Interfax-Russia.ru – Российский рефрижератор "Спарта" получил пробоину в 2 тыс. миль от Новой Зеландии. Пробиться к терпящим бедствие морякам смогло только южнокорейское судно "Араон".
Выход в северные моря зимой всегда сопряжен с риском – ежегодно из ледового плена спасают суда, которые могли погибнуть, если бы помощь не подоспела вовремя. Очередным ледовым пленником стал российский рефрижератор "Спарта" компании "Антей", который вел промысел рыбы клыкач в море Роса, но столкнулся с льдиной и получил пробоину.
"Для ловли клыкача есть немного времени, поэтому рыбаки стремятся не упустить его, нередко в ущерб безопасности, без учета ледовой обстановки", – пояснил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Сигнал бедствия экипаж рефрижератора подал по спутниковой связи вечером 15 декабря. В 2 тыс. милях к северо-востоку от Новой Зеландии "Спарту" затерло во льдах, судно получило пробоину у ватерлинии, и вода стала заливать трюм. Чтобы удержать рефрижератор на плаву, экипаж из 32 человек разделили – часть его спустилась за борт на спасательных шлюпках, другая пыталась откачать воду из трюма и заделать пробоину.
В 20 милях от "Спарты" находилось норвежское рыболовное судно, которое запеленговало сигнал бедствия и пыталось пробиться к нему сквозь затянутое льдом море. Но плотный лед, который в некоторых районах достигает 95%, помешал судну пробиться в район бедствия.
"Однотипное со "Спартой" другое российское рыболовное судно – Chiyo Maru no. 3 – находится в 290 милях от пострадавших, но у него отсутствует ледовый класс. Ближайшее неназванное судно к "Спарте" находится на расстоянии всего 19 миль, однако оно также затерто во льдах и помочь ничем не может", – сообщал "Морской бюллетень – Совфрахт".
На помощь рефрижератору направилось новозеландское судно San Aspiring, имеющее достаточный ледовый класс. Также к "Спарте" с американской антарктической станции "Мак Мурдо" отправился самолет типа "Геркулес", который не может оказать помощь терпящим бедствие, но следит за обстановкой и координирует действия судов, идущих на подмогу.
"На судне достаточно провианта, имеется около 200 тонн топлива, оно может до 50 суток находиться в автономном плавании", – заявил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. Чтобы облегчить судно, часть топлива, улова и провианта выгрузили на лед.
Тем временем в трюм пострадавшего рефрижератора продолжала поступать вода, и он накренился на 13%. Из-за перегрузки на судне работали только две из трех помп и чтобы продержаться еще несколько дней, экипаж просил сбросить им еще две помпы.
Несмотря на действия экипажа, вода не переставала пребывать, и, по словам руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, крен судна увеличился до 15%.
17 декабря экипажу удалось заделать брешь, закрыв ее металлическим листом. Экипажу оставалось дождаться самолета ВВС Новой Зеландии, на борту которого находилась дополнительная помпа, спасательные плоты, жилеты и дизельное топливо. Самолет сбросил груз на шельфовый лед, и российский рефрижератор направился за посылкой. Во время движения "Спарта" снова задела лед, повредила заплатку, и трюм опять наполнился водой.
"В этих непростых условиях экипажу удалось закрыть пробоину просмоленным брезентом и продолжить откачку воды", – сообщил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Проблемы возникли и с дополнительной помпой, которую доставил новозеландский самолет. Оказалось, что в посылке не было ключевого шланга, без которого откачать воду невозможно, поэтому экипаж запросил недостающую деталь.
Облегчить ситуацию можно было, уменьшив крен судна хотя бы до 8 градусов – тогда пробоина поднялась бы над водой, и ее можно было заделать. Чтобы уменьшить крен, нужно было откачать часть топлива, но подойти к аварийному судну из-за плотного льда могли только ледоколы или суда с необходимым ледовым классом, которые находились в нескольких днях пути.
Чтобы зафиксировать аварийный рефрижератор и избежать повторных повреждений, его пришвартовали к крупной льдине.
"Вода все еще поступает. За четыре часа она набегает, за полчаса помпа ее откачивает. Вот такая пропорция. Ситуация стабильная, понятно, что тяжелая", - сообщил 26 декабря агентству "Интерфакс - Дальний Восток" генеральный директор компании "Антей" Андрей Поломарь.
По словам официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, на помощь траулеру идут несколько судов – российское, норвежское и южнокорейское. 25 января в зону бедствия прибыло южнокорейское судно "Араон" с необходимым ледовым классом. На него планируют откачать как минимум 100 тонн топлива – тогда брешь на "Спарте" поднимется над водой, и пластырь, который сегодня сдерживает поступление воды, снимут, а пробоину заделают с помощью материалов, доставленных самолетом новозеландских ВВС накануне.
"Чтобы борт с пробоиной поднялся из воды, мне как минимум нужно слить 100 тонн топлива. Тогда бы можно было пробоину заварить, сделать дублировку. А пока пробоина под водой, мы не можем ничего сделать. Тронешь пластырь, вода снова хлынет в трюмы. А если системы перестанут справляться с водой, нам придется покинуть судно. А это тоже очень опасно", – рассказал газете "Известия" капитан корабля Олег Старолат.
По словам руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, вода поступает в трюм из разошедшегося от удара о льдину сварного шва. Заделав пробоину, "Спарта" следом за южнокорейским "Араоном" сможет пробиться сквозь льды к земле.
В интервью "Первому каналу" заведующий консульским отделом посольства России в Новой Зеландии Валерий Мартынов сообщил, что к настоящему времени никто из членов команды "Спарты" не пострадал.
"Непосредственной угрозы жизни членам экипажа, к счастью, нет. Погодные условия достаточно благоприятные – плюс 3 градуса по Цельсию", – сообщил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Также он подчеркнул, что в министерстве иностранных дел и торговли Новой Зеландии создан оперативный штаб по спасению российского рефрижератора, в работе которого участвуют сотрудники консульского отдела посольства РФ в Веллингтоне.
По данным Росрыболовства, среди членов экипажа "Спарты" 16 граждан Индонезии, россияне – Олег Старолат (капитан), Дмитрий Литвинов, Игорь Тайнис, Иван Мухин, Андрей Михайлов, Виктор Ионкин, Андрей Лисич, Анатолий Девак, Сергей Борищенко, Олег Новоселов, Антон Лаговский, Денис Кругляшов, Василий Дикий, Валерий Ласточкин, Евгений Кулиш и украинец Сергей Усачев.
Тем временем, пока экипаж российского рыболовного судна продолжает бороться за его плавучесть, на берегу уже решается вопрос, кто будут платить за спасательную операцию. Компания-судовладелец готова взять на себя только часть расходов. Кто будет оплачивать остальные расходы, пока еще не ясно.
Обозреватель Татьяна Кочеткова