Россия / Точка зрения 26 сентября 2012 г. 15:43

Вера в законе

Interfax-Russia.ru – Закон, ужесточающий наказание за оскорбление чувств верующих, внесли в Госдуму - провинившимся грозит до 5 лет колонии. Эксперты не исключают начала "реакционного разгула" в РФ.

Череда резонансных происшествий, связанных с оскорблением чувств верующих, положила начало уникальному для России процессу: депутаты, которые в любом другом вопросе не всегда могли прийти к консенсусу, согласились, что люди, глумящиеся над чужими религиозными чувствами, достойны сурового наказания.

Причин для столь пристального отношения к теме религии много: роль сыграл скандальный панк-молебен Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и последовавшие за ним надругательства над иконами, спиливание поклонных крестов в разных регионах РФ, осквернение храмов и покушения на религиозных лидеров. На решение депутатов также повлияла реакция мусульман, которые после выхода американского фильма "Невинность мусульман" и карикатур на пророка Мухаммеда во французском журнале "Шарли эбдо" (Charlie Hebdo) провели многочисленные акции протеста.

Штраф за поведение

Наказание за оскорбление религиозных чувств распространено во многих странах мира, но для мультирелигиозной России сведение законов и веры в новинку. Поэтому наряду с восторженными отзывами о депутатской инициативе все чаще слышатся мнения, что документ может привести к "реакционному разгулу", беспочвенным обвинениям и притеснениям атеистов. Но, несмотря на разность экспертных оценок, 26 сентября законопроект внесли на рассмотрение Госдумы. Предполагают, что его могут принять до конца 2012 года.

"Убийства духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спиливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей - все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России, дискредитацию традиционных ценностей и, по сути, служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны", – говорится в заявлении депутатов Госдумы.

Как пояснил "Интерфаксу" глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, участившиеся акты вандализма и оскорбления чувств верующих повлияли на решение парламентариев подготовить подобный законопроект. Кстати, инициативу поддержали все думские фракции.

"Все сошлись во мнении, что действующая максимальная административная ответственность в виде штрафа в тысячу рублей - это несерьезно. Поэтому, скорее всего, будет введена уголовная ответственность за ущемление чувств и прав верующих, и она будет градироваться – от штрафов, принудительных и исправительных работ до самой крайней меры – реальных тюремных сроков", – отметил Ярослав Нилов.

И хотя работа над документом еще в самом разгаре, уже известно, что главу 25 Уголовного Кодекса РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" дополнят новой статьей 243 "Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан".

Первая часть статьи предполагает наказание за публичные оскорбления религиозных убеждений граждан и прилюдное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

По словам главы комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова, нарушителям этого пункта грозит штраф до 300 тыс. рублей, обязательные работы до 200 часов или лишение свободы на срок до трех лет.

Во второй предусматривается наказание за осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания – штраф составит от 100 до 500 тыс. рублей, также предусмотрено 400 часов обязательных работ или пять лет лишения свободы.

Кроме того, будет скорректирована и статья 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). И если сегодня штраф за воспрепятствование религиозной свободе для граждан составляет от 100 до 300 рублей и от 300 до 800 рублей для должностных лиц, после корректировки гражданину придется заплатить от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, а должностному лицу от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Штраф за оскорбление религиозных чувств и осквернение почитаемых верующими предметов составит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей вместо нынешних пятисот – тысячи рублей.

"Готовящийся закон сильно дифференцирует наказание - штраф, обязательные работы, нет нижнего предела для ограничения свободы, есть даже условное наказание - в зависимости от серьезности проступка и общественного резонанса", – пишут "Ведомости".

Авторы документа отмечают, что для укрепления национального единства, упрочения гражданского мира и согласия необходимо объединить все политические силы.

"Этому может способствовать дальнейшее религиозное просвещение общества, включая соответствующую духовно-воспитательную работу среди молодежи", - говорится в законопроекте.

Кроме того, депутаты призывают СМИ "с особой ответственностью и деликатностью относиться к публикации материалов, освещающих события религиозного характера, воздерживаться от возбуждения межконфессиональной вражды и оскорбления религиозных чувств граждан".

Между Богом и Дарвином

Ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих поддержали представители различных религиозных конфессий. Например, представители иудейской и протестантской общин России отметили, что люди, пренебрегающие чужими религиозными чувствами, должны понимать, что не останутся безнаказанными.

"Очень важно усилить ответственность за оскорбление чувств верующих людей, особенно на фоне тех антиклерикальных кампаний, которые сейчас ведутся в разных странах мира. Мы видим, к чему они приводят", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

В то же время председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган считает важным "увеличить сумму штрафа за такие преступления".

"Но введение уголовного наказания я считаю чрезмерным. У нас уже существуют статьи о наказании за вандализм, хулиганство, убийство. Сила религии - в ее слабости, открытости, доступности церквей, мечетей, синагог", - заявил раввин.

В исламской общине законопроект назвали своевременным, отметив, что наказание, предусматриваемое Госдумой, "вполне сопоставимо с той угрозой, которая исходит от богохульников и кощунников".

