Россия / Точка зрения 3 октября 2011 г. 17:20

Тайный список

Interfax-Russia.ru – Лондон ввел негласный запрет на въезд в страну фигурантам "списка Магнитского". Правозащитники рассчитывают, что этот шаг поспособствует расследованию громкого дела.

Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Коллеги Магнитского заявили, что он был арестован после того, как вскрыл коррупционные схемы, к которым причастны некоторые российские чиновники.

Правозащитники уверены, что в смерти Магнитского виноваты врачи и силовики. По их мнению, несмотря на отставки в Федеральной службе исполнения наказаний, настоящего расследования смерти юриста не было.

По данным двух судебных экспертиз, юрист умер из-за острой сердечной недостаточности. Эксперты подтвердили наличие у него заболеваний, диагностированных ранее, однако констатировали, что они не находились в острой стадии.

Смерть Магнитского вызвала большой общественный резонанс, в том числе и за рубежом. 29 сентября 2010 года в фонде Hermitage Capital сообщили, что председатель государственной Комиссии США по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, сенатор Бенджамин Кардин внес в Конгресс США законопроект, который предполагал запретить въезд в страну российских чиновников, "причастных к преследованию и гибели Сергея Магнитского". В списке около 60 человек, которые, по некоторым данным, были причастны к уголовному делу против юриста фонда.

А 16 декабря 2010 года и Европарламент предложил Совету ЕС изучить вопрос о возможных санкциях против российских чиновников, предположительно, причастных к смерти Магнитского. В проекте ежегодного доклада о соблюдении прав человека в мире, который обсуждался на пленарном заседании Европарламента, предлагалось запретить въезд на территорию Евросоюза 60 российским ответственным лицам, которых считают связанными со смертью юриста в заключении, а также заморозить их банковские счета и другие авуары в странах ЕС. Однако тогда в ходе голосования было предложено смягчить эту формулировку в связи с "позитивным развитием в России".

Между тем, в июле Госдепартамент США все же внес имена российских официальных лиц, имеющих отношение к смерти сотрудника фонда Hermitage Capital, в "черный список" на получение американских виз. В этот перечень включены сотрудники ФСБ, полицейские высшего и среднего звена, тюремные охранники и врачи, прокуроры, налоговые аудиторы и инспекторы. Со своей стороны МИД России приступил к выработке ответных мер на решение Госдепа США ввести визовые ограничения в отношении российских чиновников, якобы причастных к гибели Магнитского.

Вслед за США и законодатели Великобритании призвали правительство объявить о визовых санкциях в отношении российских чиновников из "списка Магнитского".

"Член британского парламента, бывший министр по делам Европы Денис Макшейн обратился с призывом к правительству незамедлительно последовать примеру США и официально объявить о введении визовых санкций в отношении российских чиновников из списка Магнитского", - отмечалось в сообщении фонда Hermitage Capital, поступившем в "Интерфакс".

В парламентском запросе, направленном Макшейном в министерство внутренних дел Великобритании, законодатель писал: "Учитывая полномочия, имеющиеся у министра внутренних дел по исключению пребывания нежелательных иностранных лиц на территории Великобритании, считаете ли Вы возможным въезд в нашу страну россиян, участвовавших в кражах, мошенничестве, пытках и убийстве, и чье пребывание уже признано нежелательным властями США?"

Со своей стороны МВД Великобритании заявлял, что полномочия запретить въезд в страну "иностранным гражданам, чье присутствие оценивается как не соответствующее целям общественного правопорядка", возложены на руководителя этого ведомства.

И вот теперь у Великобритании появился свой "список Магнитского". По меньшей мере 60 российским чиновникам, виновным, по мнению британских властей, в смерти юрисконсульта фонда Hermitage Capital, запрещен въезд в Великобританию, пишет британская газета The Guardian.

Как сообщил изданию экс-глава британского МИДа Крис Брайант, наличие запрета на выдачу виз ряду лиц якобы подтвердил нынешний министр иммиграции Англии Дамиан Грин. Вместе с тем, отмечает The Guardian, список публично не оглашается во избежание ухудшения двусторонних отношений.

В международном комитете Госдумы считают, что Россия не должна поддаваться на провокации по вопросу о деле Магнитского. В частности, первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий обратил внимание "Интерфакса", на то, что информация об утверждении Лондоном "черного списка" - не официальное сообщение, а лишь статья одной из британских газет.

По его мнению, "смерть Магнитского используется нашими недругами как повод для провокации против России - составляются какие-то виртуальные списки российских чиновников, якобы причастных к гибели Магнитского, звучат угрозы применить к этим чиновникам некие виртуальные санкции и так далее".

Парламентарий считает, что все это "лишь повод для того, чтобы в информационном пространстве инициировать формирование некоего чудовищного образа России, где чуть ли не постоянно происходят массовые нарушения прав человека".

"Уверен, что мы не должны прибегать к симметричным мерам, так ведь недолго будет поставить наши страны, я имею в виду не только Россию и Великобританию, но и Россию и США, на грань "холодной" войны, чего, собственно, и добиваются некоторые западные политики, в том числе и американские, выступающие против объявленной президентом Бараком Обамой позитивной перезагрузки в российско-американских отношениях", - отметил Слуцкий.

