Interfax-Russia.ru – Президент РФ Дмитрий Медведев, находясь с государственным визитом во Франции, обсудил с Николя Саркози условия покупки Россией французских вертолетоносцев "Мистраль".
Сразу после прилета в Париж в понедельник Медведев отправился в Елисейский дворец, где его уже ждал французский лидер. Там два президента, которые даже на публике часто называют друг друга друзьями, говорили про ядерную программу Ирана, урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке, договор о европейской безопасности и т.д. Однако главной темой переговоров стала перспектива возможной покупки Россией вертолетоносцев класса "Мистраль".
Завершив продолжительный разговор с французским коллегой, президент России заявил, что переговоры по военно-техническому сотрудничеству между РФ и Францией продвигаются неплохо. "Я разделяю мнение о том, что мы уже вступили в стадию эксклюзивных переговоров по этому вопросу, рассчитываю на то, что эти переговоры завершатся с успехом", - сказал Медведев.
По его словам, успех переговоров по закупке вертолетоносцев – "символ доверия между нашими странами, а с другой стороны – возможность для нашей страны получить те объекты, которые у нас сегодня отсутствуют, и которые мы хотели бы создавать в кооперации с другими странами".
Отметим, что если в 2009 году речь шла только об одном корабле "Мистраль", то теперь в заявлениях первых лиц фигурируют уже четыре вертолетоносца. "Мы решили по поводу вертолетоносца "Мистраль", что начиная с сегодняшнего дня будут вестись эксклюзивные переговоры по этому вопросу: по поводу четырех кораблей типа "Мистраль", - сказал Саркози на пресс-конференции по итогам переговоров с Медведевым. Первый корабль, по словам французского лидера, будет построен на французской верфи.
Вместе с тем, Саркози не разъяснил, сколько из четырех кораблей будут собираться на французских верфях, а сколько на российских. Специалисты полагают, что в ходе парижских переговоров этот важный момент решить так и не удалось. Российская сторона ранее намекала и прямо заявляла, что один корабль может быть закуплен у Франции, а три остальных собраны в России. Между тем, по словам Саркози: "результатом согласия могла бы быть и формула 2+2".
На кону не просто большие деньги – каждый корабль типа "Мистраль" стоит около $450 млн. Строительство больших судов – это еще и рабочие места, и поддержка военно-промышленного комплекса. Для российских кораблестроителей это еще и возможность освоения новых европейских технологий.
Впрочем, СМИ, общественность, военных экспертов в России, Франции и других странах интересует скорее не то, о каком именно соотношении – "2+2" или "3+1" – договорятся в итоге Москва и Париж. Куда важнее мотивы – почему и для чего Россия закупает вертолетоносцы, и почему Франция – член НАТО – не просто соглашается на подобную сделку, а практически подталкивает Россию к покупке?
Несколько дней назад посол Франции в РФ Жан де Глиниасти заявил, что в свое время Париж решил вести переговоры с Москвой о возможной продаже вертолетоносца "Мистраль", поскольку не видит в России противника. "Для нас Россия – партнер. А так как она является партнером, то нет никаких табу и запретов в том, что касается вопросов военно-технического сотрудничества", - сказал он в интервью "Интерфаксу". По словам главы французской дипмиссии, "мы начали переговоры, которые основываются на этом принципиальном политическом понимании". Как отметил собеседник агентства, "даже в моменты наиболее напряженных отношений между Россией и Западом сотрудничество в военной сфере между нами не останавливалось".
"Эта традиция установилась много лет назад. И, естественно, она привела к появлению некоторых совместных проектов, касающихся некоторых видов техники и других подобных вещей. Так что это действительно отличительная особенность отношений между Францией и Россией", - сказал де Глиниасти.
Между тем, даже в руководстве России отношение к будущей сделке далеко неоднозначное. Как рассказал во вторник газете "Ведомости" источник в Кремле, в начале февраля необходимость такого шага обсуждалась на Совбезе, и мнения были диаметрально противоположными. За покупку "Мистраля" активнее всех выступал министр обороны Анатолий Сердюков, а против – большинство силовиков.
