Interfax-Russia.ru – Первые слушания по резонансному делу российского летчика Виктора Бута прошли в США. Российские депутаты возмущены бездействием МИДа и свой вариант спасения соотечественника.
Нашумевшее "дело Бута" близится к своей развязке - 11 октября в США начался суд над арестованным российским летчиком и бизнесменом. Его обвиняют в преступном сговоре с целью убийства американских граждан и поставках оружия колумбийской организации FARC, которую в Новом Свете считают террористической. Впрочем, дело Виктора Бута, арестованного в Таиланде и экстрадированного в США в марте 2008 года, еще может преподнести сюрпризы. Ведь, по мнению его адвокатов, обвинение основано на весьма шатких доказательствах, которые напрямую не способны подтвердить вину россиянина. С другой стороны, было бы наивно полагать, что американское правосудие так просто отпустит Бута, который благодаря западным СМИ и работе голливудского кинематографа стал в глазах рядовых американцев террористом номер два, правда, уже российского образца.
В суде Нью-Йорка из 80 человек выбрали 14 присяжных – 12 человек будут присутствовать на процессе, а оставшиеся двое в случае, если кто-то из основной команды получит отвод, смогут их заменить.
"Американский адвокат Бута Альберт Дайян сказал мне, что найдет 12 человек, которые не знают, кто такой Виктор Бут (условие соблюдения беспристрастности присяжных - ИФ)", - рассказал "Интерфаксу" адвокат подследственного Виктор Буробин. В процедуре отбора задействовали прокуратуру, адвокатов, суд и самого Виктора Бута – он, как и остальные, получил право на "безмотивные отводы". Заседание будет открыто для родственников бизнесмена и прессы.
Позже федеральный судья Шира Шейндлин попросила присяжных подписать документ, в котором они обязуются не искать дополнительной информации о подследственном в СМИ и интернете – таким образом, их вердикт будет основан только на информации, полученной в суде, а не на домыслах и газетных утках. Дело в том, что Запад давно выразил свое отношение к Буту в его емком и устрашающем прозвище "Торговец смертью". Поэтому будет лучше, если присяжные узнают о нем уже после завершения процесса.
"В последнее время судьи все чаще предупреждают присяжных о том, что им не следует читать сообщения об их деле в интернете. Однако благодаря смартфонам, ноутбукам и другим приспособлениям у присяжных легко может возникнуть соблазн нарушить этот запрет", - отмечает газета New York Times. Эксперт по судебным вопросам Тара Траск рассказала газете, что никогда не слышала, чтобы присяжные подписывали подобные бумаги.
В свою очередь адвокат Бута Виктор Буробин отметил тяжелый моральный аспект содержания подследственного: Виктора Бута содержат в одиночной камере, а общаться он может только с адвокатом. Даже охранникам запрещено с ним говорить.
Сбавить напряжение помогло решение судьи, опубликованное в конце августа, о том, что стороне обвинения на процессе будет запрещено опираться на показания Бута, сделанные в беседах с сотрудниками спецслужб США после ареста в Таиланде, сообщила газета The Wall Street Journal. Судья ссылалась на то, что эти заявления не были добровольными.
Заявление судьи вызвало негодование прокуратуры, которая все это время скрупулезно собирала любые подтверждения виновности российского бизнесмена. Запрещенные материалы, хоть в них и не было информации, очерняющей подследственного, вместе с остальными доказательствами могли бы заставить присяжных сомневаться в невиновности Бута – а это уже что-то.
Впрочем, радость российской стороны была недолгой. Спустя сутки судья Шира Шендлин отменила свое решение, сообщает русская служба BBC. Таким образом, у обвинения на руках остались все карты.
Тем временем в России 10 октября депутаты Госдумы РФ, входящие в разные фракции, отправили судье Шире Шендлин обращение с просьбой о беспристрастном отношении к делу.
"Депутаты Госдумы РФ полагают, что в этом деле присутствуют политические мотивы, попытки определенных кругов в США искусственно привязать данную тему к проблеме борьбы с международным терроризмом и тем самым нанести ущерб интересам и репутации России, а также достигнутым ранее двусторонним договоренностям в рамках политики "перезагрузки" в российско-американских отношениях", - говорится в обращении, копия которого поступила в "Интерфакс".
Его авторы уверены, что арест спровоцировали американские спецслужбы, и экстрадиция, проведенная с грубейшими нарушениями тайского законодательства и международных норм и прав человека, "вызывает крайнюю обеспокоенность и тревогу за дальнейшую судьбу Бута".
Кроме того, по мнению депутатов, в преддверии судебного процесса американские СМИ навязывают людям "образ алчного афериста, циничного оружейного магната и беспринципного торговца оружием, связанного с движением "Талибан" и "Аль-Каидой". Они считают, что все обстоит иначе, и Бут, действия которого способствовали побегу из талибского плена экипажа гражданского самолета Ил-76 в августе 1996 года, до сих пор находится в черных списках террористов. А обвинение построено на "домыслах, шатких версиях, сомнительного свойства уликах и неубедительных обвинениях, звучавших в СМИ в течение почти 10 лет".
Неясно только одно: почему после ареста Виктора Бута в Таиланде российский МИД не предпринял никаких действий, чтобы как минимум доставить гражданина России на родину. Ведь по закону его могут судить только на территории стран, которым он продавал оружие или с территории которых его вывозил.
Вопросов стало еще больше, когда после двойного отказа Таиланд все же выдал США российского бизнесмена, и американские спецслужбы его беспрепятственно экстрадировали на свою территорию.
Пока российские дипломаты медлят, депутаты придумали альтернативный выход из ситуации – они предложили обменять Виктора Бута и летчика Константина Ярошенко на главу Роснано Анатолия Чубайса, который, по их словам, сделал России "много гадостей".
"Пока фракция ЛДПР предлагает обменять Константина Ярошенко и Виктора Бута на, например, Анатолия Борисовича Чубайса. Он столько гадостей сделал нашей стране и столько хорошего американцам, что, я думаю, они пойдут на этот обмен", - заявил на заседании Госдумы депутат Сергей Иванов.
"Можно еще кого-нибудь из наших в кредит предоставить – им туда Чубайса, нам – всех наших российских граждан обратно", - добавил он. По его мнению, власти приложили недостаточно усилий, чтобы защитить своих граждан, ведь после ареста летчика Константина Ярошенко, обвиненного в перевозке 4 тонн кокаина и даче ложных показаний, МИД всего лишь "выразило недоумение тем, что ему дали 20 лет".
Тем не менее, первое заседание суда по делу Виктора Бута состоялось 11 октября в Нью-Йорке – тогда присяжные впервые услышали вступительные речи прокурора, адвокатов и свидетелей. В дальнейшем каждая из сторон представит присяжным свои доказательства по делу, а они должны будут решить, виновен или нет подследственный.
Предполагают, что процесс продлится около месяца, и если виновность Виктора Бута докажут, он проведет в одной из американских тюрем не меньше 25 лет или останется в заключении пожизненно.
Обозреватель Татьяна Кочеткова