Против введения санкций в отношении российских чиновников, которых считают причастными к делу Магнитского, высказывается и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. "Я считаю, что они неэффективны. Эти методы - дискриминационные в отношении страны, а не в отношении тех негодяев, которые виновны в гибели Сергея Магнитского", - заявил Федотов "Интерфаксу".

"Для нас важнее, чтобы начал работать тот список по делу Магнитского, который составил наш Совет. Мы надеемся, что так оно и будет", - сказал он, добавив, что принципиально важно, чтобы всестороннее расследование смерти юриста Hermitage Capital было проведено на национальном уровне.

"А составление списков другими странами провоцирует ответную реакцию, так как существует многовековой принцип взаимности", - отметил он.

Между тем составление Лондоном "черных списков" по делу Магнитского поддержала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая участвует в независимом расследовании его смерти в московском изоляторе. По ее мнению, в России не расследуют гибель юриста Hermitage Capital

"Моя голубая мечта - чтобы дело Магнитского было расследовано в России, и виновные были наказаны. Даже если я не доживу до этого момента, я хочу, чтобы россияне стали уважать свое правосудие так, как свое правосудие уважают англичане или американцы", - заявила "Интерфаксу" 84-летняя правозащитница.

Глава МХГ надеется, что вслед за Британией санкции по "делу Магнитского" введут другие страны Европы. "Если санкции введут Словения и Албания, то, при всем моем уважении к этим странам, наши чиновники это легко переживут. А санкции со стороны США и Британии будут иметь эффект. Хорошо, если санкции введут еще Германия, Швейцария, Италия. Все это страны, куда наши чиновники любят ездить, там учатся их дети, там в банках хранят средства, там покупают собственность", - сказала Алексеева.

Возможно, примеру США и Великобритании страны Евросоюза последуют уже в ближайшее время. Так, по сообщению Hermitage Capital, еще в июле за введение санкций в отношении российских чиновников, причастных к делу сотрудника инвестфонда единогласно (150 - "за", 0 - "против") проголосовал парламент Нидерландов. Причем, проинформировала пресс-служба фонда, в случае отсутствия приемлемых результатов российского расследования гибели Магнитского, министр иностранных дел Нидерландов профессор Ури Розенталь "будет поднимать вопрос о принятии мер в отношении российских чиновников по делу Магнитского на уровне Евросоюза".

"Правительство (Нидерландов) озабочено событиями, связанными с гибелью Магнитского, и поддерживает резолюцию парламента по данному делу. Российские следственные органы обязаны провести расследование в отношении лиц, причастных к его смерти, установить и привлечь виновных к уголовной ответственности и предать их суду", - приводит фонд выдержку из отчета министра.

Пока срок следствия по уголовному делу по факту смерти Магнитского продлен до 24 ноября 2011 года. Однако 26 сентября Следственный комитет России сообщил, что проведение следственных действий по уголовному делу практически завершено. Обвинения предъявлены лечащим врачам Магнитского. Так, замначальника СИЗО "Бутырка" по лечебно-профилактической работе Дмитрия Кратова подозревают в халатности (ст.293 УК РФ), а врача-лаборанта ФБУ ИЗ-77/2 (СИЗО "Бутырка") Ларису Литвинову – в причинении смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ).

Однако правозащитникам не нравится попытка возложить всю вину за смерть Магнитского лишь на врачей "Бутырки". В "списке Магнитского" человек 60, а обвиняют только двух", - заявила "Интерфаксу" глава МХГ.

В сентябре члены президентского Совета по правам человека присутствовали в качестве наблюдателей в Следственном комитете на допросе Литвиновой. "У нас у всех сложилось впечатление, что на нее и Кратова хотят возложить грехи всех и отдать на заклание. Имитируется расследование. Магнитский действительно был под наблюдением врача Литвиновой. Но если говорить о врачах, то последней его видела врач Гаус, почему-то она не фигурирует в списке обвиняемых", - сказала глава МХГ.

В свою очередь и правозащитник Валерий Борщев, который также участвовал в независимом расследовании смерти Магнитского, обращает внимание на это. "Симптоматично, что из поля обвинения выведена врач Александра Гаус - именно она видела Магнитского в последний час жизни, именно по ее приказу Магнитского заковали в наручники, и он умер в боксе изолятора", - заявил Борщев "Интерфаксу".

По его мнению, обвинения должны быть предъявлены врачам не только "Бутырки", но и персоналу следственного изолятора "Матросская тишина", в котором умер юрист, а также ряду силовиков и чиновников.

"Причина смерти Магнитского кроется не в изоляторе "Бутырка". Я видел видеозапись, на которой Магнитский, которого переводили в изолятор "Матросская тишина", сам нес свои вещи в двух больших сумках. Он не был в критическом состоянии. Смерть произошла по причинам, которые возникли в изоляторе "Матросская тишина". Важно расследовать то, что произошло в "Матросской тишине", особенно в последний час его жизни", - считает Борщев.

Вместе с тем правозащитники рассчитывают, что следствию удастся установить всех виновных в смерти в московском изоляторе юриста фонда Hermitage Capital, не ограничиваясь привлечением к ответственности лишь врачей, которые принимали решения, ставшие для Магнитского фатальными. По их мнению, речь также должна идти об ответственности чиновников пенитенциарной системы и следователей, которые пока в выводах Следственного комитета не фигурируют.

Обозреватель Анастасия Николаева