Россия / Точка зрения 4 сентября 2015 г. 16:10

Спасение слиянием

Interfax-Russia.ru – Компания "Аэрофлот" в рамках санации приобретет акции "Трансаэро". Долг проблемного авиаперевозчика оценивается в более чем 250 млрд рублей.

Спад на авиационном рынке подкосил многих авиаперевозчиков. Не стала исключением и авиакомпания "Трансаэро" - второй крупнейший авиаперевозчик РФ. Еще осенью прошлого года появилась информация, что компания обратилась за господдержкой в правительство.

Однако выделение госгарантий под кредит до 9 млрд рублей не спасло авиаперевозчика. Общий банковский долг компании, согласно отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), за полгода вырос на 3%, до 67,5 млрд рублей.

При этом летом все чаще стала появляться информация о том, что "Трансаэро" задерживает оплату услуг своих контрагентов. Так, на середину августа просроченная задолженность авиакомпании за наземное обслуживание в аэропорту "Домодедово" составила 387 млн рублей, аэропорту Анапы "Трансаэро" задолжала 1,4 млн рублей, "Ю-Ти-Джи" (компания по наземному обслуживанию во "Внуково") потребовала от авиаперевозчика через суд 272,6 млн рублей, а банк "Финансовая корпорация Открытие" - 1,3 млрд рублей.

Компания пыталась уладить свои проблемы с помощью Минтранса, попросив поддержать ее в переговорах с банками-кредиторами, которые отказывались реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании. Кроме того, источники газеты "Коммерсант" рассказывали, что перевозчик планировал вновь обратиться за госпомощью. Однако, как сообщил источник издания, с учетом непростого финансового состояния "Трансаэро" и "отсутствия четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" обсуждение дальнейшей помощи перевозчику государством находилось под вопросом.

Руку помощи "Трансаэро" неожиданно протянул прямой конкурент авиаперевозчика - компания "Аэрофлот", которая предложила выкупить 75% плюс 1 акцию "Трансаэро". "Деятельность "Трансаэро" будет реструктуризирована и интегрирована на операционном уровне", - рассказали "Интерфаксу" в "Аэрофлоте". В свою очередь "Трансаэро" сообщила, что акционеры рассчитывают, "что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия".

1 сентября межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержала это предложение.

Источник "Интерфакса", присутствовавший на заседании комиссии, рассказал, что сумма сделки составит символический 1 рубль. При этом главные акционеры "Трансаэро" Александр и Ольга Плешаковы, напрямую владеющие 36,62% акций авиакомпании (совокупная бенефициарная доля Плешаковых никогда не раскрывалась), выйдут из ее капитала и покинут руководящие посты.

По мнению Алексея Германовича (входил в совет директоров "Аэрофлота" в 2012-2014 годах и номинировался в этом году в его состав миноритариями авиакомпании во главе с фондом East Capital), в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта сделка, при грамотной реализации, способна существенно повысить акционерную стоимость "Аэрофлота".

"Авиакомпания увеличит долю рынка, сможет избавиться от практический демпинговой конкуренции "Трансаэро" на ряде маршрутов и укрепит свои позиции в конкуренции с международными авиаперевозчиками", - заявил он "Интерфаксу".

Вместе с тем собеседник агентства считает, что в краткосрочной перспективе ряд элементов этой сделки будет сильно беспокоить инвесторов. "Прежде всего, это огромный долг "Трансаэро". Многое будет зависеть от того, какую конфигурацию сделки выработают государство, "Аэрофлот", "Трансаэро" и ее кредиторы", - полагает Германович.

Он выразил надежду, что при слиянии будет найдена конструкция, которая сделает поглощение "Трансаэро" приемлемым для всех акционеров "Аэрофлота" и позволит получить здоровые активы "Трансаэро".

3 сентября совет директоров ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в рамках санации обремененного долгами авиаперевозчика дал старт подготовке сделки по приобретению 75% плюс 1 акция ОАО "АК Трансаэро".

Сделка была одобрена большинством голосов. Против высказались лишь двое из 11 членов совета директоров - управляющий партнер Euroatlantic Investments Василий Сидоров и предприниматель Марлен Манасов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с итогами голосования.

В частности Манасов считает, что сделка уничтожает акционерную стоимость "Аэрофлота". Предприниматель рассказал "Интерфаксу", что на совете директоров он предложил принять решение о выкупе акций у миноритариев авиакомпании по средневзвешенной цене на бирже за последние 6 месяцев, но эта идея была отвергнута.

Со своей стороны совет директоров "Аэрофлота" поручил менеджменту коппании в "кратчайшие сроки" выработать позицию по реализации мероприятий по переходу "Трансаэро" под операционный контроль "Аэрофлота" и обеспечению корпоративного контроля.

Финансовым консультантом по санации "Трансаэро" выступит Сбербанк. Глава банка Герман Греф уже заявил, что хотя Сбербанк - не самый крупный кредитор авиакомпании "Трансаэро", но будет играть "активную роль в ее санации и достижении договоренностей с кредиторами".

По мнению Грефа, "Трансаэро" подошло к состоянию банкротства и стало неплатежеспособным из-за ошибок менеджмента. "Долг превышает все мыслимые и немыслимые пределы", - посетовал он.

Общий долг "Трансаэро" на 1 июня составлял 250 млрд рублей, сообщил "Интерфаксу" глава Сбербанка. "Примерно 150 млрд рублей - лизинг, и еще более 100 млрд финансовых и прочих долгов", - сказал он, отметив, что в последние месяцы объем задолженности компании мог вырасти.

Основным кредитором авиакомпании является Внешэкономбанк. Как сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, обязательства "Трансаэро" перед "ВЭБ-Лизингом" по лизингу воздушных судов составляют 55 млрд рублей.

Для проведения переговоров о реструктуризации задолженности "Трансаэро" совет директоров "Аэрофлота" решил создать рабочую группу из представителей комитетов совета директоров и менеджмента. Долг "Трансаэро" перед кредиторами "Аэрофлот" начнет обслуживать после согласования с банками программы реструктуризации.

В Минэкономразвития, готовившем правительственную директиву для голосования на совете директоров, уже заявили, что готовы рассмотреть обращение "Аэрофлота" за госгарантиями после согласования с кредиторами условий реструктуризации или рефинансирования долга "Трансаэро". При этом "использование иных форм господдержки по данной сделке не планируется", подчеркнули в министерстве.

В министерстве рассчитывают, что сделка по покупке акций "Трансаэро" будет закрыта "Аэрофлотом" в течение сентября, а операционный контроль над авиаперевозчиком перейдет к госкомпании уже к 7 сентября. "С этого момента "Аэрофлот" обеспечит перевозку пассажиров, оплату услуг аэропортов и ТЗК, выплату заработной платы персоналу", - сообщило министерство.

Со своей стороны глава совета директоров "Аэрофлота" Кирилл Андросов назвал решение о покупке акций "Трансаэро" "самым важным и значимым решением (…), которое будет носить трансформационное значение для "Аэрофлота".

"Это решение полностью соответствует нашей стратегии и должно ускорить достижение тех целевых показателей, которые заявлены в стратегии развития группы "Аэрофлот": к 2025 году перевозить 70 млн пассажиров в год и войти в топ-5 европейских и топ-20 мировых авиакомпаний по выручке и пассажиропотоку", - подчеркнул Андросов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook