Interfax-Russia.ru – Скандал с воровством бюджетных денег при закупках российскими регионами дорогостоящей медтехники достиг своего пика. В центре скандала оказалась Ростовская область.
"Мутная тема"
А начиналось все, как это часто бывает, с благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Российские лечебные заведения в рамках нацпроекта "Здоровье" решено было обеспечить самой современной диагностической техникой. В том числе томографами. Под благое дело были выделены немалые средства.
Правда, в конце апреля этого года министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России высказала серьезную озабоченность насчет дефицита в нашей стране современных томографов.
"Потребность на сегодняшний день в Российской Федерации составляет 90−95 томографов. В то же время сейчас в Российской Федерации функционирует только семь позитронно-эмиссионных томографов, из которых три располагаются в Москве, три – в Санкт-Петербурге, и в конце 2009−го – начале 2010 года еще ПЭТ открыт в Челябинске", - посетовала министр.
Озабоченность Голиковой передалась и президенту страны. Если быть точнее, то беспокойство это разбередил руководитель контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко на совещании 21 июня в Горках, где обсуждалось исполнение поручений главы страны.
Именно тогда Дмитрий Медведев поинтересовался, как происходит закупка медицинской техники и оборудования. Чуйченко проинформировал президента, что целевые субсидии из федерального центра регионам на закупку медицинского оборудования далеко не всегда расходовались эффективно.
"Мы посмотрели, как закупались 64-срезовые компьютерные томографы. И разброс цен составляет от 50 миллионов за штуку до 80", - доложил руководитель контрольного управления. Он уточнил, что речь идет об одной и той же комплектации и назвал в качестве отрицательных примеров Ярославскую и Ростовскую области, где томографы были приобретены по наивысшей цене – 73 млн и 80 млн рублей соответственно. Для сравнения Чуйченко привел Самарскую область, где за подобные комплекты и подобное программное обеспечение было выплачено около 50 млн рублей.
За своих подчиненных попыталась вступиться Татьяна Голикова. "Это все очень индивидуально, и в каждом конкретном случае нужно рассматривать, что конкретно входило в комплект закупки, - возразила она. - И когда к компьютерному томографу закупается достаточно большое количество дополнительных программ, то, естественно, и стоимость этой закупки существенно выше".
Для уточнения ситуации Медведев тут же попросил включить губернаторов Ростовской и Ярославской областей.
Новый губернатор Ростовской области Василий Голубев подтвердил слова Голиковой о том, что к закупленному оборудованию приобретено десять компьютерных программ, что позволяет увеличить и качество, и объемы оказываемых услуг. Однако президент страны не согласился с главой Тихого Дона. Он заявил, что подобные схемы – "лучший способ для того, чтобы осуществить откат".
"Одно дело железо, там хотя бы потрогать что-то можно, а другое дело – программы, в которых разбираются, наверное, несколько медиков, более или менее подготовленных к работе на соответствующем типе оборудования. Поэтому нужно погрузиться, посмотреть, что там происходило; зачем такое количество программ покупалось; сколько стоили эти программы, потому что мы знаем, сколько стоят даже достаточно сложные программы. Можно взять сопоставимые расценки, они есть везде – и в интернете, и на сайтах соответствующих иностранных фирм. Допустим, если в такой комплектации, то так, а если в какой-то другой комплектации, более широкий спектр услуг по программам – стоит несколько дороже. В этом надо разобраться, потому что, еще раз говорю, это очень мутная тема, и все жулики обычно используют такого рода приемы", - пояснил свою мысль Медведев и дал поручение губернатору более детально разобраться в ситуации и доложить результаты.
Не стал вдаваться президент и в объяснения главы Ярославской области Сергея Вахрукова, который заявил, что обвинения контрольного управления некорректны и область, напротив, сэкономила на приобретении томографов. "Причем мы закупали у федерального государственного унитарного предприятия, на аукционе победило Федеральное государственное унитарное предприятие управления делами президента Российской Федерации", - уточнил Вахруков.
"А Вы думаете, там жуликов нет, что ли?", - вдруг возразил президент.
Неприятное открытие настолько возмутило российского лидера, что уже через четыре дня, находясь в канадском Хантсвилле, он еще раз вернулся к теме "золотых томографов" и заслушал Константина Чуйченко.
"Мы несколько дней назад с вами рассматривали вопрос исполнения поручений президента, я говорил о том, чтобы в течение нескольких дней проанализировать ситуацию вокруг поставок медицинского оборудования, потому что там возникло обсуждение, насколько правильно все это поставлялось, были завышены цены или нет. Хотел, чтобы вы мне сейчас доложили, что сделано", - обратился Медведев к руководителю своего контрольного управления.