И все же, как считают наблюдатели, главный противник покупки западного вооружения – вице-премьер Игорь Сечин. В конце прошлого года он заявил, что России вполне по силам вместо закупки "Мистраля" построить его отечественный аналог. Он добавил, что нужен только заказ от Минобороны, а с задачей справилась бы ОСК – Объединенная судостроительная корпорация, в совете директоров которой Сечин председательствует.
Не в восторге, очевидно, и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев – один из авторов принятой недавно военной доктрины России, где НАТО впервые в постсоветской истории прямо называется главной потенциальной внешней опасностью для нашего государства. В то же время, по заявлениям Патрушева можно понять, что им движет скорее осторожность, нежели принципиальное нежелание закупать уникальное вооружение у члена Североатлантического альянса. К примеру, в начале февраля он называл "преждевременными" разговоры о покупке "Мистраля", как о свершившемся факте, высказавшись, правда, в том ключе, что сегодня России, как ни крути, современных вооружений не хватает, а на море – тем более.
Есть и другие высокопоставленные российские военные, чью позицию можно назвать нейтрально-прагматичной. Начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров полагает, что Россия может закупить один французский вертолетоносец плюс технологии по его производству. "У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в 3-4 раза меньше "Мистраля". Это не только десантный корабль – его многофункциональность очевидна: это и вертолетоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки", - сказал военачальник в интервью телекомпании "Russia Today".
Макаров обратил внимание и на экономичность "Мистраля". "Наш десантный корабль, который в четыре раза меньше "Мистраля", съедает в три раза больше топлива. Чтобы создать такой корабль в России, необходимо некоторое количество лет. Поэтому мы хотим купить технологию этого корабля, чтобы выпускать подобные корабли у себя в России", - сказал он.
Представители российского военного руководства не раз заявляли, что пятидневная война в Южной Осетии в августе 2008 года и ее дальнейший анализ заставили по-новому взглянуть на политику государства в области закупок вооружения. Так, главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий ранее заявлял, что если бы у России в период конфликта был корабль, подобный "Мистралю", то "можно было бы разместить наши войска в Грузии за 40 минут".
Заметим, что сами французы очень гордятся своим "Мистралем". Его длина 199 метров, ширина 32 метра, а водоизмещение – 21,6 тысяч тонн. Европейские специалисты называют этот вертолетоносец "швейцарским ножом" за его многофункциональность. Он может транспортировать до 15 вертолетов, 13 танков или небольшое воинское подразделение. Кроме того, он может быть плавучим госпиталем и кораблем управления. Ничего подобного у России, действительно, нет.
Правда, в эффективности французского вертолетоносца, а значит и в целесообразности его закупки нашей страной, сомневаются видные отечественные военные эксперты. Среди них руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, который в беседе с журналистами отметил, что вертолетоносец "Мистраль" не годится для проведения десантных операций и его будет трудно адаптировать под российское оборудование. "Этот корабль предполагает натовское оборудование", - недоумевает Цыганок. Об этом же говорит и советник министра обороны РФ, бывший главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин. "Нас не устраивает "Мистраль" без современного оснащения. Пустой корпус могут сварить и наши корабелы", - сказал адмирал "Интерфаксу-АВН". По оценке адмирала, "трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку".
"Очень сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами", - сказал Масорин. Любопытно вспомнить в этой связи, как в ноябре 2009 года, когда "Мистраль" зашел с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолеты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолетный ангар. Небольшой конфуз быстро "замяли".
Впрочем, от крупного военно-технического соглашения с Францией, которая в кризис пережила волну рецессии и нуждается в дополнительных средствах, Россия может извлечь и политические дивиденды. Так, после переговоров с Медведевым Саркози заявил, что пообещал российскому лидеру оказать содействие в принятии договора о европейской безопасности, инициированном президентом РФ, а также помочь "продавить" безвизовый режим для въезда россиян в страны Европейского союза.
Обозреватель Максим Кирчатов