Россия / Точка зрения 13 июля 2010 г. 16:36

Солнечный удар

Interfax-Russia.ru – Аномально жаркое лето губит зерновые культуры в аграрных регионах РФ. Правительство спешит помочь, но сетует на сельхозпроизводителей, которые не страхуют посевы.

Засуха, какой наша страна не знала с 1972 года, продолжает планомерно уничтожать посевы зерновых в полутора десятках регионов Поволжья, Южного Урала и Центрально-Черноземного района России. Чрезвычайная ситуация к настоящему времени объявлена в Мордовии, Чувашии, Татарстане, Удмуртии, Башкирии, а также в Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Челябинской, Оренбургской, Воронежской, Волгоградской и Пензенской областях. По данным Российского зернового союза (РЗС), еще несколько регионов готовятся объявить ЧС со дня на день. Среди них – республика Марий Эл, Курганская и Рязанская области.

В общей сложности, по данным на 13 июля, повреждены около 20% посевов, то есть 9,5 из 48 млн га российских полей. Масштабной бедой назвал сложившуюся ситуацию на заседании президиума правительства РФ премьер-министр России Владимир Путин.

Тяжелый год

12 июля глава правительства пообещал поддержку регионам, попавшим в зону аномальной жары. "Мы, конечно, окажем финансовую помощь пострадавшим регионам, предоставим им бюджетные кредиты", - сказал Путин на заседании президиума кабинета министров, куда были приглашены губернаторы особо пострадавших от бедствия субъектов РФ.

В свою очередь первый вице-премьер РФ Виктор Зубков уточнил: "Необходимо оказать на принципах софинансирования с регионами прямую финансовую поддержку сельхозпроизводителям, у которых зафиксирована полная гибель урожая". По его словам, методику расчета и доведения средств необходимо поручить Минсельхозу и Минфину. Кроме того, сказал Зубков, необходимо упростить и сократить процедуру получения бюджетных кредитов пострадавшим субъектам РФ. Что касается региональных мер поддержки хозяйств, то, по мнению Зубкова, они "могут состоять из налоговых и иных преференций пострадавшим хозяйствам".

Первый вице-премьер отметил, что проблема в сельском хозяйстве с засухой возникает ежегодно, но текущий год рассматривается "как аномально тяжелый". По словам Зубкова, из 15 пострадавших регионов семь столкнулись с этой проблемой вторично, то есть в прошлом году тоже испытывали проблемы с засухой.

На заседании было заявлено и о том, что для поддержки пострадавших от засухи хозяйств будет использоваться и интервенционный фонд (около 9,5 млн тонн зерна), который был создан в период с 2005 по 2008 год. Отметим, что большая часть пшеницы государство закупило в этот фонд в урожайном 2008 году. В кризисном 2009 году цены на зерно заметно снизились, и поэтому у правительства не было возможности освободиться от этого обременительного запаса, в то время как хранение его ежемесячно обходилось госбюджету по меньшей мере в 600 млн рублей.

Теперь очевидно, что государство задействует стратегический запас в трудную минуту. "Мы закупали это зерно недешево, и хранение было дорогим, да и является дорогим. Начали уже раздаваться голоса: а зачем нам это вообще нужно? Пригодилось, как нельзя кстати ", - емко констатировал Путин на заседании президиума правительства. "Резервы, накопленные за прошлые годы, позволяют нам гарантировать стабильность сельского хозяйства и полностью обеспечить внутренние потребности страны в зерне", - добавил он.

Вместе с тем, премьер-министр заявил о недопустимости создания искусственных препятствий по перемещению зерна и кормов по стране. "Обращаю внимание руководителей субъектов, где ситуация более благополучная: не должно быть никаких произвольных решений по ограничению закупок зерна и кормов, не должны создаваться препятствия для их перемещения в пострадавшие от засухи регионы", - попросил Путин. Он напомнил, что в России единый рынок сельхозпродукции. "Не должно быть никаких самозваных таможен устроено на территории России, каких-то других ограничений и барьеров", - сказал премьер.

Он также поставил задачу перед профильными ведомствами проработать вопрос субсидирования закупок кормового зерна, чтобы в условиях засухи не уничтожать поголовье скота. "Прошу Минсельхоз и Минфин предусмотреть необходимый объем субсидий – прежде всего под закупку кормов, с тем, чтобы эта мера поддержки была эффективной, своевременной, чтобы сельхозпредприятия, пострадавшие от засухи, почувствовали эту поддержку, и чтобы мы не столкнулись с проблемой снижения поголовья крупного рогатого скота, чтобы скот "под нож" не пустили", - заявил Путин.

