Interfax-Russia.ru – Россия чудом избежала большой авиакатастрофы. Вылетевший в Махачкалу Ту-154 после экстренного приземления в Домодедово развалился на части. Погибли два человека.
Опасная посадка
4 декабря рейс "Москва – Махачкала" как обычно вылетел из-за аэропорта Внуково и взял курс на столицу Дагестана. На его борту находились 163 человека, в том числе 5 членов экипажа и 4 бортпроводника.
Однако уже через считанные минуты полета экипаж обнаружил проблемы с двигателями. Когда самолет находился на высоте примерно 9 тыс. метров, отказали два двигателя, после чего экипаж принял решение об экстренной посадке. Вскоре обнаружилось, что не работают также генератор и навигационное оборудование. Летчикам пришлось ориентироваться на информацию диспетчеров и сажать самолет практически вслепую: Москву закрыли облака, принесшие на столицу первые снегопады.
В результате лайнер лишь немного промахнулся мимо створа взлетно-посадочной полосы: он сел чуть правее, затем пересек ее и выкатился на левую боковую полосу безопасности. После съезда с нее самолет двигался еще 400 метров по снежному полю. Остановился Ту-154 лишь после встречи с пригорком неподалеку от бетонной стены. После удара лайнер развалился на три части. Чудом не было взрыва – ведь все 19 тонн топлива на борту Ту-154 были не израсходованы.
Один из пассажиров впоследствии рассказал "Интерфаксу" о произошедшем. "Экипаж - молодцы, они сделали максимум, что могли, большое спасибо им. Если бы мы въехали в забор, который находился рядом, то мы бы взорвались", - отмечает летевший тем самым рейсом Валерий Чумак. По словам пассажира, при посадке самолет ударился о горку и разломился. "Нам не хватило нескольких метров до забора. Если бы мы в него врезались, мы бы погибли все", - предполагает очевидец.
Другие свидетели рассказывают, что во время полета никаких взрывов и хлопков не слышали – ЧП происходило незаметно для них. "Не было ни хлопка, ни взрыва. Создалось впечатление, что как только мы набрали высоту, начали падать. Однако нам удалось приземлиться, и во время совершения аварийной посадки был удар, и самолет развалился", - отметил один из пассажиров, отказавшийся представиться.
Пассажиры злополучного рейса утверждали, что при аварийной посадке лайнера не сработал ни один аварийный трап. "Несмотря на грамотные действия экипажа, подвела техника, - отметил Валерий Чумак. - Почему-то, когда открыли двери, не сработал ни один трап, и мы вынуждены были прыгать из салона на землю, так же пришлось эвакуировать раненых".
Всего в результате аварии пострадали 87 человек, два человека погибли. Ими оказались 80-летняя мать одного из членов Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Причем, как говорят врачи, первая умерла совсем не от травм, а от сердечного приступа. 6 декабря тела погибших доставили чартерным рейсом в Дагестан. Пострадавшие поступили в больницы Москвы и подмосковного Домодедово. На утро 6 декабря, по информации Минздравсоцразвития, в больницах находилось 58 человек, из них в тяжелом состоянии 14.
Уже известно, что пострадавшие получат поддержку от дагестанских властей – самолет принадлежал "Авиалиниям Дагестана". И.о. председателя правительства республики вице-премьер Низами Казиев подписал распоряжение о выделении материальной помощи семьям погибших и пострадавших в авиапроисшествии в Москве.
Так, распоряжением правительства семьям погибших будет выделено по 250 тыс. рублей, компенсация пострадавшим будет варьироваться от 30 до 150 тыс. рублей в зависимости от тяжести полученных ранений.
По словам пассажира Ту-154, не пожелавшего назвать свое имя, во время аварийной посадки наибольшие травмы люди получили от соприкосновения с разрушенными частями самолета. "Самолет так сильно развалился, что людей вместе с креслами приходилось доставать рядами. При этом пассажиры активно помогали друг другу выбраться из самолета. Была паника, но незначительная, спасибо экипажу", - подчеркнул он.
На работе самого Домодедово чрезвычайное происшествие заметно не сказалось – взлет и посадку следующих самолетов просто перенесли на другую полосу.
Летал, летал и вдруг упал
Интересно, что самолет, упавший в Домодедово, за пару недель до этого перевозил сборную Бельгии из Москвы в Воронеж. Там проходил товарищеских матч гостей с российской сборной. Об этом сообщил генеральный директор "Авиалиний Дагестана" Мирза Омариев в интервью телеканалу "Россия-24".
Тогда бельгийцы попали в город лишь со второй попытки. Но подвела не техника, а погодные условия: самолет не решились сажать в сильном тумане и отправили в Москву. Впрочем, отсутствие времени на полноценный отдых тогда не помешало бельгийцам выиграть.
