Россия / Точка зрения 18 октября 2017 г. 18:26

В урезанном варианте

Interfax-Russia.ru – Первый этап строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань, скорее всего, ограничится Владимиром. Если ветка окажется окупаемой, дорогу продолжат до Казани.

В урезанном варианте
© РИА Новости. Максим Богодвид

Участники сентябрьского совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича пришли к выводу, что железнодорожную высокоскоростную магистраль (ВСМ) из Москвы нужно сначала строить до Владимира, а по поводу прокладки остальной части, до Казани, принять решение позднее.

Как пишут "Ведомости" со ссылкой на свои источники, близкие к РЖД, основное условие - востребованность и окупаемость ВСМ.

Министр открытого правительства Михаил Абызов подтвердил изданию, что такой вариант сейчас рассматривается, и переговоры участников проекта продолжаются. Правительство считает приоритетной линию до Казани, но проект можно реализовать поэтапно.

В концессионное соглашение пока планируется включить лишь участок Москва-Владимир, сообщил и источник "Ведомостей", близкий к РЖД, и подтвердил представитель компании. В концессии будут описаны условия, при которых ВСМ будет продолжена до Казани, в том числе трафик, выручка от билетов и макроэкономические показатели, перечень прорабатывается.

При этом, говорят собеседники издания, будущее ВСМ от Владимира до Казани становится все менее определенным: надежда сохраняется, но риск, что строительство будет отложено или не состоится, увеличился.

Дело в том, что проекту не хватает денег, в том числе бюджетных, отметил источник, участвовавший в подготовке проекта.

Изначально строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань протяженностью 770 км было запланировано на территории 7 регионов РФ, в которых проживает более 25 млн человек. За 3,5 часа пути от Москвы до Казани планировали сделать 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани. Капзатраты на ВСМ до Казани оценили в 1 трлн 300 млрд рублей без НДС.

После актуализации проекта окончательную модель ВСМ, разбитую на два участка (Москва-Нижний Новгород и Нижний Новгород-Казань), РЖД обещали представить в 2017 году. К этому времени должны были подписать соглашение между правительствами России и Китая, который изъявил желание поучаствовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании проекта ВСМ.

Проект решили реализовать по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии, где концедент - Россия, а концессионер – специальная проектная компания СПК (консорциум, лидером которого является дочерняя структура РЖД "Скоростные магистрали", а акционером - КНР).

Возникшая проблема с бюджетным финансированием вынудила РЖД сформировать новую финансовую модель проекта, которую оценили в 1 трлн 18 млрд рублей (плюс 20,9 млрд рублей на проектирование). Именно за счет китайских средств монополия планировала заместить часть необходимого финансирования.

В ноябре прошлого года правительство РФ отправило проект строительства ВСМ на доработку, предложив привлечь к оценке реалистичности предлагаемых условий финансирования банковское сообщество; с помощью экспертов заново пересчитать пассажиропоток; дополнительно проработать механизм концессии - предусмотреть возможность ограничения платежа концессионеру со стороны РФ для повышения эффективности его деятельности, а также представить все подтверждения источников финансирования.

Сейчас, отмечают "Ведомости", концессия не предусматривает платы концедента (возмещение расходов на строительство инфраструктуры концессионеру из бюджета), в расчет пассажиропотока был заложен рост популярности направления - с 16 млн пассажиров в 2016 году до 23,6 млн к 2050 году. Государственная поддержка состоит в минимальном гарантированном доходе на этапе эксплуатации.

РЖД, исполняя поручение Дворковича, предложили чиновникам два варианта, сказал изданию участник обсуждения. По одному из них ВСМ будет построена сразу до Казани, но тогда проекту нужен капитальный грант - инвестиции государства на стадии строительства.

Второй вариант предусматривает лишь инвестиции РЖД и привлеченных инвесторов, но тогда дорога дойдет только до Владимира, а государству придется платить компенсации инвесторам, если трафик будет ниже того, что в концессионном соглашении.

Вариант строительства линии сразу до Казани чиновники не поддержали, говорит собеседник издания, обратив внимание на главное преимущество ВСМ до Владимира - не нужен капитальный грант от государства.

Этот вариант, по словам представителя РЖД, предусматривает, что компания направит на ВСМ 200 млрд рублей и привлечет средства российских и международных инвесторов, кредиты банков и банков развития. Общая стоимость ВСМ до Владимира - не менее 459,5 млрд рублей (без НДС).

Как заявил источник, близкий к РЖД, около 255 млрд рублей из них составят сторонние инвестиции: примерно 104 млрд рублей вложит китайский фонд "Шелковый путь", около 200 млрд рублей должно быть обеспечено выпуском инфраструктурных облигаций.

Главный риск новой модели концессии в том, что до Владимира не просчитан пассажиропоток: если направление до Владимира будет менее популярно у пассажиров, чем заложено в концессионной документации, доплачивать придется из бюджета.

Пока окончательная финансовая модель ВСМ не утверждена, и, как заявил "Ведомостям" представитель Дворковича, предложения о пилотном участке дороги вице-премьеру пока не поступили.

В то же время, несколько источников издания, участвующие в обсуждении проекта, поддержали идею строительства дороги сразу до Нижнего Новгорода. Тем более, что вариант разбить строительство на два этапа (от Москвы до Нижнего Новгорода, а от Нижнего Новгорода до Казани) рассматривался, его поддерживали и банки.

"Во всех высокотехнологичных проектах лучше вложить поменьше, сделать пилот, а потом можно строить и вторую, и третью очередь", - пояснил газете логику такого предложения один из банкиров.

Однако полноценная магистраль до Нижнего Новгорода обошлась бы дороже - в строительство пришлось бы вложить более 700 млрд рублей, пояснил один из присутствовавших на совещании. К тому же до сих пор по участку Москва - Нижний Новгород не готова проектная документация.

Изменение концессии связано с тем, что полностью проектная документация готова только для участка Москва-Владимир, настаивает источник "Ведомостей", знакомый с протоколом совещания у Дворковича.

Действительно, в июле Главгосэкспертиза РФ дала положительное заключение по проектной документации участка высокоскоростной магистрали от станции Железнодорожная (Московская область) до станции Владимир.

Проектирование участка велось с учетом совмещения строительства ВСМ и новых участков автомобильной дороги М7 "Волга" в обход подмосковных Балашихи и Ногинска. Это, как подчеркивали в РЖД, позволит оптимизировать расходы и минимизировать воздействие на окружающую среду.

На "одобренном" участке магистрали протяженностью 172 км предусмотрены три пассажирские станции в Ногинске, Орехово-Зуеве и Петушках.

Проект предполагает, что максимальная скорость поездов составит 400 км/ч. Спроектировано два главных пути общей протяженностью 384 км, на 100 км из них предусмотрена укладка по технологии верхнего строения пути на балласте, на 284 км - по технологии безбалластной конструкции. Такая конструкция, отмечали в монополии, позволит поддерживать стабильность геометрии пути при высоких скоростях поездов, быстро укладывать рельсовое полотно, свести к минимуму затраты на обслуживание и сократить износ подвижного состава.

Расчетное время в пути между Москвой и Владимиром с остановками составит 56 минут. Средние размеры пассажирского сообщения оцениваются в 50 пар поездов в сутки к 2035 году, количество перевезенных пассажиров - примерно в 20 млн за 2035 год.

Магистраль планируется оснастить передовыми системами связи и блокировки, модулями связи GSM-R/DMR, тепловизорами, камерами наблюдения. Контактная сеть КС-400 будет иметь протяженность 471,8 км.

Также на участке предусмотрено 151 искусственное сооружение, включая 26 больших и средних мостов, 10 эстакад и 8 путепроводов. Площадь отвода земель составит около 2 тыс. га. Спроектированы и искусственные сооружения для пропуска полевых автодорог и миграции диких животных.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook