Interfax-Russia.ru — Странам ЕС пока не удалось прийти к единой позиции на переговорах по установлению конкретного "потолка" цен на российскую нефть.
Переговоры застопорились
Постпреды стран Евросоюза и представители стран "большой семерки" накануне обсудили механизм установления потолка цен на российскую нефть. Как сообщал Bloomberg со ссылкой на источники, ожидалось, что ценовой "потолок" будет установлен в диапазоне $65-70 за баррель. Данный диапазон значительно выше себестоимости производства в России и выше, чем требовали некоторые страны, и, поскольку Россия уже продает свою нефть со скидками, такой "потолок" может оказать минимальное влияние на дальнейшую торговлю нефтью.
Предполагалось, что уже 23 ноября будет утвержден (для этого требуется поддержка всех государств-членов Евросоюза) механизм ограничения и предлагаемого уровня цен, тогда страны ЕС и G-7 уже вечером объявят уровень ценового "потолка".
Вместе с тем Bloomberg отмечал, что многие страны, принимающие участие в обсуждениях, выступают за более низкий ценовой диапазон. По данным собеседников издания, слишком высокими цены назвали сразу несколько дипломатов ЕС, указав на то, что предложенный диапазон соответствует среднему историческому значению.
В свою очередь Politico со ссылкой на неназванных дипломатов и официальных лиц в ЕС сообщило, что после длительного обсуждения большинство стран согласились с предложенной G7 ценой, за исключением Польши, которая хотела гораздо более низкий предел в $30 за баррель. По информации издания, в ответ на это предложение два участника совещания, недовольные сверхжесткой позицией Варшавы и попыткой страны связать ограничение цен на нефть с девятым пакетом санкций против России, заявили, что "Польша рискует переиграть свои карты и отсрочить как ограничение, так и следующий раунд санкций".
Против ограничений цен на нефть в целом, по информации источников Politico, также выступила Венгрия.
В итоге странам Евросоюза накануне не удалось прийти к единой позиции по установлению конкретного "потолка" цен на российскую нефть. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на неназванных лиц, знакомых с ситуацией, переговоры между странами ЕС о том, где именно установить предложенный G7 лимит цены на российскую нефть, застопорились из-за обсуждения деталей. Так, Польша отклонила предложенную цену в $65 за баррель как "слишком мягкую" для Москвы, в то время как Греция, с ее крупной судоходной отраслью, не хочет опускать "потолок" цен ниже $70.
Вместе с тем, пишет Bloomberg, ссылаясь на высокопоставленного чиновника ЕС, в Евросоюзе не сомневаются, что в ходе дебатов страны вскоре договорятся по нефтяному "потолку". Сам собеседник агентства считает, что обсуждаемая цена — около $65 за баррель — "хорошо соответствует критериям, уже согласованным коалицией стран, поддерживающих план". При этом, по его словам, при необходимости цена со временем может быть скорректирована.
Уверенность в том, что страны-члены ЕС уже в ближайшее время согласуют ценовой "потолок" высказал накануне и канцлер Германии Олаф Шольц.
"Мы ищем способы, как это может работать и как можно найти общую основу, чтобы это можно было реализовать идеально прагматичным и эффективным способом, в то же время избегая того, что может привести к чрезмерным неудобствам для стран Европейский Союз", — цитирует Шольца Bloomberg.
Ссылаясь на источники, агентство сообщило, что дополнительные переговоры по введению ценового "потолка" запланированы на вечер 24 ноября. Новые крупные европейские санкции, указывает Bloomberg, вступают в силу уже 5 декабря, что создает необходимость срочного согласования цены и других деталей.
К тому же, определение идеальной цены — достаточно высокой, чтобы обеспечить поставки российской нефти и избежать ценовых скачков, и достаточно низкой, чтобы сократить финансирование специальной военной операции России, — является последним препятствием в многомесячном процессе формирования плана под руководством "большой семерки".
Руководство к действию
Как раз накануне министерство финансов США распространило руководство по реализации политики ограничения цен на нефть российского происхождения в рамках договоренностей министров финансов стран G7, с указанием, что предельная цена на российскую нефть "будет установлена после технических учений, проведенных коалицией по ограничению цен".
Рrice cap будет применяться с момента отгрузки российской нефти морским транспортом до первой продажи на суше "в юрисдикции, отличной от Российской Федерации". Это означает, что после того, как нефть прошла таможенную очистку "в юрисдикции, отличной от Российской Федерации", ограничение цены не распространяется на дальнейшую продажу на суше.
Однако, если после таможенной очистки сырье вывозится обратно морем "без существенной переработки за пределами РФ, ограничение цены по-прежнему применяется".
В случае, если российская нефть поступает на НПЗ вне российской юрисдикции, разрешающей ее импорт, а затем экспортируются нефтепродукты, то импорт нефти должен подчиняться условию ценового "потолка", а экспортируемые нефтепродукты — уже нет. Смешение нефти не является случаем "переработки".
При этом OFAC не будет считать нефть российской только потому, что в танкере содержится ее минимальное количество, которое невозможно удалить ("tank heel"). Казахстанская нефть, перекачиваемая транзитом через российские нефтепроводы и имеющая соответствующие сертификаты, также не подпадает под ограничения.
Послабления в реализации введения потолка цен на российскую нефть предусмотрены для ряда стран ЕС и Японии. Так, компетентные органы Болгарии могут санкционировать выполнение до конца 2024 года контрактов на закупку морской нефти и нефтепродуктов, заключенных до 4 июня 2022 года, или вспомогательных контрактов, необходимых для выполнения таких контрактов. В Болгарии находится НПЗ "ЛУКОЙЛа", который почти полностью зависит от российской нефти.
Хорватия, ввиду необходимости регулярных поставок для своих НПЗ, также может разрешить до конца 2023 года закупку, импорт или передачу вакуумного газойля из России, если не найдет альтернативные источники поставок.
ЕС также разрешил оказывать услуги по транспортировке российской нефти морем с проекта "Сахалин-2" в Японию сроком до 5 июня 2023 года.
США также намерены выдавать своеобразный сертификат соответствия. Чтобы его получить, американская компания, которая предоставляет услуги в рамках транспортировки российской нефти морским путем, должна в течение пяти лет хранить информацию о сделках. Это позволит избежать санкций в случае, если компания, не имея прямого доступа к информации о ценах сделки, полагается на свидетельства клиента. В случае с трейдерами и брокерами речь может идти о контрактах, для страховщиков или судовладельцев — такую роль будут выполнять заверения клиентов о том, что нефть куплена по цене не выше установленного потолка.
Причем, госсекретарь США Энтони Блинкен ранее заявлял, что Россия будет заинтересована в продаже нефти даже в условиях введения "потолка" цен. Так он в начале ноября прокомментировал по просьбе журналиста заявления российских властей о том, что они не будут продавать нефть по разрабатываемому США и их союзниками ценовому "потолку".
"России нужно продавать энергоресурсы, чтобы страна, экономика продолжали функционировать", — указал Блинкен.
Путь к дестабилизации
Москва действительно неоднократно заявляла об этом. И на текущей неделе вице-премьер правительства РФ Александр Новак подтвердил, что позиция России по ценовому "потолку" не поменялась. По его словам, Россия не намерена поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые присоединятся к механизму "ценового потолка", даже если для этого придется сократить добычу.
При этом в Москве также не раз указывали на то, что решение о введении "потолка" цен может дестабилизировать мировой энергорынок. Об этом заявляли в Кремле, в министерстве иностранных дел РФ, в российском правительстве и крупнейшие игроки нефтяного рынка.
На это же обращал внимание и президент РФ Владимир Путин в октябре на пленарном заседании Российской энергетической недели.
"Нужно четко понимать, если ограничить цену нефти из России или других стран, установить какие-то искусственные ценовые "потолки", это неизбежно ухудшит инвестиционный климат всей мировой энергетики. Затем спровоцирует усиление глобального дефицита энергетических ресурсов и дальнейший рост из стоимости. А это в первую очередь ударит по беднейшим государствам", — отмечал он.
Президент еще раз подчеркнул, что Россия не станет поставлять нефть в те страны, которые ограничат цены на российскую нефть — "не будет действовать себе в ущерб". К тому же, по его словам, нет гарантий, что практика "ценового потолка" не будет распространена на другие отрасли и другие страны.
"Допустим, как уже говорил, будет введен пресловутый "потолок" цен на нефть. Но кто даст гарантии, что такой же потолок не будет установлен в других секторах экономики — в сельском хозяйстве, в производстве полупроводников, удобрений, металлургии? Причем не только в отношении России, но и любой другой страны мира. Никто таких гарантий уже не даст", — сказал Путин.
Это значит, добавил он, что "своими авантюрными решениями некоторые западные политики разрушают глобальную рыночную экономику, по сути, создают угрозу для благополучия миллиардов людей".