В том, что техника не подводила и в этот раз, уверены в руководстве авиакомпании. "Самолет был выпущен в 1992 году и прошел капитальный ремонт на 400-м заводе во Внуково в 2009 году. Думаю, с большой уверенностью, что неправильная эксплуатация и неисправное техническое состояние самолета в этих условиях не могут быть возможны", - сообщил, в частности, Мирза Омариев.
К летчикам тоже нет претензий, говорят уже источники в самой компании. "Командиром экипажа данного Ту-154 является самый опытный пилот Закаржи Закаржаев. Его налет составляет 17 тысяч часов. Он считается наиболее профессионально подготовленным командиром авиалайнеров компании", - сказал собеседник агентства.
Между тем, по факту аварийной посадки лайнера правоохранительные органы возбудили уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух им более лиц).
Вместе со специалистами Международного авиационного комитета (МАК) специалисты СК РФ ищут речевой самописец, чтобы проследить за тем, как развивались события до посадки. Параметрический и аварийный самописцы уже найдены, их расшифровкой занимаются эксперты.
В рамках уголовного дела детально изучается место посадки самолета, изъяты документы в офисе "Авиалиний Дагестана" в Махачкале, документация на Внуковском авиазаводе, где проходил ремонт лайнера, опрошено более 100 свидетелей.
Однако до сих пор ни одна из версий случившегося так и не стала приоритетной. Следователи подчеркивают лишь то, что это был не теракт.
Небо не прощает ошибок
В МАК уже частично расшифровали данные параметрических самописцев.
Из них, например, стало известно, что с 14:00 до 14:02 московского времени (по данным параметрического регистратора) экипаж запустил двигатели самолета.
"Взлет был произведен в 14:08. Примерно в 14:16, после набора около 6500 метров, начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей", - уточняет МАК.
"На высоте около 9000 метров произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета (в 14:36)", - говорится в сообщении.
Сейчас комиссия изучает возможные причины выключения первого и третьего двигателей в полете и его влияние на работоспособность других систем самолета.
Одной из причин такой нестабильной работы первоначально называлась ошибка экипажа.
Эту версию, в частности, озвучил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах.
"По заключению специалистов авиационной службы, скорее всего, экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива, и в результате в систему попал воздух, что привело к остановке всех трех двигателей", - сообщал собеседник агентства. Он подчеркивал, что эта версия является предварительной и подтвердить или опровергнуть ее сможет начавшаяся расшифровка приборов объективного контроля.
В рамках другой версии озвучивались проблемы с топливом. Этой версии придерживается часть летчиков, эксплуатирующих Ту-154, и некоторые специалисты.
"По неподтвержденной пока информации, но она имеет место, поочередный отказ двигателей в Ту-154 мог произойти из-за засорения фильтров, что указывает на возможные проблемы с качеством топлива, но это предстоит проверить. Во всяком случае, цистерна, из которой осуществлялась заправка авиалайнера, опечатана и будет подвергнута тщательной экспертизе", - признался источник в транспортных структурах Северо-Кавказского федерального округа.
Сейчас анализируется техническое состояние самолета, прилетевшего в Сургут и заправлявшегося тем же самым топливом, что и приземлившийся в Домодедово Ту-154. Однако пока результатов нет, как и вообще любой подкрепленной конкретными доказательствами версии. "Расследование находится только в начале пути", - подчеркивают в авиационных кругах.
Интересно, что в этом году это уже не первый случай аварий с Ту-154. Причем все эти происшествия становились резонансными.
Так, 7 сентября в республике Коми аналогично приземлился другой Ту-154. Тогда причиной экстренной посадки лайнера с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту стали неполадки с бортовыми аккумуляторами. Позднее летчиков, сумевших посадить самолет в непролазной тайге, наградил президент РФ Дмитрий Медведев.
А 10 апреля под Смоленском разбился Ту-154 с делегацией под руководством президента Польши Леха Качиньского на борту. Причиной крушения иностранного борта N 1 и гибели 96 человек называют погодные условия и человеческий фактор.
Между тем, в Росавиации сообщают, что приостановки эксплуатации самолетов этой модели в ближайшее время все-таки не ожидается. Вместо этого Росавиация приступает к внеплановой проверке деятельности "Авиалиний Дагестана", чтобы ответить на вопрос, как там организуют летную работу и поддерживают годность воздушных судов.
Говорят, что снаряды дважды в одну и ту же воронку не попадают. Но все происшествия с Ту-154 в 2010 году словно пытаются опровергнуть эту поговорку. И хорошо, чтобы не опровергли.
Обозреватель Алексей Дружников