Россия / Точка зрения 20 июня 2012 г. 15:32

Список за список

Interfax-Russia.ru – Отложено рассмотрение "закона Магнитского", предполагающего визовые и финансовые санкции для российских чиновников. Если США примет документ, РФ обещает ввести контрмеры.

Гибель юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в ноябре 2009 года оказалась беспрецедентной по масштабам своих последствий – история, ставшая отправной точкой для начала нескольких уголовных дел, привела к пересмотру системы российского правосудия и сказалась на международных отношениях России с США и странами Запада.

По мнению заграничных коллег, люди, так или иначе причастные к аресту и смерти Сергея Магнитского в СИЗО, должны ответить за свой поступок. Метод воздействия прост – фамилии участников скандального дела и россиян, ответственных за нарушения прав человека, пытки и убийства тех, кто пытался придать огласке незаконную деятельность чиновников или защищал права и свободы человека, занесут в "черный список", затрудняющий получение визы в страну, поддерживающую подобные меры - и приведет к финансовым санкциям.

Первыми о "черных списках" заговорили в госдепартаменте США, где сформировали так называемый "список Кардина", или "список Магнитского", содержащий фамилии 11 россиян (позже число фамилий увеличилось до 60). Нечто подобное предложили ввести во Франции, Канаде и странах Евросоюза. И если европейские политики еще присматриваются к предлагаемым мерам, США вплотную занялись разработкой инициативы – "за" нее высказался комитет по международным делам палаты представителей конгресса, следующим законопроект должен был рассмотреть комитет по международным отношениям сената США. И хотя эксперты не сомневались, что документ будет принят, на заседании 19 июня по просьбе одного из его участников конгрессмены перенесли обсуждение законопроекта на следующую встречу, дата которой пока не определена.

Причины такого решения, как и фамилия конгрессмена, попросившего отложить рассмотрение, не называют. Однако известно, что сенат внес в текст законопроекта изменения, которые давали администрации США возможность держать в секрете некоторые имена российских чиновников, внесенных в "черный список". Кроме того, госсекретарю, руководствуясь национальными интересами государства, разрешили включать или исключать из списка тех или иных людей. Аналогичное право предоставили и министру финансов, который также может вводить режим замораживания счетов или выводить из него российских должностных лиц, если сочтет, что это делается в национальных интересах США.

И если вслед за конгрессменами "законопроект Магнитского" одобрит президент страны Барак Обама, мифический "черный список" станет суровой реальностью для российских чиновников.

Реакция российской стороны оказалась вполне предсказуемой – в интервью "Интерфаксу" постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов отметил, что дело Магнитского еще не закрыто, и говорить о наказании виновных преждевременно. Кроме того, принятие законопроекта приведет к ответным мерам со стороны России, которые, кстати, поддерживали далеко не все.

"В контактах с администрацией (США) на всех уровнях жестко ставим вопрос о неприемлемости "размена" поправки (Джексона-Вэника) на антироссийский "закон имени С.Магнитского", предусматривающий введение визовых и прочих санкций под надуманными "правозащитными" претензиями. В Вашингтоне должны отдавать себе отчет в том, что нам придется принимать ответные меры", – заявил помощник президента по международным делам Юрий Ушаков, отметив, что многие страны закрывают въезд нежелательным лицам, но обычно все это делается в закрытом режиме.

Об адекватном ответе России на действия американской стороны рассказал и президент РФ Владимир Путин, выступая на саммите G20 в Лос-Кабосе (Мексика).

"Если будут какие-то ограничения, связанные с какими-то гражданами России на въезд в США, значит, будут соответствующие ограничения на въезд в Российскую Федерацию энного количества американцев. Я не знаю, зачем и кому это нужно, но если кто-то это сделает, значит, так и будет, но это не наш выбор", - подчеркнул российский лидер.

В ответ на американский "черный список" россияне составили свой, в который включили бывших и действующих чиновников американской администрации.

"Эти люди причастны к резонансным нарушениям прав человека, включая пытки и издевательства над заключенными в спецтюрьмах, созданных Пентагоном и ЦРУ в Гуантанамо, афганском Баграме и иракском Абу-Грэйбе", – отметил помощник президента, пояснив, что подобное поведение США может отразиться на деятельности американских компаний в России, которые в будущем могут оказаться "в проигрышном положении по сравнению с конкурентами из Европы и Азии".

"Сейчас речь идет о демонстративном антироссийском шаге Конгресса США. Этому закону пытаются дать расширительное толкование, прежде всего для того, чтобы использовать закон в тех случаях, когда американцы будут недовольны тем или иным поведением России, в том числе на международной арене", – пояснил он.