"Считаем вполне своевременным принятие нашим парламентом закона о защите религиозных святынь и квалификации правонарушений в этой сфере", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" глава исполкома Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин. Кроме того, он предложил законодательно определить "критерии мест религиозного почитания, символов и атрибутов религии".

В свою очередь, в РПЦ отметили, что свобода самовыражения должна иметь четкие нравственные рамки.

"Такие действия (надругательство над верой – ИФ) способны взорвать гражданский мир, противопоставить друг другу огромные массы людей, что мы сегодня видим во многих местах, и значит, таких действий быть не должно. Отдельные государства, а, может, и мировое сообщество должны полностью исключить их из жизни. Наказание за них должно быть серьезным и неотвратимым", - рассказал порталу Интерфакс-Религия" глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Положительно оценил готовящийся законопроект и представитель Буддийской сангхи в Москве санжей-лама Андрей Бальжиров.

"Нужно делать упор на воспитании. Вопрос в том, может ли ужесточение наказания остановить от совершения преступления. Это зависит от воспитанности, духовности общества", - добавил санжей-лама.

К тому же, согласно опросу ВЦИОМ, 82% респондентов (из 1 тыс. 600 опрошенных) поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих. Хотя 73% опрошенных заявили, что не знают ни одного случая ущемления чьих-то религиозных чувств.

Впрочем, многие восприняли депутатскую инициативу сдержанно, заметив, что эффективность закона зависит от его формулировок, и любая неточность может стать большой проблемой даже для тех, кто не верит в бога.

"При плохой формулировке закона - а хорошо его прописать невозможно - под оскорбление чувств верующих попадает и высказывание о том, что Бога нет, и преподавание дарвиновской теории в школе, и недостаточно длинная юбка на женщине", – цитирует пресс-служба Общественной палаты слова журналиста Николая Сванидзе.

По его мнению, эффективность работы закона связана с проблемой его правоприменения.

"Все это (последствия нечеткой формулировки - ИФ), по моему мнению, может привести к реакционному разгулу в стране. Этот законопроект опасен, и я выступаю категорически против его принятия", - подчеркнул Сванидзе.

Скептически к готовящемуся законопроекту относятся и юристы, отмечая, что Конституция РФ гарантирует гражданам не только свободу совести (то есть права каждого человека свободно верить в существование бога или его прообраза, или не верить в него вообще), но и свободу слова. Государство же должно лишь поддерживать порядок и не допускать эксцессов. Причем, справляться с этой задачей должны уже существующие статьи УК РФ – например, ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

"Если атеист заявит, что бога нет, он явно может оскорбить этим глубоко-верующего человека. А если мы возьмем мусульман, то, учитывая расплывчатость состава, те просто могут быть "по первому звонку свыше" лишены возможности настаивать на одном из важнейших постулатов – что Мохаммед является последним пророком. Потому что в христианстве и иудаизме последним пророком может быть только мессия перед страшным судом", – рассказал Interfax-Russia.ru управляющий партнер юридической фирмы "Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова" Олег Кузнецов.

По словам эксперта, в последнее время уголовное законодательство стало похоже на инструмент политики, а не на инструмент регулирования должного поведения.

"Предлагаемая новелла в УК станет очередным свидетельством бездумного раздувания истерики и средством оправдания "постфактум" недавних процессов "с религиозным оттенком". С точки зрения обычного человека, даже не юриста, встает масса вопросов к формулировке состава преступления", – пояснил Олег Кузнецов.

На неточность формулировок указывает и доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, кандидат философских наук Елена Орлова.

"Что понимать под оскорблением чувств верующих? Кого-то задевает, когда патриарха Кирилла называют по фамилии Гундяев. Но я не считаю это оскорблением", – рассказала Interfax-Russia.ru Елена Орлова.

По ее словам, еще рано рассуждать о пользе или вреде депутатской инициативы – текст закона окончательно не сформулирован, и эффект будет виден только после принятия документа.

"Учитывая, что насильников и педофилов лишают свободы на 5-6 лет, наказание для оскорбивших чувства верующих слишком суровое. Но оно должно быть прописано в законе, к тому же, существующее наказание никого не пугает. На Западе оскорбивших чувства верующих наказывает само гражданское общество – таких людей ждет, например, общественное порицание. Но российское гражданское общество будет зреть еще очень долго", – пояснила Interfax-Russia.ru доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ.

В свою очередь, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает новый закон опасным для светского государства, заметив, что вместо уголовного депутаты могли бы предусмотреть административное наказание.

"Теперь было бы совершенно естественным вымарать из российских школьных учебников ссылки на дарвинизм. Одно с другим связано. Дарвин, бесспорно, оскорбляет чувства верующих. Что делать нам, бедным атеистам, не знаю. Если я напишу на майке: "Бога нет", то меня, во-первых, изобьют, да еще и посадят на три года", - заявил "Интерфаксу" правозащитник.

Пока о законе, защищающем религиозные чувства верующих, известно немногое. И хотя религиозные деятели видят в депутатской инициативе массу плюсов, сегодня слишком сложно прогнозировать последствия подобного вмешательства в такие тонкие материи как религия. Тем более если речь идет о стране, которая долгое время исповедовала только научный атеизм.

Обозреватель Татьяна Кочеткова