Россия / Точка зрения 6 октября 2023 г. 17:25

Снят запрет на экспорт дизтоплива

Interfax-Russia.ru – Правительство сняло запрет на экспорт дизтоплива по трубопроводам с условием поставки на внутренний рынок не менее половины произведенного и восстановило топливный демпфер.

Снят запрет на экспорт дизтоплива
© РИА Новости. Павел Лисицын

Правительство утвердило дополнительные меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. В их числе снятие ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом, при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного ДТ.

Для предотвращения возможного "серого" экспорта после снятия действующих ограничений введена заградительная пошлина на нефтепродукты. Она составит 50 тыс. рублей за тонну для поставщиков нефтепродуктов, которые не производят их сами, а закупают на рынке для перепродажи. Таким образом, правительство намерено пресечь попытки перекупщиков приобретать топливо заранее для последующего экспорта после снятия действующих ограничений. Это также не даст им вывозить классовое топливо под видом других продуктов, отмечают в правительстве.

Кроме того, правительство приняло решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Как считают в Кабмине, изменение коэффициента по демпферу позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Также это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом, сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции.

Помимо этого, скорректированы требования к нефтяным компаниям по продаже ДТ и бензина 5-го класса на биржевых торгах. Нормативы реализации бензина увеличены с 13% до 15% от производства, ДТ - с 9,5% до 12,5%.

"Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок. Утвержденные изменения позволят повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях", - поясняет правительство.

Топливный рынок России переживал ценовой кризис с весны. Сначала долго и безостановочно повышалась стоимость нефтепродуктов на бирже. Первоначальной причиной роста котировок стало решение о срезании в сентябре в два раза выплат компаниям по топливному демпферу. Летом, в самый пик потребления, на рынке стали возникать логистические проблемы, затем произошло резкое ослабление рубля, добавился также рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, который сделал экспорт гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок. В результате концентрации этих факторов, а также прочих причин биржевые котировки бензина и ДТ побили все рекорды.

Затем начался рост цен на заправках России. В конце августа ситуацию усугубили жалобы аграриев, завершающих уборку урожая и готовящихся к озимому севу. Сельхозпредприятия жаловались на быстро растущую стоимость дизельного топлива и нехватку ГСМ в ряде регионов. Заявления чиновников, пытающихся разрешить топливный ценовой кризис, не оказывали положительного влияния на биржевые цены, в сентябре те только ускорили рост.

В результате правительство решилось на кардинальную меру и с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России. Биржевые цены резко упали. Представители власти стали заявлять, что снижение биржевых котировок должно транслироваться в мелкий опт, для аграриев и на АЗС.

Несколько раз тему проблем с топливом поднимали на совещаниях под руководством президента РФ Владимира Путина, который предложил использовать такой же механизм, как с удобрениями: обеспечили внутренний рынок - можете экспортировать. Путин также поручил вице-премьеру Александру Новаку плотнее работать с нефтяными компаниями, чтобы они понимали свою ответственность за ситуацию.

Как пояснял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, глава государства не видит необходимости в принуждении российских нефтяных компаний к действиям, стабилизирующим ситуацию на внутреннем топливном рынке, но считает необходимым продолжать с нефтяниками плотный диалог по этой теме.

Новак ввел практику регулярных совещаний по проблемам топливного рынка с нефтяными компаниями и ведомствами. На минувшей неделе он пообещал, что, "если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке удобрений".

Вице-премьер поручил принять срочные меры по снижению цен на топливо на АЗС нефтяных компаний и независимого сегмента, а также привести цены в мелком опте к уровню крупнооптовых цен с учетом транспортных расходов. Причем, снижение цен в рознице должно произойти в ближайшее время. При этом объем биржевой реализации топлива не должен снижаться до достижения баланса спроса и предложения на внутреннем рынке.

Контролировать выполнение запрета на экспорт бензина и дизельного топлива поручено федеральной таможенной и налоговой службам. При этом портовые приграничные базисы будут закрыты для его вывоза, хранящееся в цистернах топливо отправлено на внутренний рынок, сообщили в правительстве.

На текущей неделе нефтяные компании и ведомства по итогам очередного совещания констатировали, что топливный рынок России балансируется, обеспечивается необходимыми объемами.

"Главная мера, которая была принята (правительством 21 сентября - ИФ), - это запрет на экспорт бензина и дизтоплива. Эта мера положительно повлияла на ситуацию на внутреннем рынке, у нас увеличились запасы где-то на 430 тыс. тонн за этот период. Мы увидели стабилизацию цен на нефтепродукты на бирже, снижение биржевых цен составило от 16% до 20%. Что немаловажно, это снижение транслировалось на мелкооптовые базы, на нефтебазы, откуда берут поставщики, например, сельскохозтоваропроизводители, закупают нефтепродукты. Таким образом, мы наблюдаем почти во всех субъектах значительное снижение оптовых цен на нефтепродукты. Это тот критерий, который необходимо было достичь", - сообщил вице-премьер в эфире телеканала "Россия 24", пообещав продолжить работу по отслеживанию ситуации вместе с Минэнерго и ФАС "в штабном режиме".

В ходе совещания было отмечено, что цены на бензин и дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) снизились на 16% и 21% соответственно. По данным Минэнерго, цены на дизель в мелком опте снизились в среднем на 4,9 тыс. рублей за тонну. Снижение зафиксировано в 81 субъекте РФ, в зависимости от вида топлива цены упали от 500 до 15 тыс. рублей за тонну.

Новак поручил компаниям быстрее транслировать снижение биржевых цен на мелкий опт, а Минсельхозу совместно с регионами и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) провести мониторинг наценок при продаже дизельного топлива для аграриев и обеспечить снижение цен у посредников, покупающих дизельное топливо на нефтебазах.

Федеральная антимонопольная служба начала кампанию контрольно-надзорных действий в отношении участников рынка. На минувшей неделе ФАС сообщила о возбуждении шести антимонопольных дел по итогам анализа ситуации на рынке нефтепродуктов, выявив признаки нарушения закона "О защите конкуренции". А накануне служба направила вертикально-интегрированным нефтяным компаниям и независимым АЗС письмо о необходимости снизить стоимость реализации нефтепродуктов в связи с уменьшением цены топлива на бирже.

Вместе с тем, как считает глава ведомства Максим Шаскольский, ФАС важно не переборщить с регуляторными действиями на топливном рынке.

"Сейчас мы в целом анализируем ситуацию (на топливном рынке - ИФ). Пока нашли злоупотребления в отдельных компаниях, по ним идет проверка - это трейдеры, а также нефтебазы. Среднеоптовый сегмент тоже смотрим, там есть нарушения, пока проверяем", - рассказал он журналистам накануне.

По мнению Шаскольского, ориентир цен на АЗС для нефтяников и независимых автозаправок должен быть на экономически обоснованном уровне.

"Мы говорим о том, что нефтяные компании обязаны обеспечить внутреннего потребителя, в том числе сельхозтоваропроизводителя. Сейчас меры приняты, они привели к снижению цены во всех сегментах рынка моторных топлив, это позволяет закупить впрок по хорошим ценам", - отметил он.

Глава ФАС подчеркнул, что нужно учитывать ситуацию и необходимость инвестиций, развития, поддержания добычи, поддержания работы заводов на полную мощность.

"Нельзя допускать, чтобы мы вызвали какими-то мерами снижение объемов нефтепереработки. Поэтому все меры должны быть выверенными", - добавил он.

На текущей неделе Росстат впервые с весны констатировал снижение потребительских цен на бензин. По данным ведомства, с 26 сентября по 2 октября на фоне предпринимаемых регуляторами и участниками отрасли мер цены на бензин снизились на 0,4% после роста на 0,5% с 19 по 25 сентября, на 0,8% с 12 по 18 сентября, на 0,7% с 5 по 11 сентября и на 0,5% на неделе до этого. Вместе с тем по отношению к началу года цены на бензин на 2 октября повысились на 9,4% при общей инфляции за этот период в 4,54%.

Между тем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже накануне снова сообщили о росте биржевых цен на бензины и летнее дизельное топливо вопреки сигналам регуляторов. По данным СПбМТСБ, по итогам торгов 5 октября рост цен по национальному индексу (отражает данные всех НПЗ страны) составил: Аи-92 - на 1,2% (в среду - 0,8%), Аи-95 - на 0,8% (1,3%), летнее ДТ - на 0,3% (3,6%).

Будущий запрет на экспорт топлива из России будет касаться тех, кто не является производителем нефтепродуктов, уточнял на минувшей неделе вице-премьер РФ в интервью на канале "Россия 1".

"Запретительные меры на поставки продукции на экспорт для тех, кто не является производителем нефтепродуктов. То есть, так называемые, спекулянты, перекупщики. И это тоже немаловажный факт, потому что на сегодня очень выгодно покупать на бирже и перепродавать, зарабатывая на этом и не поставляя товар на внутренний рынок", - пояснял Новак.

Со своей стороны пресс-секретарь президента РФ отмечал, что конкретных сроков отмены эмбарго на экспорт топлива из РФ нет.

"Правительство уже неоднократно отмечало, что здесь какого-то дедлайна нет. Запрет будет продолжаться по мере необходимости. Как только эта необходимость исчезнет, будут рассматриваться другие меры", - уточнял Песков.

Обозреватель Анастасия Николаева