"По Ростовской области установлено, что стоимость закупки 64-срезового томографа составила 90 миллионов рублей. Для справки: аналогичный томограф был закуплен Самарской и Курской областями за 50 миллионов рублей. Кроме того, как следует из доклада губернатора, продавцом не были соблюдены требования к модификации и техническим характеристикам поставленного томографа", - доложил Чуйченко.
"Константин Анатольевич, я просто уточню, чтобы потом никто не упрекал в предвзятом подходе: это томографы одинаковой комплектации?" - спросил президент. "Да, Дмитрий Анатольевич, одинаковой, - заверил Чуйченко. - Мы, естественно, проверили комплектацию и сравнили все их характеристики".
Президент напомнил о том, что губернатор Ярославской области говорил о некорректности обвинения, поскольку томографы приобретались одним лотом вместе с разным медицинским оборудованием, и поставщик просто изменил цену между товарами внутри лота.
Чуйченко признал, что действительно "внутри лота произошла пересортица". "Но тем не менее все равно, по нашему мнению, данный образец можно было купить дешевле", - заявил он. В Ярославской области цена составила около 70 млн за томограф, а в Татарстане подобный томограф был закуплен за 57 млн рублей.
Главе государства показалось недостаточно этих сведений.
"Я жду от Вас доклада к 10 августа по всем другим вопросам, по всем другим обстоятельствам, которые попали в орбиту этого исследования, - потребовал он от Чуйченко. - Дело не в том, чтобы наковырять какое-то количество случаев, когда цены завышены, хотя само по себе это тоже необходимо делать. А дело в том, чтобы все губернаторы, все руководители региональных органов власти, руководители муниципалитетов обратили на это внимание, следили за своими подчиненными и, если что, разрушали эти коррупционные цепочки. Если они это делать не будут, то они в конечном счете ответят за те закупки, которые были произведены, в том числе и своими местами".
Две большие разницы
Между тем, в Минздраве Ростовской области настаивают на том, что проверяющие не до конца разобрались в сути вопроса. Томограф, приобретенный для Ростовской областной больницы N1, значительно отличается от оборудования, закупленного другими субъектами РФ, поэтому и стоит дороже, объясняют здесь.
Как заявляет пресс-секретарь министерства здравоохранения Ростовской области Людмила Бондарь, самарский и ростовский томографы кардинально отличаются один от другого. Ростовский оснащен программами объемного анализа с техникой визуализации объемов в полутоновом режиме, программой виртуальной эндоскопии, программой автоматического удаления (добавления) костных структур, модуляции дозы во время сканирования и рядом других, что позволяет оказывать пациентам более качественную медицинскую помощь.
С помощью прикладных программ томографа у врачей появилась возможность проводить исследования в трехмерном режиме, как сердца, так и головного мозга, также аппарат позволяет трехмерно реконструировать количественный анализ сосудистого русла, исследовать головной мозг и определять ишемические повреждения на ранней стадии и т.д.
С этим согласен и главный врач Ростовской областной клинической больницы Владимир Мелешкин: "Если там в два раза меньше программ, значит в два раза меньше можно получить информации о больном. Либо получить эту информацию, но в два раза больше облучая больного".
Кроме того, по мнению областного Минздрава, озвученному его пресс-службой, поскольку весь комплект медицинского оборудования экспертного класса для диагностики и лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями оборудования был выставлен на торги одним лотом, говорить о стоимости отдельных элементов лота не совсем корректно.
Правда, по результатам совместной проверки Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Ростовской области и УБЭП ГУВД по Ростовской области все же было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при покупке медицинского оборудования по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
Как сообщается на сайте областной прокуратуры, министерство здравоохранения Ростовской области на бюджетные деньги закупило дорогостоящее медицинское оборудование, в том числе для нужд Ростовской областной клинической больницы – мультиспиральный компьютерный томограф 64-срезовый стоимостью 90,4 млн рублей. Проверка показала, что областное министерство здравоохранения это оборудование сформировало в один лот как однотипную продукцию без расценки по каждой позиции. Формирование лота подобным образом позволило единственному участнику размещения заказа ООО "Алком-7" при снижении общей стартовой цены на 0,02% предложить томограф по стоимости 90,4 млн руб., в то время как его планируемая стоимость не превышала 67,5 млн рублей. В результате цена томографа была существенно завышена, а федеральному бюджету причинен ущерб в особо крупном размере в сумме 22,5 млн рублей.
