к вопросу о качестве работы наших университетов в целом и особенно тех, которые работают в области экономики и менеджмента. Количество халтуры здесь зашкаливает, оно выше самых разумных пределов: мы имеем дело с массовой имитацией научной деятельности и, как следствие, с низким уровнем подготовки студентов ", – заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
Изменить ситуацию решили кардинально – сократив число вузов в РФ. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, это не значит, что ситуация будет такой же как в Советском Союзе, когда в университеты поступало лишь 20% школьников. В то же время, очевидно, что ситуацию, когда почти все выпускники поступают в высшие учебные заведения, нужно менять.
"Мы должны убирать из системы профессионального образования филиалы и вузы, которые всего лишь выписывают дипломы, а реальных образовательных программ не реализуют. Это примерно 20% вузов. Мы уже начали такую работу. Планируем запустить большую программу технологического обновления", – рассказал заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.
Как отметил Дмитрий Медведев, вузы, дипломы которых не слишком котируются, могут объединить с более крупными или перепрофилировать их в средне-специальные учебные заведения. Сейчас Минобрнауки оценивает эффективность программ обучения в российских вузах и планирует завершить работу к марту 2013 года. Тогда же в правительство передадут предложения о возможной реорганизации.
"Сейчас проводится оценка эффективности высшего профессионального образования. В нашей стране немало учебных заведений, которые ни по материально-техническому состоянию, ни по преподавательскому составу фактически до статуса высшего учебного заведения не дотягивают. Это сильно обесценивают нашу систему высшего образования", – рассказал премьер-министр РФ, отметив, что студенты смогут продолжить обучение в вузах, которые появятся в результате реорганизации.
По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, в течение трех лет количество государственных высших учебных заведений сократится на 20% (вместе с филиалами их около 2 тыс.), кроме того, исчезнут 30-35% филиалов. Причем оценивать будут не только качество образования, но и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
"Мы будем здесь исходить из двух принципов. Первый - отраслевой: высшие учебные заведения, которые работают на развитие каких-то отраслей экономики, важных для России, должны так или иначе существовать, и мы им будем помогать. Второй принцип - региональный: в каждом субъекте РФ должно быть высшее учебное заведение. Эти два фактора обязательно будут учитываться при принятии решения", – рассказал министр образования РФ.
Объединение с более сильным вузом, действительно, может положительно сказаться на качестве образования. Впрочем, это утверждение справедливо только в случае, если объединение было сделано с умом.
"В отношении объединения вузов, конечно, крупные вузы более конкурентоспособны, они могут концентрировать больше ресурсов по выбранным направлениям, обеспечить персоналу регулярное повышение квалификации, поэтому умное и грамотное объединение действительно является стимулом для развития. С другой стороны, есть большие риски механистичности такого объединения. Чтобы создать хороший объединенный вуз, нужно, в первую очередь, позаботиться о его грамотном управлении", – рассказала Interfax-Russia.ru директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
По ее словам, гораздо лучше на российском образовании отразилась бы смена научных программ, внедрение современного оборудования и повышение внимания к практике.
"Чтобы повысить качество российского образования, нужно в первую очередь увеличить количество научных исследований и разработок. Сейчас вузовское образование базируется на пересказе чужих учебников, а нужно, чтобы профессора со студентами могли вместе работать над проектами. И, конечно, с результатами нужно обязательно выходить на международные рынки, работать над публикациями и проектами", – рассказала собеседница Interfax-Russia.ru.
Приобщать студентов к знаниям предложили неординарным способом – сделав все научные работы доступными в интернете. По мнению премьер-министра РФ, это помогло бы подключить студентов к исследованиям.
"Нужно сделать, ну хотя бы, например, дипломные работы общедоступными, обеспечить возможность их автоматической проверки на плагиат. Это гарантирует и защиту авторских прав начинающих исследователей, а благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы", – считает Дмитрий Медведев.
Эксперты отмечают, что сокращение числа вузов может сделать среднее специальное образование популярнее и уменьшит нехватку специалистов рабочих профессий. Впрочем, и здесь не обойтись без изменений. Ведь один из главных минусов большинства российских выпускников – неумение применить свои знания на практике.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".