Interfax-Russia.ru – Президент России Владимир Путин потребовал вернуть населению электрички, исключенные из расписания. Буквально на следующий день ряд поездов вернули.
В конце 2014 года в российских СМИ и соцсетях появились сообщения об отмене электричек в российских регионах. Большое количество поездов планировалось сократить в Забайкалье, Кировской, Орловской областях и так далее: всего под угрозой из-за финансовых споров местных властей и "дочек" РЖД оказались около 300 маршрутов.
Эти перемены вызвали в России волну недовольства: например, жители Читы в январе провели митинг, а активисты города Лысьва Пермского края начали в соцсетях сбор подписей под требованием вернуть электричку до краевого центра.
В феврале ропот граждан дошел до главы государства. Президент РФ Владимир Путин поручил немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение.
"Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими РЖД регионам по решению проблемы", - заявил Путин 4 февраля на совещании с правительством.
Он подчеркнул, что для восстановления движения не нужно дожидаться формальных решений, в том числе "провода через парламент или решения правительства".
"Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?" - сказал глава государства.
Он подчеркнул, что властям заранее необходимо было озаботится выполнением всех договоренностей.
"Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей", - сказал президент.
Не последняя электричка
Уже на следующий день после эмоционального требования президента электрички вернулись в регионы, где ситуация была наиболее обостренной. Например, 5 февраля начали восстанавливать пригородное железнодорожное сообщение в Псковской области.
Правда, пока из 18 пар пригородных поездов восстановлены три: "Дно-Псков-Дно", "Дно-Новосокольники-Дно" и "Великие Луки - Себеж - Великие Луки", сообщили в пресс-службе региональной администрации
"Процесс восстановления пригородного железнодорожного сообщения в регионе только начался", - цитирует пресс-служба заместителя губернатора Псковской области Александра Кузнецова.
По его данным, возвращены поезда не общего следования, а рабочие, которые перевозят персонал железных дорог до тех или иных станций. Теперь на них будут перевозить и обычных пассажиров.
Движение отмененных пригородных поездов в Забайкалье восстановят к 9 февраля, говорится в пресс-релизе Забайкальской железной дороги.
Между тем, губернатор этого края Константин Ильковский заявил, что в регионе необходимо провести тщательный анализ востребованности электричек, поскольку на некоторых направлениях люди активно пользуются маршрутками, сообщает пресс-служба губернатора.
"В Забайкалье о тотальной отмене вообще всех пригородных маршрутов речи не шло. Руководство региона прилагало все усилия для поиска точек соприкосновения, компромисса с пригородной компанией и ОАО "РЖД". Еще в конце прошлого года на встрече с руководителем ЗабЖД мы договорились о выплате компенсации на всю сумму, предусмотренную в бюджете края. Договорились также о том, чтобы очень внимательно подойти к оценке загруженности существующих маршрутов и определить те, которые выводить из расписания ни в коем случае нельзя", - цитирует губернатора пресс-служба.
Отмененные электрички Горнозаводского направления в Пермском крае вернутся в расписание 6 февраля, сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" директор ОАО "Пермская пригородная компания" Александр Канцур.
"Принято решение о возврате 15 электричек. Они будут курсировать с 6 февраля. Поезд "Пермь-Лысьва" также вернется в расписание", - сообщил Канцур.
По его словам, в ближайшее время в "Пермской пригородной компании" ждут заключения дополнительного соглашения с краевыми властями, которое будет принято после решения об источнике финансирования на федеральном или региональном уровне. ОАО "РЖД" заявило, что отмененные с 1 января 2015 года электрички будут восстановлены, однако сроков не уточнила.
"В настоящее время в график уже введено около 40 поездов. Всего планируется назначить порядка 300 пригородных поездов", - говорится в пресс-релизе РЖД.
В компании сообщили, что сейчас "совместно с пригородными пассажирскими компаниями, осуществляющими пригородные перевозки в РФ, в оперативном порядке проводит работу по восстановлению маршрутов курсирования пригородных поездов".
Симптомы ушли
Несмотря на то, что электрички начинают возвращаться в регионы, сама суть конфликта между ОАО "РЖД" и местными властями пока не решена. Дело в том, что администрации ряда регионов, которые должны компенсировать РЖД часть затрат на перевозку пассажиров, не хотят этого делать, ссылаясь на непрозрачность формирования цен.
"Пригородная компания обозначает нам на компенсацию цену на проезд в электричке, скажем до станции Карымское, в 1500 рублей. Однако билет в сидячем вагоне до той же Карымской в поезде "Чита-Приаргунск" будет стоить 254 рубля, плацкартный - 544 рублей, купе - 548 рублей. В одном и том же ведомстве такой существенный разброс цен. Вместо того, чтобы заниматься планированием экономики, пригородная компания хочет все свои затраты компенсировать за счет бюджета", - процитировали в пресс-службе администрации Забайкальского края губернатора региона Константина Ильковского.
Глава региона считает, что субъектам нужно оказывать финансовую поддержку для решения этих вопросов.
"Мы готовы разумно компенсировать затраты ОАО "РЖД", но - экономически обоснованные. В начале 2014 года предполагалась компенсация выпадающих доходов в размере 100 млн рублей, в течение года сумма выросла до 150 млн рублей. Считаем, что такие тарифы экономически не обоснованы. По сути, нам предлагается, условно говоря, "Запорожец", но по цене "Мерседеса"", - приводятся в сообщении слова Ильковского.
Похожей точки зрения придерживается губернатор Псковской области Андрей Турчак. Он рассказал, что на пригородные железнодорожные перевозки в бюджете региона на 2015 год заложены 60 млн рублей. Однако по расчетам РЖД, стоимость перевозок в Псковской области в пять раз выше - более 300 млн рублей.
"80% этой суммы для нас непрозрачны. В эту сумму заложена аренда подвижного состава и содержание инфраструктуры, которые не должны ложиться бременем на областной бюджет", - процитировала Турчака пресс-служба областной администрации.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович рассказал, что правительство России рассчитывает решить сложившуюся ситуацию в течение месяца.
Ранее глава правительства Дмитрий Медведев пообещал, что государство будет решать проблему нехватки пригородных поездов, в том числе, возможно, за счет выделения дополнительных средств регионам и ряда налоговых решений.
Позже на селекторном совещании в Горках Медведев сообщил, что правительство рассматривает вопрос о возможном установлении на текущий период (2015-2016 годов) льготной ставки НДС на пригородное железнодорожное сообщение.
"Это позволит отчасти уменьшить давление на тариф", - считает он.
Дворкович на совещании с Путиным в феврале сообщил, что для решения возникших проблем правительство предлагает снизить НДС в пригородном сообщении до 10%.
"Этот законопроект будет внесен уже в феврале, и должен быть принят быстро Государственной Думой, что позволит сохранить деньги на пригородное сообщение", - сказал вице-премьер.
Кроме того, предлагается возвращение льготной ставки платы за инфраструктуру с 25% до 1%. Для компенсации такого шага потребуются дополнительные средства из федерального бюджета, объем которых оценивается в 6-8 млрд рублей.
Также речь идет о дополнительном выделении денег регионам.
"С каждым из проблемных регионов такие договоренности уже есть", - заверил Дворкович, не уточнив при этом размер дополнительных отчислений.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"