Семь должностных лиц министерства уже привлекли к дисциплинарной ответственности, в том числе двух заместителей министра. Но это далеко не все. На рассмотрении находится еще одно представление. Кроме того, виновные будут привлечены к уголовной ответственности по уже названной статье 159 УК РФ.
Пора кончать с хамами, циниками и ворами
И вот, наконец, настало 10 августа – день "икс", определенный президентом России для подробного отчета о ситуации с "золотыми томографами". На этот раз встреча Дмитрия Медведева и Константина Чуйченко состоялась в Сочи. Начальник контрольного управления президента России представил президенту доклад, подготовленный по итогам проверки эффективности расходования бюджетных средств на приобретение медицинской техники.
"Всего приобретено 170 томографов на общую сумму 7,5 млрд рублей. И мы пришли к выводу о том, что бюджетные средства при закупках медицинского оборудования расходовались крайне неэффективно. Как правило, закупки производились по ценам, превышающим цены производителя в 2-3 раза", - доложил президенту начальник контрольного управления.
"То есть 200-300%?" - удивленно переспросил Медведев. И получил утвердительный ответ.
Чуйченко по требованию президента привел конкретные цифры. Оказалось, что 16-срезовый томограф, если брать его непосредственно у производителя, стоит от 16 до 20 млн рублей, а субъекты РФ платили за такие аппараты от 30 до 50 млн рублей – то есть вдвое, а порой втрое больше.
Что касается 64-срезовых томографов, у производителей они стоили от 28 до 35 млн рублей. В России же они закупались за 60-90 млн рублей.
Такое дикое, ненормальное завышение цен Константин Чуйченко объяснил несколькими причинами: "Прежде всего, расчет субсидий, которые предоставлялись региону, выполнен на основе цен посредников. И цены посредников превышали цены производителей до трех раз. Плюс на федеральном уровне были сделаны закупки 64-срезовых томографов по цене свыше 90 млн рублей. Имела место одна закупка вообще на 95 млн рублей. Эти закупки были размещены в сети интернет, и таким образом были установлены определенные ценовые ориентиры".
Другими словами, провинциальные чиновники ориентировались на аппетиты своих столичных коллег. Чуйченко наглядно обрисовал схему подобных приобретений.
У производителя 64-срезовый томограф стоит 34 млн 500 тыс. рублей. Далее посредник – корпорация в Великобритании – продает этот томограф за 71 млн 700 тысяч. Таким образом, разница, которая осела у посредника в виде так называемого заработка, составляет 37 млн 200 тысяч. Далее появляется российский посредник, у которого оседает 18 млн 690 тысяч. В результате цена оборудования вырастает до 90 млн 390 тыс. рублей. Таким образом, у посредников осело 55 млн 890 тыс. рублей.
Смешно даже предполагать, что подобная схема не включает в себя "отката" чиновникам, которые ответственны за закупки. Совершенно ясно, что даром так бессовестно завышать цены никто посредникам не позволит: потребуют поделиться "по-честному"…
"То есть цена практически больше чем в 2,5 раза – почти в 3 раза выше, - подытожил выкладки своего подчиненного Дмитрий Медведев. - Маржа этих посредников, как созданных в Великобритании, так и в России (кстати, вполне вероятно, что это одни и те же лица, просто учрежденные в разных местах, в смысле одни и те же хозяева), составляет практически две цены томографа: 55 млн 890 тыс рублей при цене у производителя 34 млн 500 тыс.".
Чуйченко также подчеркнул, что зачастую организация конкурсов исключала честную конкурентную борьбу между производителями. Таким образом, "имела место коррупционная составляющая". По итогам проверки, которая провела Генпрокуратура, возбуждено 17 уголовных дел.
Наличие такой коррупционной "составляющей" подтверждает и то, что уже в ходе проверок закупочные цены на томографы в регионах резко обрушились. Например, четыре 16-срезовых томографа в Дагестане были закуплены за 20 млн рублей. То же произошло и с 64-срезовыми томографами: в июле Амурская область закупила такое оборудование за 40 млн рублей, а Санкт-Петербург – за 52 млн рублей.