Помимо финансовой поддержки и помощи из интервенционного фонда зерна регионам помогут скидкой на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Как заявил вице-премьер Игорь Сечин, до конца года компании готовы поставить до 20 тысяч тонн дизельного топлива, освобожденного от таможенных платежей. Его отгрузка может начаться уже во второй половине июля. Кроме того, Путин одобрил и предоставление регионам дополнительной скидки в 10% на ГСМ с июля.

Посадка без страховки

Между тем, Владимир Путин, по сути, признал, что правительство не намерено более поддерживать АПК в критических ситуациях исключительно средствами госбюджета – кредитами, налоговыми поблажками, зерном – или пользоваться добротой нефтяников (скидками на ГСМ). Говоря о помощи со стороны федерального центра, премьер-министр особо подчеркнул – сами регионы также должны выделить из своих бюджетов ресурсы на поддержку сельхозпредприятий, пострадавших от засухи. "Думаю, что мы сможем предусмотреть и дотации пострадавшим сельхозпредприятиям", - сказал Путин, правда, тут же добавив - эти дотации будут направляться, прежде всего, в те регионы, где активно занимались сельхозстрахованием.

А страхованием урожаев, как ни прискорбно, занимались немногие, что с огорчением признал и сам премьер. "К сожалению, в сфере сельского хозяйства мало что изменилось в этом смысле, страхование урожая по-прежнему скорее исключение, чем правило", - посетовал Путин. Первый вице-премьер Зубков в свою очередь напомнил, что сельхозпроизводители РФ застраховали в этом году всего 20% сельхозпосевов.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский подтверждает – в России страхуется очень мало посевов. На пресс-конференции, состоявшейся на днях в Москве, он объяснил это тем, что получение компенсаций из бюджета вошло у большинства сельхозпроизводителей в привычку. Кроме того, многие производители, застраховавшие урожай, нередко не могут получить компенсацию за него, "так устроено законодательство, что страховщик найдет лазейку, чтобы не выплатить ущерб".

Вместе с тем он высказался за расширение системы страхования, поскольку оно способствует поддержанию доходности производства, а выплаты из бюджета только оправдывают издержки, "но надо дать крестьянину стимул – в случае если посевы погибают, государство должно гарантировать, что он получит возмещение от страховой компании", уверен Злочевский.

Возможно, засуха 2010 года заставит, наконец, сельхозпроизводителей пересмотреть отношение к вопросам страхования посевов, надеется председатель экспертного совета по развитию АПК Приволжского федерального округа Алексей Кубрин.

"Сегодня на совещании назвали цифру – в России застраховано всего 17% посевов, это крайне мало", - сообщил Кубрин агентству "Интерфакс- Поволжье" в кулуарах заседания межведомственной комиссии Минсельхоза РФ в Пензе.

"Я бы не стал говорить об обязательном страховании посевов, это потребует значительного пересмотра законодательства, но очевидно, что страхование посевов должно стать осознанной необходимостью", - сказал он. "Засуха этого лета показывает необходимость страхования в сельском хозяйстве, как стратегической отрасли", - подчеркнул Кубрин.

При этом он отметил необходимость тщательного контроля и отбора компаний, претендующих на страхование сельского хозяйства. "Многие страховые компании рвутся за прибылью, не гарантируя выполнения обязательств, нужно определить четкий перечень действительно ответственных страховщиков", - считает эксперт.

Впрочем, у отечественных страховщиков свое видение ситуации. По их приблизительным оценкам, нынешние убытки по урожаю могут составить до 30 млрд руб. "Не все компании в силу своих экономических возможностей могут отвечать по принятым убыткам, - заявил журналистам глава комитета по сельхозстрахованию Всероссийского союза страховщиков Игорь Жук. – Надо менять систему сельхозстрахования, и страховщики должны принимать активное участие во всех изменениях". Главная претензия к АПК у страховщиков – это отсутствие четких правил расчетов ущерба и критериев гибели посевов.

Кстати, отсутствие ясных правил расчетов ущерба в сельском хозяйстве представляет большую сложность не только для страховщиков, но и для чиновников – как регионального, так и федерального уровня. По словам Виктора Зубкова, буквально сыплющиеся на федеральное правительство заявки регионов о помощи не имеют "должных расчетов и обоснований". "Необходимо еще раз детально проанализировать, сформировать в каждом регионе России балансы зерна и кормов, в том числе межрегиональные", - сказал первый вице-премьер.

