Interfax-Russia.ru – Более 70 судов могут построить в России в рамках второго этапа рыбных инвестквот. Часть заказов могут отдать приморским верфям.
Российские верфи могут получить заказ на строительство свыше 70 судов для рыбопромыслового флота в рамках второго этапа рыбных квот.
"По предварительным данным, планируемый перспективный портфель заказов по второму этапу (рыбных квот — ИФ) включает более 70 судов, из которых до 35 — предназначены для ловли краба", — сообщила пресс-служба правительства РФ по итогам рабочей встречи 5 декабря вице-премьера, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко.
В правительстве РФ также отметили, что глава Приморья предложил рассмотреть возможность размещения части таких заказов (на строительство рыбопромыслового флота в рамках реализации второго этапа этого проекта — ИФ) на верфях региона. Он отметил, что производственные мощности позволяют осуществить закладку от 30 до 40 корпусов судов в течение 5 лет. По мнению губернатора, проект поможет развитию местных судостроительных предприятий, а также сохранению кадрового потенциала в регионе.
"Опыт у приморских судостроителей огромный. Наши верфи строят суда самых разных типов. Эти знания передавались из поколения в поколение, и сейчас важно сохранить такие нужные стране компетенции, обеспечив наши предприятия заказами", — сказал Кожемяко.
Так, по словам губернатора, в рамках первого этапа инвестквот на "Находкинском судоремонтном заводе" и "Восточной верфи" идет строительство 14 краболовов. Два судна уже сданы заказчику, три — спущены на воду. Работы ведутся в соответствии с утвержденными графиками.
Денис Мантуров в свою очередь отметил, что сейчас Минпромторг РФ оценивает возможности судостроительных предприятий по реализации перспективного заказа на суда промыслового флота.
"В контур анализа входят, безусловно, и предприятия Дальнего Востока, которые уже наработали компетенции по первому этапу. В настоящее время законопроект по второму этапу инвестквот и строительству судов под них находится в разработке", — сказал министр.
Как сообщалось, Госдума РФ приняла законопроект о втором этапе рыбных квот в первом чтении 27 октября. Он вносит изменения в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования механизма распределения инвестквот и предусматривает выделение дополнительно на инвестиционные цели 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов, а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морские гребешки, трубачи, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.
Программа рыбных инвестквот действует в РФ 5 лет. По данным Росрыболовства на конец декабря 2021 года, с учетом последних рассмотренных заявок и принятых решений заключено 129 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства, в том числе 64 договора на строительство рыбопромысловых судов (36 — для Дальневосточного и 28 — для Северного рыбохозяйственных бассейнов), 24 договора на строительство рыбоперерабатываюших комплексов (13 — на Дальнем Востоке и 11 — на Севере), 41 договор на строительство судов-краболовов. Общий объем инвестиций — более 230 млрд рублей.
В ноябре руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что при наличии флота российские рыбаки могут нарастить промысел на Дальнем Востоке на 1 млн тонн.
"За последние годы мы приблизились к объему в 5 млн тонн добычи. При этом можем совершить и значительный рывок на увеличение — еще на 1 млн тонн можно добывать за счет промысла на Дальнем Востоке. Но нужны дополнительные мощности для вылова", — сказал он в рамках "Открытого диалога" в Совете Федерации.
На долю Дальнего Востока приходится 70% добываемых российскими рыбаками биоресурсов, уточнил он.
Также перспективным в планы добычи рыбных ресурсов чиновнику видится и освоение Антарктики.
"(…) Уже готовится проект судна, которое будет работать на добыче криля в антарктическом рыбохозяйственном районе", — сказал глава Росрыболовства.
Говоря об итогах 2022 года, Шестаков сообщил, что с января по ноябрь в России было выловлено 4,24 млн тонн рыбы — это "незначительно ниже уровня прошлого года".
"Подвела нас лососевая путина. Но в целом видим — и по оценке, и по динамике — в районе 5 млн тонн российскими рыбаками будет добыто", — сказал он.
Драйвером роста рынка рыбопродукции чиновник назвал аквакультуру.
"Производство товарной аквакультуры выросло со 153 тыс. тонн (в 2014 году — ИФ) до 357 тыс. тонн (в 2021 году — ИФ). В структуре производства — лососевые, карповые, ценные гидробионты (устрицы, мидии гребешки), осетровые виды. Важно, что лососевые вышли на первое место по объемам производства. В 2021 год их выращено почти 140 тыс. тонн, в 2016 году было на уровне 50 тыс. тонн", — сказал он.
По его словам, "это востребованные на рынке виды рыб, и с учетом продуктового эмбарго (РФ в августе 2014 года запретила ввоз рыбы из ряда стран, в том числе из Норвегии, которая была ее крупным поставщиком — ИФ) очень важно было нарастить их производство".
"Сейчас стоит задач по созданию отечественной комбикормовой индустрии, центров селекции и выращивания смолта. Это необходимо для того, чтобы сегмент лососеводства продолжил динамичное развитие вне зависимости от внешних факторов", — подчеркнул глава Росрыболовства.
Говоря о росте стоимости экспорта рыбы за последние пять лет на 77% (до $6,6 млрд), Шестаков заявил, что это произошло, "конечно же, за счет увеличения цены, но в том числе, что очень важно, за счет увеличения доли экспорта переработанной рыбы, а не сырья". Так, по его словам, если в 2017-2020 годы среднегодовое значение доли глубокой переработки минтая в структуре отечественного производства составляло 16,5%, то 2021 году показатель вырос до 28%.
Шестаков также сообщил, что за последние пять лет инвестиции в рыболовство и рыбоводство выросли в 2,7 раза и составили 77 млрд рублей.
"Основной стимулирующей мерой является программа инвестиционных квот и крабовые аукционы с инвестиционными обязательствами. Инвестквоты позволили улучшить ситуацию с точки зрения модернизации флота. Без внедрения этого механизма средний возраст рыбопромыслового флота составил бы более 40 лет. Суда стали бы непригодны для последующей модернизации", — сказал он.
По словам чиновника, по итогам первого этапа реализации инвестквот произойдет обновление флота на 80% в Северном бассейне и на 40% — в Дальневосточном.
"К 2030 году возраст судов при условии реализации этой программы сократится до 21 года, а если и второй этап инвестквот реализуем, то флот омолодится еще в среднем на 9 лет", — заявил Шестаков.