О том, что вмешательств в ценовые вопросы по энергоресурсам нельзя допускать, поскольку это может оказать влияние на любую экспортную отрасль, заявлял и вице-премьер Александр Новак.
"Наши компании говорят, что (потолок цен на нефть — ИФ) это прецедент, и как он будет работать — не понятно. Это механизм, который легко обходится, мы понимаем, что это перераспределение финансовых потоков. Мы готовы работать со своими потребителями на основе международного законодательства. И мы понимаем, что это может коснуться любой экспортной отрасли, любых стран", — отмечал вице-премьер.
Новак также напомнил, что объемы добычи нефти в подсанкционных странах — Иране, Венесуэле и России — совокупно составляют 20% всего мирового рынка. В таких условиях, по его мнению, о предсказуемости цен на нефть речи быть не может.
Со своей стороны глава "Роснефти" Игорь Сечин назвал введение "потолков" цен на энергоресурсы "покушением на основы рынка и на суверенные права стран на собственные ресурсы".
Выступая на XV Веронском Евразийском экономическом форуме в Баку в конце октября, он привел слова президента США Джо Байдена, который заявил, что США продолжат лидерство с помощью "дипломатии, подкрепленной лучшей боевой силой в мире".
"Реализация этих концепций привела к тому, что политика полностью уничтожила экономику. Энергетический рынок — наиболее яркая тому иллюстрация: достигшее кульминации санкционное давление, которое теперь уже вылилось в диверсионную деятельность — в то, что произошло с европейской газотранспортной системой –—"Северным потоком", — сказал Сечин.
Он обратил внимание на отсутствие на данный момент единого энергетического рынка и правил.
"Высокая волатильность, которая отмечалась все последнее десятилетие, стала сегодня беспредельной. Тренды, которые мы обозначали ранее, и те, которые могут проявиться внезапно, действуют каждый самостоятельно, не поглощаются друг другом, полностью разрушая основы права, частной собственности и рынка подобно кумулятивному снаряду", — заявил глава "Роснефти".
Он подчеркнул, что идея введение потолков цен на энергоресурсы, по сути, заключается в том, чтобы отменить суверенные права стран на собственные ресурсы, потому что "правильным" странам, у которых ресурсов не хватает, они нужны больше, чем "неправильным".
"Самих США, естественно, никакие ограничения не касаются. Хотя в Европе ряд экспертов и политиков уже открыто обвиняет Соединённые Штаты в том, что они наживаются на ими же спровоцированном энергокризисе — то есть на проблемах своих союзников. Тем не менее, еврочиновники предлагают свои далекие от здравого смысла обоснования энергокризиса", — заметил Сечин.
Между тем, уверен он, источники нынешнего искусственно созданного энергокризиса — "не в событиях на Украине и не в пандемии, а в колоссальном недоинвестировании в отрасль, одной из причин которого является безответственная политика ускоренного "зеленого" перехода".
"И в дальнейших антироссийских санкциях в качестве мощнейшего дополнительного катализатора энергокризиса и инфляции в целом. Теперь многим понятно, что политика "зеленого" перехода не имеет ничего общего с решением климатических проблем. В настоящее время технологии, необходимые для реализации действительно эффективного перехода от традиционной энергетики к низкоуглеродной, отсутствуют", — указал глава "Роснефти".
Нефть и газ, добавил он, продолжают быть основным источником энергии в мире, надежно обеспечивая более 50% мирового спроса. Еще 36% составляет уголь, и доля его растет.
"В то же время, огромные инвестиции в возобновляемую энергетику, размер которых за последние 7 лет превысил невероятные $2 трлн 600 млрд, не принесли результата: доля возобновляемых источников за этот же период выросла лишь на три процентных пункта. Здесь кроется причина недоинвестирования в традиционную энергетику и текущего состояния мирового энергорынка", — считает Сечин.
В свою очередь член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Вагит Алекперов, в этом году покинувший пост главы "ЛУКОЙЛа", считает, что искусственное регулирование цены на нефть приведет к снижению инвестиций в нефтяную отрасль РФ.
"Искусственное регулирование цены ведет к искажению представления о ценности продукта. Поэтому если цена будет слишком низка, то инвестиции сократятся", — сказал он журналистам в кулуарах ADIPEC в Абу-Даби (ОАЭ).
Алекперов затруднился оценить это неизбежное, по его мнению, снижение инвестиций при введении обсуждаемого price cap, подчеркнув при этом, что РСПП поэтому настаивает на том, что рынок должен быть свободным.