По его оценке, полная картина ущерба, нанесенного засухой агропромышленному комплексу России, станет известна в течение месяца. "На окончательные оценки ущерба уйдет еще где-то около месяца", - заявил Зубков на заседании президиума правительства РФ.

Возможно, закроет крупные пробелы в законодательстве проект закона "О сельхозстраховании с господдержкой", разработанный Минсельхозом. Его суть, ссылаясь на министра сельского хозяйства РФ Елену Скрынник, приводит газета "Коммерсант". Согласно документу, господдержка агрострахования будет касаться "ограниченного числа культур, входящих в доктрину продовольственной безопасности РФ, и ограниченного числа катастрофических рисков". "Так, выплаты по субсидируемой страховке можно будет получить в случае полной гибели посевов и в объеме затрат на обработку застрахованных площадей", - приводит издание слова министра. Как ожидается, законопроект будет внесен в Госдуму еще до окончания весенней сессии парламента.

Хлеб наш насущный

Несмотря на отчаяние ряда регионов, Минсельхоз, равно как и большинство экспертов отрасли, пока еще далек от панических настроений. Глава министерства Елена Скрынник не исключила снижения прогнозов урожая зерна ниже 85 млн тонн, но вместе с тем уверенно отметила, что зерна будет достаточно для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны. "У нас 24 млн тонн запасы, что на 20% больше, чем в прошлом году", - сказала глава Минсельхоза Владимиру Путину на заседании президиума правительства, уточнив, что потребности страны – 77 млн тонн. "Поэтому мы справимся", - уверенно добавила она.

Более того, в Минсельхозе по-прежнему надеются закрыть и экспортные контракты – до 20 млн тонн зерна. В ведомстве указывают, в частности, на то, что на юге России урожай ожидается не ниже, чем в прошлом году. Да и в Сибири состояние большей части посевов пока, как считают специалисты, вполне приличное.

Однако некоторые отраслевые эксперты предлагают считать цыплят по осени и не умалять последствий катастрофической жары, которая, к слову, в ближайшее время не собирается отступать. Так, президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) – председатель совета директоров ГК "Сибирский аграрный холдинг" (САХО) Павел Скурихин, выступая 9 июля на совещании правительства Новосибирской области, выдал свой менее утешительный прогноз на российский урожай-2010.

По его мнению, он сократится на 20-25% в сравнении с 2009 годом. "Мы прогнозируем значительное снижение урожая в РФ. Официальные цифры, которые звучат сегодня, сначала были на уровне 95 млн тонн, сейчас – 85 млн тонн. Наш прогноз еще ниже: мы считаем, что минимум 20-25% страна недополучит в этом году урожая относительно прошлого года", - сказал Скурихин. Несложные подсчеты позволяют получить цифры, на которые указал эксперт – это 73-77 млн тонн зерна.

Но каким бы ни было это снижение, по рыночным законам оно не преминет сказаться на стоимости зерна. К примеру, цена на зерно в Омской области, согласно прогнозам экспертов, в 2010 году достигнет 6 тыс. рублей за тонну, сообщил губернатор региона Леонид Полежаев журналистам на брифинге в понедельник. "Еще две недели назад зерно стоило 3-3,5 тыс. рублей, сегодня стоит уже 4,5 тыс. рублей. Мы прогнозируем, что цена достигнет 6 тыс. рублей за тонну", - сказал глава региона.

Но скажется ли это на конечном потребителе? Ударит ли в конечном счете засуха по карманам россиян, ежедневно покупающих хлеб? Большинство экспертов уверенно отвечают – нет. "Цена на хлеб не зависит и никогда не зависела от цен на зерно", - заявил на пресс-конференции президент РЗС Злочевский. Он напомнил, что два года назад доля зерна в стоимости хлеба составляла 23,5%. С тех пор цены на зерно обвалились в 2,5 раза, но цена на хлеб "не изменилась ни на копейку". "Сейчас доля зерна в стоимости хлеба составляет 9%, ну и о чем мы говорим?!" - заявил он.

Но встречаются и иные мнения. Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина заявила журналистам, что в условиях сокращения валовых сборов зерновых рост цен на хлеб почти неизбежен. Эксперт, правда, не решилась давать прогнозы в конкретных цифрах, но заметила, что изменения цен на хлеб, скорее всего, последуют ближе к концу этого года.

Обозреватель Сергей Нагорный