И вот тут уже президент России не выдержал. "Это, на мой взгляд, не коррупционная составляющая, а абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег. При этом люди, которые это все устраивают, они просто ни стыда, ни совести не имеют, - резко дал оценку ситуации Дмитрий Медведев. – Это терпеть больше нельзя. Это то, что вызывает, во-первых, дикую ненависть наших людей и, во-вторых, вызывает или создает известный отрицательный авторитет у нашей страны. Когда всем известно, сколько стоит этот прибор, в России он появляется в три раза дороже. Это роняет престиж государства и нашей экономики".
"Я не только поручение подпишу – я лично дам указание Генеральному прокурору и руководителю Следственного комитета нашей страны, чтобы все, кто к этому причастен, понес серьезное, суровое наказание", - заявил президент.
"Больше с этим мириться невозможно. Самое главное сделать так, чтобы эта система бесконтрольной закупки дорогостоящих приборов, медицинских средств и других технических средств была разрушена. Займитесь этим лично и мне докладывайте", - сказал Медведев, обращаясь к Чуйченко.
Он потребовал от начальника контрольного управления через несколько месяцев подготовить специальный доклад о том, как изменилась ситуация, и особо доложить о привлечении к ответственности должностных лиц. "Причем имею в виду всех должностных лиц во всех субъектах Федерации. Хочу, чтобы Вы это контролировали до конца: и что сделано нашими коллегами на федеральном уровне для того, чтобы провести качественную поверку ранее принятых решений, и что сделано руководителями субъектов Федерации; кто понес какую ответственность", - уточнил Медведев суть своего поручения.
Кроме того, после встречи с Константином Чуйченко президент в поручении, адресованном премьер-министру РФ Владимиру Путину, поручил правительству подготовить изменения в законодательство по размещению заказов на закупку медицинского оборудования по ценам производителей.
"В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, исключения действий коррупционной направленности при проведении конкурсов (аукционов) на закупку для государственных и муниципальных нужд медицинского оборудования: сформируйте действенную систему мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков медицинского оборудования; подготовьте предложения по внесению изменений в законодательство по размещению заказов в части закупки медицинского оборудования по ценам производителей; разработайте унифицированные технические требования к закупаемому высокотехнологичному оборудованию, его сервисному обслуживанию и доведите их до органов, осуществляющих закупки для государственных нужд", - говорится в документе.
Срок исполнения поручения – 1 февраля 2011 года.
Дмитрий Медведев также дал поручение и министру здравоохранения Татьяне Голиковой привлечь к ответственности виновных должностных лиц.
Стоит ли за семь верст киселя хлебать?
Между тем, по мнению ряда экспертов, необходимо не только разобраться с закупкой томографов за рубежом, но и обратиться к собственным производителям качественной медицинской техники.
Пока компьютерных томографов в России не производится, но о таком производстве уже объявили международная корпорация Philips и российский производитель медицинской техники "Электрон". Первые аппараты под брендом "Инновационное партнерство полного цикла Philips - "Электрон" появятся на рынке уже осенью этого года. Philips будет импортировать 85% компонентов для производства компьютерных томографов, Электрон" будет делать томографы и продавать их. Стоимость одного комплекса компьютерной томографии составит 20-30 млн руб. в зависимости от комплектации.
Правда, пошлина на ввоз в Россию импортных комплектующих составляет от 5 до 30%, а на готовые аппараты - 5%. Но партнеры надеются на то, что добьются снижения пошлин на ввоз комплектующих, а Минэкономразвития готово рассмотреть такую возможность. Кроме того, на государственных тендерах Россия должна поддержать отечественного производителя.
Что касается магнитно-резонансной томографии – самого современного и эффективного метода диагностики, в России существует несколько производителей такой техники. Например, томограф "Юнитом", который не уступает по качеству зарубежным аналогам, но при этом стоит в 25 раз дешевле, потребляет в 100 раз меньше электроэнергии и не требует для работы криогенных установок с жидким гелием.
Такой "народный томограф" может быть установлен в любой районной больнице и доступен действительно широким слоям населения России. "Юнитом" успешно прошел все клинические и технические испытания, а также получил разрешение на серийное производство, выданное министерством здравоохранения и социального развития. На этот томограф уже поступили запросы из 40 стран.
Кроме того, разработки и производство томографов вот уже 20 лет осуществляет российская компания – Научно-производственная фирма "Аз", расположенная в Москве. Так, может, все же разумнее вкладывать средства в поддержку отечественного производителя? Иначе Россия может отстать на века в области медицинского обслуживания от развитых стран. Ведь, по оценкам специалистов, в настоящее время в России установлено 450 магнитных томографов, а, к примеру, в США их уже 15 тысяч.
Обозреватель Александр Сидоров