Interfax-Russia.ru – Следственный комитет и Росавиация проверяют деятельность учебных центров подготовки пилотов. Российских пилотов подозревают в получении фиктивных дипломов.
В рамках расследования уголовного дела об авиакатастрофе в Казани следствие заинтересовалось законностью деятельности авиационных учебных центров Росавиации. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин, следователи продолжают устанавливать обстоятельства обучения и переподготовки членов экипажа разбившегося "Боинга".
По его словам, установлено, что командир самолета Рустем Салихов, "имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)".
"У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных авиационных учебных центров, которые в настоящее время ликвидированы", - подчеркнул Маркин. В связи с этим 6 декабря главное следственное управлением СК России провело в ряде департаментов Росавиации обыски и изъяло документацию, касающуюся деятельности данных учебных центров.
После завершения обысков, по словам представителя СКР, следователи допросят руководителей этих департаментов.
"Свидетельства пилотов коммерческой авиации выдает Росавиация. А выдаются они на основании документов о подготовке и переподготовке пилотов на курсах авиационных учебных центров, которых у нас в стране более 100. У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это, прежде всего, касается небольших авиакомпаний, получили по сути фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в этих учебных центрах", - пояснил позже Маркин.
Он считает, что, "здесь, прежде всего, возникают вопросы к Росавиации, поскольку именно она лицензирует эти учебные центры и должна осуществлять контроль за их работой и качеством подготовки пилотов".
В Росавиации уже заявили, что готовы оказать содействие СКР.
"В рамках расследования любых инцидентов или авиационных происшествий Росавиация никогда не скрывала никаких документов", – сообщил "Интерфаксу" официальный представитель агентства Сергей Извольский. Он также подчеркнул, что Росавиация уже сообщила о готовности "оказать любое содействие" в проведении процессуальных действий.
В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько сообщил журналистам, что агентство также проверит всех пилотов, подготовленных учебными авиационными центрами, в деятельности которых сомневается Следственный комитет.
"Хотя надо отметить, что прошло немало времени, они уже давно летают", - добавил он.
Нерадько напомнил, что ранее существовала программа переподготовки штурманов и бортпроводников на пилотов.
"Летные училища не располагали в то время потенциалом, чтобы дополнительно к курсантам провести подготовку еще и бортмехаников и штурманов. Поэтому было принято решение, что они пройдут подготовки в авиационных центрах", - пояснил глава Росавиации.
По его словам, один из пилотов разбившегося в Казани самолета Boeing-737 авиакомпании "Татарстан" прошел подготовку в Калужском авиацентре, второй - в Северо-Западном.
"Эти центры позднее были закрыты в связи со вскрытыми недостатками, сертификаты этих центров были аннулированы, Калужский авиационный учебный центр закрыт 12 ноября 2008 года, Северо-западный - 18 января 2009 года", - сообщил он.
Кроме того, Нерадько отметил, что в настоящее время Росавиация подготовила проект новых авиационных правил и направила его в Минтранс. Новые правила ужесточают требования к действующим авиационным центрам.
Вместе с тем, считает глава Росавиации, пилоты коммерческой гражданской авиации должны проходить обучение в государственных образовательных учреждениях, имеющих лицензию Минобразования, а не в частных школах.
"Это государственные образовательные учреждения, которые получают от Минобразования лицензию. Наша задача – формирование там программ подготовки летного состава. И мы активно выступаем за то, чтобы готовить пилотов коммерческой гражданской авиации только в этих вузах", - заявил Нерадько в интервью "Московскому комсомольцу".
Он также убежден, что "сторонники так называемой либерализации", ссылаясь на зарубежный опыт, отстаивают возможность подготовки пилотов в частных школах.
"К сожалению, у нас в стране есть представители бизнеса, для которых деньги – главное, и борьба за их количество затмевает всякий здравый смысл. При этом многие из этих людей прикрываются словами о необходимости поднимать и развивать частную, региональную авиацию. Все верно. Только главным при этом должны стать вопросы безопасности полетов. Остальное – приходящее. Жизнь человека настолько ценна, что пренебрегать ею преступно", - подчеркнул Нерадько.
По его мнению, частных пилотов могут готовить в частных коммерческих школах, а тех, что потом будут возить пассажиров в авиакомпаниях, - только в государственных образовательных учреждениях.
Он также признал, что в данный момент наравне с государственными летными училищами функционируют 80 учебных центров Росавиации.
"Не все из них выпускают пилотов, некоторые инженеров, бортпроводников. Но, к сожалению, правила, по которым сертифицированы эти центры, действуют с 1999 года и уже устарели", - подчеркнул он.
Что касается авиакатастрофы в Казани и обысков СКР в рамках ее расследования – по словам Нерадько, следователей интересовали в основном документы 2008-2009 годов, касающиеся сертификации авиационных учебных центров, где проходили переподготовку пилоты разбившегося "Боинга".
Он еще раз подтвердил, что оба центра - Калужский и Северо-Западный, где обучались погибшие пилоты, – закрыты из-за недостатков в работе еще в 2008-м и 2009-м годах соответственно. В то же время он не уточнил, какие нарушения могли быть обнаружены, поэтому агентство само проведет проверку всех пилотов, переученных по той же целевой программе. Причем во всех учебных центрах ведомства.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"