Interfax-Russia.ru — Серийное производство МС-21 из-за санкций сдвигается на 1-2 года. С SSJ-100 проблем нет.
Из-за отсутствия компонентов
Серийное производство гражданских самолетов МС-21 придется отложить на 1-2 года.
"Что касается отечественных моделей, безусловно запрет поставки комплектующих, которые в большом объеме присутствовали и заложены при проектировании наших двух флагманских моделей — Superjet 100 и МС-21 — заставляют нас активно и динамично организовать работу по ускоренному импортозамещению. Работа эта организована. Но все равно произойдет сдвижка на 1-2 года, так что наши первоначальные планы по серийному производству сдвигаются", — сообщил 31 марта в эфире телеканала "Россия 24" вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов.
Изначально производители планировали снабдить флагманские модели МС-21 двигателями Pratt & Whitney, однако теперь их поставки в РФ прекращены.
"Значит, те серийные объемы, которые мы планируем, теперь должны целиком и полностью замещаться отечественным двигателем ПД-14. Поэтому нужно предусмотреть расширение производства на предприятиях ОДК для выпуска этой модели", — пояснил он.
Пока же, по словам Борисова, планируется организовать серийное производство уже выпускающихся в ограниченном объеме Ту-214 и при необходимости — Ил-96-400.
"Также даны поручения ускоренным темпом завершать разработку и выводить в серийное производство самолеты региональной авиации. Я имею в виду "Байкал", Л-410, "Ладогу" и Ил-114", — заявил он.
Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что из-за антироссийских санкций ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК, входит в "Ростех") в этом году сможет поставить лишь два самолета МС-21 вместо четырех запланированных.
"Вы знаете, что у нас продолжается работа по сертификации. Будет поставлено под контрольную эксплуатацию два самолета МС-21", — сказал он журналистам на брифинге 22 марта.
По его словам, первым получателем МС-21 станет авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). До санкций российский авиапром обещал в конце 2022 года поставить предприятию 4 самолета, уточнил Мантуров. Поставки же импортозамещенной версии МС-21, по словам чиновника, могут начаться в 2024 году.
"Скорее всего, это будет 2024 год — по завершению работ по импортозамещению, завершению всех сертификационных процедур. Потому что любая компонента, которая меняется в самолете, требует проведения соответствующих процедур испытаний", — сказал глава Минпромторга РФ.
Рассчитывать на импортные детали, по его словам, уже не приходится, поскольку из-за западных санкций российский авиапром не может получить компоненты даже по уже предоплаченным заказам, они на текущий момент заморожены.
"Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации, при том, что даже заранее предоплаченные заказы, они сегодня заморожены и не поставляются. Причем объяснений нет никаких. Мы сделали вывод, что ждать точно у моря погоды смысла нет, и будем интенсифицировать работы по импортозамещению, имея в виду те заранее уже подписанные соглашения с компаниями, кто заинтересован в этой работе", — сказал министр.
По его словам, речь идет не только о российских компаниях, но и о международной кооперации с "дружественными странами".
"В первую очередь это всем известные структуры, которые располагаются на территории России, но мы не исключаем международные кооперации с дружественными нам странами, такие есть", — отметил Мантуров.
В то же время, по его словам, в 2022 году РФ поставит заказчикам минимум 19 самолетов Superjet 100 (SSJ, "Суперджет").
"У нас на 19 бортов полностью имеется комплектация зарубежная и до конца года будут исполнены контракты в объеме 19 машин. Плюс часть бортов, которые у нас так называемые "белые хвосты" — это те машины, которые ранее не были реализованы заказчикам. Мы их сейчас доводим до летной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам", — сказал Мантуров.
Он уточнил, что сертификация импортозамещенной версии "Суперджета" ожидается в 2023 году, а серийные поставки — в 2024 году.
"В следующем годы мы рассчитываем на уже полное импортозамещение, проведение всех необходимых сертификационных полетов, испытаний и уже начать поставку "Сухого" в российские компании", — сообщил министр.
Ранее директор филиала "Региональные самолеты" ПАО "Корпорация "Иркут" Олег Гуляев сообщал, что объем производства SSJ-100 в 2022 году составит 18 единиц. Также, по его словам, заказчикам дополнительно поставят десять Superjet, ранее бывших в эксплуатации. В ближайшие два года самолеты получат авиакомпании "Россия", "Азимут", Red Wings, "Аврора".
Вместе с тем, глава Минпромторга прокомментировал возможность расширения производства самолетов Ту-204/-214 и Ил-96.
"Что касается самолетов хорошо известных Ту-204, 214, Ил-96 — возможность расширения объемов производства присутствует, но мы исходим из здравого смысла, имея в виду, что МС-21 аналогичен по характеристикам с точки зрения пассажировместимости с Ту-214 и 204", — сказал министр.
По его словам, существующая система поставок Ту-214 для госавиации будет сохранена, при этом количество выпускаемых самолетов могут увеличить с нынешнего уровня — максимум три машины в год - до десяти.
"Будем предусматривать дополнительные сборочные мощности для Ту-214. Возобновлять производство Ту-204, мы считаем, нет смысла, исходя из того, что мы определенное время назад сделали акцент в первую очередь на 214-ой машине. Она в определенном смысле универсальна: и с большей дальностью, и с оптимальной пассажировместимостью, которая сегодня востребована нашими заказчиками", — добавил Мантуров.
Как сообщалось, Евросоюз 26 февраля ввел санкций против РФ в связи с военной операцией на Украине. В соответствии с ними запрещено поставлять в Россию гражданские самолеты и запчасти, оказывать услуги их техобслуживания и страхования. Санкции также запрещают поставки в РФ систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники. В международной кооперации РФ делает в том числе самолеты Superjet 100 и МС-21.
Ученые придут на помощь
Решить проблему с импортозамещением для авиации помогут и российские ученые. Так, сотрудники Томского госуниверситета (ТГУ) разработали первый в РФ конвертер озона в кислород. Приборы планируется устанавливать в отечественный самолет МС-21.
Как рассказал и.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев, согласно международным правилам, в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах — по два, в больших — от четырех до шести. Такие конвертеры в мире изготавливают только в США и Германии. Чтобы минимизировать зависимость от импорта, руководство страны поставило задачу создания собственных разработок в этой области, и томские специалисты успешно с ней справились. Производство конвертеров уже началось на площадке Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ — инновационной компании, созданной при участии вуза.
"Изначально планировалось, что в обозримом будущем будет выпущено порядка 10-20 самолетов МС 21. Сейчас с учетом ситуации планируется значительно увеличить их производство, так как стране нужно около 100 новых отечественных авиалайнеров", — уточнил Князев.
Он отметил, что химики ТГУ готовы обеспечить корпорацию "Иркут" (разработчик МС-21) необходимым количеством изделий.
В свою очередь ученые Новосибирского государственного университета (НГУ) разработали новую технологию получения карбидокремниевого волокна, которая может стать основой для импортозамещающего производства композиционных материалов в России.
Как рассказал руководитель проекта, научный сотрудник отдела прикладной физики ФФ НГУ Евгений Галашов, зарубежные методы производства требуют больших временных затрат и денежных вложений: стоимость итоговой продукции превышает несколько тысяч долларов за фунт. Помимо этого, иностранные волокна запрещены к экспорту в Россию, что затрудняет создание композитов на их основе. Новая же технология, разработанная в НГУ, позволяет в короткие сроки и с меньшими затратами получить качественное карбидокремниевое волокно для космонавтики и авиации.
Он отметил, что специалисты уже изготовили опытный реактор и получили первые образцы карбидокремниевых волокон. Теперь авторы технологии работают над созданием вакуумного реактора промышленных масштабов.
В университете полагают, что установку можно будет запустить уже в 2023 году, однако для этого потребуется дополнительное финансирование в размере 10 млн рублей. Ввод реактора в эксплуатацию позволит начать коммерческие поставки отечественного карбидокремниевого волокна на рынок.