Россия / Точка зрения 14 ноября 2017 г. 17:54

Вместе, но врозь

Interfax-Russia.ru - Главы РФ и Турции встретились в Сочи. Эксперты отмечают, что за декларативными заявлениями стоят серьезные разногласия по сирийскому вопросу.

Вместе, но врозь
© РИА Новости. Алексей Никольский

Переговоры президента Владимира Путина с главой Турции Реджепом Эрдоганом в Сочи длились более четырех часов. Как рассказал журналистам пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, Путин и Эрдоган "провели ревизию двусторонних отношений", а затем говорили о Сирии.

Дмитрий Песков также отметил, что президенты обсудили оперативные вопросы, связанные с проектом АЭС "Аккую", поставками сельскохозяйственной продукции и торгово-экономическим сотрудничеством в целом. В частности, Эрдоган пригласил Путина на церемонию заливки "первого бетона" на "Аккую".

"Наши контакты продолжались и продолжаются относительно устранения всех имеющихся проблем (...) В прошлом месяце в Казани завершила работу межправительственная комиссия, и мы с удовлетворением узнали, что в ходе этого совещания было достигнуто решение об облегчении ввоза таких товаров в РФ, как баклажаны, помидоры, гранаты и другие сельскохозяйственные культуры. Мы желаем, чтобы все остальные ограничения также были сняты", - сказал журналистам после встречи Реджеп Эрдоган.

Глава Турции также отметил совместные усилия по решению региональных вопросов. Эрдоган подчеркнул, что отношения Москвы и Анкары в политической, военной и торговой сферах развиваются "с каждым днем все больше". Он добавил, что контакты на высшем уровне осуществляются все чаще, и выразил уверенность в том, что нынешняя встреча будет продуктивна.

Впечатлениями от переговоров со своим турецким коллегой поделился с журналистами и российский лидер. В частности, Владимир Путин назвал "продуктивной" беседу с Реджепом Эрдоганом.

"У нас сложилась очень хорошая практика делового неформального обмена мнениями, корректировки наших планов и подведения итогов предыдущей работы. Встречи эти проходят очень оперативно, незабюрокрачено, без всяких лишних квазидипломатических процедур, но, на мой взгляд, очень результативно", - сказал Владимир Путин.

Между тем, эксперты отмечают, что после переговоров в Сочи осталось не ясным, удалось ли Реджепу Эрдогану обсудить и договориться по вопросу сирийских курдов.

По мнению президента Российского общества сотрудничества и солидарности с курдским народом, эксперта по ближневосточным конфликтам Юрия Набиева, атмосфера переговоров в Сочи между президентами России и Турции четко обозначила серьезные разногласия по проблеме сирийских курдов.

"За вроде бы благоприятным фоном этих переговоров четко видны серьезные разногласия между Москвой и Анкарой по вопросу сирийских курдов. Уместно говорить даже об определенном взаимном недоверии. Вопрос, связанный с партией "Демократический союз", контролирующей курдские районы на севере Сирии, для Анкары настоящая головная боль. Турки считают эту партию ответвлением "Рабочей партии Курдистана", которая в Турции рассматривается в качестве террористической организации", - заявил Юрий Набиев "Интерфаксу".

По оценке эксперта, в Анкаре "разочарованы позицией Москвы, которая "не сдает" сирийских курдов и настаивает на их участии в переговорах в формате Женевы и Астаны.

"Вопрос о сирийских курдах обсуждался и в части урегулирования сирийского конфликта. На повестке обсуждения между Россией и Турцией Эрдоган считает его одним из главных. Судя по всему, он не получил каких-то гарантий со стороны России в этом вопросе", - сказал эксперт.

По его мнению, Анкара не оставляет попыток убедить Москву поддержать те группировки сирийских курдов, которые дружественны турецкой стороне и противостоят официальному Дамаску.

В свою очередь, востоковед, доцент института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко считает, что заявления Эрдогана и Путина носили, скорее всего, декларативный характер.

"Оба президента встретились, обнялись, заявили о намерениях и томатах. Уже хорошо, что не будут наши самолеты в Турции сбивать. А если серьезно, то об успехе этой встречи можно говорить только в том случае, если знать истинные цели, которые преследовали главы государств. О том, что отношения между нашими странами восстановлены в полном объеме – это скорее декларативные заявления. Вероятнее всего по главным вопросам политического свойства урегулирования достичь не удалось", - рассказал Interfax-Russia.ru Сергей Демиденко.