Впрочем, по мнению главы ОАО "Северсталь" Алексея Мордашова, принятие законопроекта не отразится на бизнесе американских компаний в России.

"Рост взаимных связей является дополнительным фактором стабилизации политических отношений. Чем больше будет взаимных инвестиций, чем больше будет экономических связей, тем будут стабильнее политические отношения и отношения на уровне сообществ двух стран. Я не думаю, что можно ждать каких-то проблем для российского бизнеса", – подчеркнул глава "Северстали".

Между тем, в начале июня стали известны некоторые пункты "закона Магнитского". В частности, США смогут не только вводить на своей территории ограничения против ряда граждан РФ, но и добиваться принятия аналогичных мер другими странами, хотя не совсем ясно, как именно они будут идти к своей цели.

По данным комитета по международным делам палаты представителей США, ежегодно госсекретарь США и министр финансов должны докладывать конгрессменам о том, как закон применяется на практике. Помимо прочего "следует доложить о результатах усилий исполнительной власти, направленных на то, чтобы правительства других стран также ввели меры, аналогичные тем, которые предусмотрены в данном законопроекте". В докладе должно быть упомянуто, был ли расширен "черный список" за прошедший год, и если число персон нон грата осталось прежним, докладчик должен пояснить, почему это произошло.

После принятия "законопроекта Магнитского", имена лиц, попавших в "черные списки", в течение 120 дней будут опубликованы в Федеральном регистре США.

Впрочем, далеко не все поддержали предложенные контрмеры. Например, по мнению вице-спикера Совета Федерации Светланы Орловой, нашумевшая история с "черными списками" – всего лишь политическая игра, связанная с предстоящими президентскими выборами.

"Несмотря на то, что президент США Барак Обама не заинтересован в резком обострении отношений с Москвой, тем не менее, ему приходится поддерживать инициативу сенаторов. Понятно, что перед выборами администрация Обамы не готова пойти на серьезный конфликт с сенатом, даже ради отношений с Россией", – предположила она, отметив, что Белый дом старается смягчить законопроект. Например, могут быть приняты поправки, усложняющие внесение новых имен в список.

"Мы идем своим путем. Россия великая держава, и мы не собираемся ни перед кем оправдываться или отчитываться, и уж тем более противопоставлять что-то в ответ. Я не сомневаюсь в том, что принятие "акта Магнитского" серьезным образом не отразится на наших отношениях, и попытки оказать давление на Россию, как это неоднократно делали США в прошлом в отношении нашей страны, – это не самый продуктивный метод", - считает Светлана Орлова.

Того же мнения придерживается и член комитета верхней палаты российского парламента по правовым и судебным вопросам Михаил Капура, поясняя, что Россия сделала все возможное для расследования гибели Сергея Магнитского.

"От России никто не имеет права что-то требовать в части осуществления тех действий, которые предусмотрены нашим законодательством. В вопросе расследования гибели Магницкого были проведены все необходимые следственные действия, все в полном объеме, что можно было установить - установлено и приняты соответствующие процессуальные решения", – сказал он "Интерфаксу". Михаил Капура убежден, что итог расследования может не устроить одну из сторон, но это не повод для начала нового расследования.

"Хотят американские конгрессмены и сенаторы ограничить передвижение наших граждан - это их дело, но нам не следует акцентировать внимание на этом, и уж тем более ставить вопрос о применении каких-то контрмер. Нам до этого опускаться не надо. Нас с США гораздо больше связывает, чем разъединяет", – пояснил сенатор, отметив, что вскоре история со "списком Магнитского" забудется, как это было с поправкой Джексона-Вэника.

В России инициативу США, похоже, поддержали лишь правозащитники, которые активно участвовали в расследовании смерти Сергея Магнитского. Так, по словам главы движения "За права человека" Льва Пономарева, санкции в отношении некоторых российских чиновников и их семей станут для них своеобразным наказанием.

"Мы прекрасно понимаем, что многие любят бывать на Западе, держать деньги на Западе, их дети учатся на Западе. Если они будут вести себя плохо, их счета арестуют, им запретят ездить на Запад. Будет над чем задуматься", – рассказал "Интерфаксу" правозащитник.

Нужно сказать, что зарубежные эксперты не сомневаются в том, что законопроект будет принят. Вопрос только в том, когда это произойдет. По самым смелым подсчетам, документ могут одобрить уже в ноябре после завершения президентской гонки в США. Впрочем, его так же могут "придержать" до января, когда сенат соберется в своем новом составе.

Обозреватель Татьяна Кочеткова