Interfax-Russia.ru – В Духовном управлении мусульман России нет единого мнения о запрете на браки мусульман с иноверными. Эксперты считают, что запрет не распространится на все регионы.
Духовное управление мусульман (ДУМ) РФ 10 ноября опубликовало богословское заключение, согласно которому мусульманам не следует жениться на представительницах других религий. Однако уже на следующий день в ДУМ РФ пояснили, что фетву о запрете браков с "неверными" поддержал лишь совет улемов, при этом часть духовенства муфтията не согласна с этим решением.
"Ислам предполагает плюрализм мнений, наличие различных подходов по той или иной богословской проблеме. Совет улемов в структуре Духовного управления является органом самостоятельным и свободно формулирующим позицию входящих в него богословов. Несоответствие мнений улемов общей позиции Духовного управления допустимо, исходя из принципа уважения к многообразию взглядов и мнений, а истинность и правильность того или иного мнения оставляется на суд Божий", — говорится в опубликованном комментарии зампреда ДУМ РФ Дамира Мухетдинова.
Там также отмечается, что это решение поддержали не все представители духовенства.
"В данном случае мнения разделились, и часть нашего духовенства не поддерживает или поддерживает лишь частично указанное богословское заключение", — говорится в комментарии.
При этом Мухетдинов отметил, что в светском государстве, каким является Россия, постановления совета улемов носят "внутриобщинный характер" и не имеют юридической силы, так как за их нарушение не предусмотрено наказание. Он также отметил, что за год с момента принятия документа и доведения его до сведения духовенств в регионах, "никаких проблем он не породил и был воспринят как теоретическое осмысление актуальной проблемы частого разрушения семей в контексте современной Российской Федерации".
В свою очередь исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Роман Силантьев заметил, что фетвы для того и выпускаются, чтобы быть обязательными к исполнению.
"Если некая организация уполномочила своих лучших по части богословия представителей войти в состав совета улемов, то она, наверное, должна доверять их мнению, а не высказывать затем разные точки зрения", — сказал Силантьев "Интерфаксу".
Он также удивлен тем, что целый год эта фетва всех устраивала, но, попав в СМИ, сразу стала противоречить позиции "части духовенства" ДУМ РФ.
Тем временем доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС при президенте РФ, специалист по религиоведению Игорь Загарин придерживается другого мнения: он считает, что данный запрет не будет распространяться на всех мусульман России.
"В исламском обществе, в отличие от других религий, например, в христианстве, нет церковной структуры и жесткой иерархической системы такого рода. Если говорить об исламском обществе в РФ, то оно представлено различными духовными управлениями. А ту фетву, которая была издана, подписало и утвердило только Духовное управление РФ", — пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Более того, подчеркнул он, даже в той фетве, о которой стало известно 10 ноября, говорится, что в исключительных случаях и при наличии решения местного муфтия подобные браки возможны.
По его словам, вопрос о межконфессиональных браках в исламском сообществе всегда вызывал споры. И в настоящее время уже существуют различные ограничения. Например, мусульманский мужчина может вступить в брак с женщиной другой конфессиональной принадлежности, но не любой, а одной из тех, у которых есть "священные книги" — это иудейки, христианки, частично зороастрийки, уточнил эксперт.
"Мотив, которым руководствуются некоторые богословы, что если мусульманские мужчины будут вступать в брак с иноверными, то может сложиться положение, что не хватит мужей для мусульманок", — добавил Загарин.
В качестве еще одной причины собеседник Interfax-Russia.ru назвал боязнь некоторой части исламского сообщества, что межконфессиональные браки приведут к ассимиляции части населения, которая проповедует ислам.
"Но не все Духовные управления, представленные на территории России, эту фетву поддержали. Так что этот вопрос будет решаться каждый духовным управлением", — заключил эксперт.
Директор Центра региональных исследований РАНХиГС Константин Казенин также считает, что фетва ДУМ РФ будет действовать не во всех регионах.
"В мусульманском сообществе России нет центра, авторитет которого признают все мусульмане и решения которого просто по факту того, что это единый центр, обязательны. Это сообщество полицентрично и имеет несколько независимых друг от друга авторитетов для мусульман. А Духовное управление мусульман РФ — это совсем не как Епископия у христиан. Оно вообще было создано в России по инициативе Екатерины Второй, а не по букве мусульманского права", — рассказал он Interfax-Russia.ru.
Поэтому данное решение не становится "автоматически обязательным" для всех мусульман на территории РФ, считает эксперт, а только для некоторой части.
"Глобальных изменений в мусульманском сообществе оно не произведет", — пояснил Казенин.
Так, уже известно, что Муфтий Москвы и ДУМ Татарстана не согласились с фетвой о запрете браков с иноверцами.
"Мы считаем, что нельзя так, без учета современных реалий и многонациональности, многоконфессиональности общества, где мы живем, издавать такие фетвы", — сказал глава Духовного управлении мусульман Москвы при Духовном собрании мусульман России (ДСМР), муфтий Москвы Альбир Крганов.
Он призвал коллег из ДУМ РФ иметь в виду, что эта фетва может привести к негативным последствиям.
"Мы разделяем беспокойство наших братьев из Совета улемов ДУМ РФ за будущее народов и их желание сохранить нравственные устои в семье, но тем не менее подобная интерпретация Корана откроет много других вопросов относительно взаимоотношений между нашими традиционными религиями", — сказал Крганов.
В свою очередь, секретарь Совета улемов ДУМ Татарстана Рустам Нургалеев отметил, что взгляды Духовного управления мусульман РФ не всегда отражают интересы мусульман России.
"Мусульмане Республики Татарстан не ассоциируют себя с муфтиятом ДУМ РФ, и это решение точно не касается тех регионов, которые имеют свои духовные управления и других муфтиев", — заявил Нургалеев "Интерфаксу".
По его словам, позиция Духовного управления мусульман Татарстана очевидна и задокументирована.
"Мы, согласно ханафитской богословской традиции, позволяем заключать межконфессиональные браки, то есть мусульманин может заключить брак с иудейкой, христианкой, запрета на это нет", — сказал секретарь.
Нургалеев отметил, что имамы в республике, имеющие право на заключение исламских браков, не смотрят в паспорт, а обращают внимание на такие вещи, как согласие опекунов и родителей невесты.
В фетве, опубликованной 10 ноября, также уточняется, что в брак с мусульманином может вступить только немусульманка, которая, например, считает Иисуса не Богом, а Божьим посланником, признает существование единого Бога и готова следовать предписаниям Священного Корана.