По его мнению, в ближайшем будущем отношения между Россией и Турцией останутся на прежнем уровне. Изменить их может только сирийский вопрос.

"В будущем году наши отношения такими же и останутся, если не пройдет что-то экстраординарного, потому что Сирия сейчас – это пороховая бочка. Там любой из игроков может наступить на минную ловушку", - рассказывает востоковед.

По его словам, Россия и Турция могут достичь компромисса только по торгово-экономическим вопросам.

"Темы, которые касаются поставок российской пшеницы и турецких томатов или благоприятного инвестиционного климата в Турции для российских компаний – по этим вопросам еще можно добиться какого-то решения. По вопросам политического урегулирования, я думаю, вряд ли что-то можно обсуждать. Потому что все это дело упирается в диаметрально противоположное видение перспектив сирийского конфликта и с нашей и с их стороны", - говорит эксперт.

Он считает, что Россия не может выработать определенную позицию по сирийскому вопросу.

"У нас сейчас позиция четко не артикулирована. Сначала мы говорили о том, что дело не в Башаре Асаде (президент САР), а дело в урегулировании как таковом и борьбе с терроризмом. А теперь, ввязавшись в сирийскую катавасию, мы столкнулись с тем, что Россия, по большому счету, выступает на стороне Башара Асада. Власти заявляют, что они не поддерживают Асада, но на самом деле доказываем совсем иное", - объясняет Сергей Демиденко.

Он утверждает, что интересы Турции в Сирии не совпадают с интересами России и США. Турция категорически не принимает такого развития событий, связанного с сохранением Башара Асада у власти.

"В этом вопросе регулирования быть не может. Возможно, мы можем договориться о разграничении чисто военного свойства, где действуют турки, где действуют российские бойцы. А принципиально вопрос практически не решаемый", - считает востоковед.

По его мнению, сейчас идет политическая игра, в которой вырабатывается некая общая платформа, на которой сойдутся все силы. Единственный временный выход из ситуации – замена Башара Асада на другую политическую фигуру.

"Выход здесь один - убрать Башара, поставив на его месте паллиативную фигуру, которая всех устроит. Например, престарелого Фарука Шараа. Сейчас с серьезным поражением, которая понесла ИГИЛ ("Исламское государство" – запрещенная в России организация), на сирийском театре военных действий возникает другая проблема. До этого ИГИЛ был объединяющим фактором, против них воевал и Башар Асад, и союзные Асаду силы, и Свободная сирийская армия, и боевики "Джебхат ан-Нусра" и "Ахрар аш-Шам" (также запрещенные в России организации). А сейчас "Исламского государства" нет, возникает вопрос, против кого эти силы будут воевать сейчас? Вероятнее всего они будут воевать против Башара Асада и друг против друга", - отмечает Сергей Демиденко.

Он убежден, что все обозначенные им силы равнозначны по количеству бойцов и одинаково недовольны действующим главой САР.

"Все перечисленные выше силы равнозначны по количеству штыков - в каждой из группировок от 10 до 30 тысяч. И не одна из них не принимает в принципе ситуацию, при которой Башар Асад останется у власти. Как же в таком случае мы можем договориться? Мы можем договориться только на временных основаниях. Таким основанием может стать паллиативная фигура у власти, которая бы никого не раздражала", - пояснил он.

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, президента САР не принимает Турция, Саудовская Аравия, Катар и даже США. Его поддерживает только Иран.

"Получается, что есть Башар Асад и Иран и есть весь остальной мир. А мы в какой-то промежуточной позиции, поэтому я думаю, что здесь нужно искать паллиативную фигуру, по-другому никак", - делится мнением эксперт.

Он считает, что военные действия в Сирии завершатся так же, как когда-то они завершилась в Ливане.

"Это одно культурное пространство. Война закончится тем, что им надоест друг друга убивать. В Ливане после многолетней гражданской войны в 1989 году стороны подписали Таифские соглашения. То же самое будет и здесь. В сирийском конфликте слишком много акторов, в том числе и внешних, слишком конфессиональный этот конфликт. И каждый в нем тянет одеяло на себя", - поясняет Сергей Демиденко.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook