Interfax-Russia.ru — Генпрокуратура РФ потребовала взыскать с экс-министра Михаила Абызова более 32 млрд рублей в пользу государства.
Генеральная прокуратура РФ обратилась в суд с иском о взыскании с подконтрольных экс-министру Михаилу Абызову иностранных компаний в доход Российской Федерации денежных средств в сумме 32 млрд 500 млн рублей. Исковое заявление направлено в Гагаринский районный суд Москвы для рассмотрения по существу.
Направленный в суд иск стал следствием проведенной Генпрокуратурой проверки соблюдения бывшим министром по координации деятельности открытого правительства требований антикоррупционного законодательства.
По данным надзорного ведомства, в период с мая 2012 года по май 2018 года, занимая государственную должность, Абызов "систематически нарушал установленные законами запреты". Так, при поступлении на службу он скрыл сведения о своем реальном имущественном положении, в частности, о владении им не менее 5 зарегистрированными на территории Республики Кипр офшорными компаниями и "другими зарубежными финансовыми инструментами". При этом сведения о наличии названного имущества Абызовым как государственным служащим на протяжении 5 лет не декларировались.
Кроме того, отмечают в Генпрокуратуре, в период службы он продолжал заниматься предпринимательской деятельностью, "извлекать доходы от подконтрольных ему юридических лиц", скрывая свое участие в коммерческих организациях и полученные денежные средства "от работодателя и общества". Для этого, по данным ведомства, он оформил их на подставных лиц, а на Кипре и в Москве организовал "функционирование теневых офисов, размещенных в целях конспирации в жилых квартирах".
В 2018 году Абызов, как установила Генпрокуратура, "используя свой должностной статус и авторитет министра, принял личное участие в продаже акций ОАО "Сэбэко". Для этого он и его доверенные лица проводили с представителями покупателей неоднократные встречи, на которых обсуждали условия сделок, вопросы добросовестности и финансовой состоятельности.
Для получения дополнительных гарантий безопасности сделки, по версии надзорного ведомства, Абызов как федеральный министр лично вел переговоры с представителями руководства банковского учреждения, на счета которого должны были поступить денежные средства от реализации имущества.
В результате незаконной деятельности Абызов заключил в июле 2018 года на территории Кипра два договора о продаже акций ОАО "Сэбэко", после чего на счета подконтрольных ему иностранных компаний и поступили 32 млрд 500 млн рублей, которые, отмечают в надзорном ведомстве, "явились его незаконным доходом, полученным в нарушение установленных антикоррупционным законодательством запретов и ограничений".
Абызов и ряд других фигурантов его дела были задержаны в марте 2019 года. Экс-министру было предъявлено обвинение в создании преступного сообщества (ч.3 ст.210 УК РФ) и хищении 4 млрд рублей (ч.4 ст.159 УК РФ).
Несмотря на многочисленные поручительства и предложенную сумму залога в 1 млрд рублей, суд избрал в отношении Абызова меру пресечения в виде заключения под стражу.
Следствие настаивало на том, что деятельность "организованного преступного сообщества" (ОПС) Абызова не относится к предпринимательской и была направлена исключительно на "преступное личное обогащение". Также следствие утверждало, что деятельность ОПС поставила под угрозу "устойчивое экономическое развитие и энергическую безопасность Новосибирской области и Алтайского края".
По версии следствия, действуя в соучастии с другими фигурантами, экс-министр обманул акционеров ОАО "Сибирская энергетическая компания" ("Сибэко") и ОАО "Региональные электрические сети" ("РЭС"), осуществляющих на территории Новосибирской области производство и передачу электроэнергии, похитил денежные средства компаний на сумму в 4 млрд рублей. Похищенные деньги, считает следствие, в полном объеме выведены за рубеж.
В рамках расследования, кроме Абызова, были также арестованы бывший директор "Сибэко" Александр Пелипасов; директор по экономике и финансам АО "РЭМиС" Галина Фрайденберг; президент Новосибирской региональной федерации самбо, бывший член совета директоров "Сибэко" Николай Степанов; заместитель генерального директора ООО "Ру-Ком" Максим Русаков и бывший гендиректор "РЭС" Сергей Ильичев.
Все фигуранты дела отрицали обвинения. В частности, Абызов настаивала на том, что не мог давать указания по сделкам со своими активами в 2012-2014 годах, так как они были переданы в доверительное управление.
В апреле прошлого года Басманный суд Москвы наложил арест на расчетные счета бывшего министра по делам открытого правительства и недвижимость, принадлежащую экс-чиновнику. Так, были арестованы 437 млн рублей, находящихся на расчетных счетах, два земельных участка и два жилых дома, расположенных в Московской области, три квартиры и четыре комнаты, а также машино-место в Москве.
По подсчетам адвоката экс-министра, на тот момент в рамках уголовного дела в отношении Абызова было арестовано связанных с ним активов более чем на 20 млрд рублей, в том числе: наличные денежные средствах в различной валюте, обнаруженные при обысках; денежные средства на счетах экс-министра и его близких; недвижимое имущество; акции и прочие ценные бумаги.
Затем Преображенский суд Москвы также разрешил обеспечительный арест пакетов акций в ряде компаний, в том числе в "Российских энергетических сетях", бенефициаром которых, по версии следствия, является бывший министр. По решению суда арестовали более 100 млн различных акций.
Всего в рамках дела Абызова, по информации Следственного комитета России, было арестовано связанных с ним активов и имущества более чем на 27 млрд рублей.
Однако позже Басманный суд Москвы отменил арест денежных средств, находящихся на 19 банковских счетах - более 55 млн 500 тыс. рублей и около 11 млн евро, сочтя несоразмерной сумму арестованного имущества причиненному имущественному вреду. А в августе 2019 года Мосгорсуд отменил арест и счетов иностранных компаний на 121 млн евро.
После этого Мосгорсуд направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции два материала о наложении обеспечительных мер в рамках дела Абызова. По данным защиты, речьшла о долях в уставных капиталах ряда компаний на 71 млн рублей и объектах недвижимого имущества на территории России на сумму около 421 млн рублей.
Тогда же Следственный комитет возбудил новое уголовное дело в отношении бывшего министра ст.289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности). По версии следствия, Абызов в нарушение запрета, наложенного на него как члена правительства РФ, в 2018 году лично и через доверенных лиц осуществлял предпринимательскую деятельность.
"Обращает на себя внимание то, что описываемые в постановлении о возбуждении нового уголовного дела обстоятельства не имеют никакого отношения к событиям 2011-2014 годов, которые являются предметом расследования уголовного дела о мошенничестве и создании преступного сообщества, по которому Абызову предъявлено обвинение, и он заключен под стражу", — отмечал в беседе с "Интерфаксом" адвокат экс-министра Александр Аснис.
А в сентябре прошлого года Следственный комитет возбудил еще одно уголовное дело в отношении Абызова по ст.174.1 УК РФ (легализация или отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). Речь идет о сумме около 30 млрд рублей.
Суть добавленного к прежнему нового обвинения состоит в том, что он, будучи министром, якобы, нарушил запрет на занятие предпринимательской деятельностью и руководил принадлежащими ему компаниями, которые в 2018 году осуществили сделку по продаже принадлежащих им акций ОАО "Сибэко" двум компаниям — АО "Кузбассэнерго" и АО "ХСРК", уточнял "Интерфаксу" его адвокат.
По словам Асниса, следствие расценило полученные от этой сделки денежные средства в сумме около 32 млрд рублей "как приобретенные в результате совершения преступления и в последствии легализованные".
Абызов виновным себя не признает.