Россия / Точка зрения 3 ноября 2020 г. 18:12

Шесть шагов к новой Конституции

Interfax-Russia.ru - Совет Федерации одобрил пакет президентских законопроектов по обновлению Конституции РФ.

Шесть шагов к новой Конституции
© РИА Новости. Пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ

Совет Федерации 3 ноября одобрил шесть законов, разработанных и принятых для обновления Конституции РФ.

В частности, закон о правительстве предусматривает усиление роли парламента при назначении правительственных чиновников, прописывает новый порядок назначения и увольнения министров, сохраняя за президентом контроль над силовым блоком. Госдума утвердила его в третьем чтении 27 октября. Представляя эту инициативу депутатам, председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отмечал, что данный законопроект - не поправки в действующий федеральный конституционный закон 1997 года о правительстве, а проект совершенно нового закона.

В свою очередь закон о Конституционном суде (КС) сокращает его состав до 11 судей и дает право суду работать, если в нем не менее восьми участников. Закон допускает, что председателем суда может быть избран человек, не являющийся судьей КС. Также он запрещает судьям Конституционного суда публично высказывать свое мнение по делам, которые могут быть рассмотрены этим судом, по поводу уже принятых решений и раскрывать содержание дискуссий между судьями.

А согласно закону о ФСБ и внешней разведке, президент РФ будет консультироваться с Советом Федерации перед назначением руководителей ФСБ и СВР. Так, верхняя палата должна будет выразить свое мнение о предложенных президентом кандидатурах в течение недели после получения информации о руководителях, планируемых к назначению.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала данное нововведение "очень серьезным шагом к демократизации нашей государственно-политической системы".

"Совет Федерации получил новое, очень ответственное, важное дополнительное полномочие: очень важно, что президент поддержал это и подчеркнул это, что обсуждение кандидатур руководителей органов безопасности - ФСБ, внешней разведки, Минобороны, Росгвардии, МВД МИД - будет проходить публично", - подчеркнула Матвиенко.

По ее мнению, крайне важно, чтобы не только сенаторы, но и общество видело, "какие кандидатуры предлагаются, с какой программой они идут на эту должность, чтобы они могли ответить на те вопросы, которые волнуют общество".

Спикер Совета Федерации поручила главе комитета по регламенту Вячеславу Тимченко внести изменения в регламент Совета Федерации и подробно прописать, как будут проходить консультации.

"Прошу всех заранее понимать нашу ответственность, готовиться к проведению этой процедуры, и сделать все, чтобы самые достойные кандидатуры возглавляли наши силовые ведомства", - добавила она, выступая перед сенаторами.

В свою очередь политолог, специалист по проблемам законотворчества Екатерина Шульман объяснила Interfax-Russia.ru, что из текста нового закона не следует, что процедура действительно будет публичной.

"Главы силовых ведомств, так называемые президентские, они же "министры со звездочкой", которые подчиняются напрямую президенту, будут проходить процедуру согласования с консультацией с Советом Федерации. В законе не написано, что эта процедура будет публичной. Только то, что президент направляет информацию о своих кандидатурах в Совет Федерации, а СФ в письменной форме информирует президента о своем мнении", - уточнила Шульман.

Более того, не ясно, что произойдет в случае отрицательного мнения Совета Федерации о предложенной кандидатуре.

"Там вообще нет слова "одобрение". В отличие от гражданских министров, по кандидатурам которых проходит голосование в Госдуме, Совет Федерации не голосует, не может отказать президенту в назначении того или иного главы силового ведомства", – объяснила собеседница Interfax-Russia.ru.

Тем не менее, разница по сравнению с текущим порядком в том, что Совет Федерации будет заранее знать, кого президент собирается назначить на данные должности. В настоящее время и сенаторы, и общество узнают о назначениях только после опубликования соответствующих указов.

Хотя в законе этого не написано, можно предположить, что кандидаты будут выступать перед Советом Федерации с докладом о том, что они собираются делать на новой должности в случае назначения, предположила эксперт.

В законе также говорится, что военные, федеральные государственные служащие, работники ФСБ и внешней разведки не могут иметь гражданство или вид на жительство иностранного государства. Однако эта норма не действует, если иное гражданство, кроме российского, необходимо для "решения задач оперативно-служебной деятельности".

В свою очередь закон о дополнительных требованиях к омбудсмену предусматривает, кто кандидат на этот пост должен постоянно проживать в России. Кроме того, уполномоченному нельзя будет открывать счета и хранить деньги в иностранных банках за границей.

Закон о прокуратуре запретит прокурорам иметь иностранное гражданство или вид на жительство. Также он определяет порядок назначения генпрокурора, его заместителей и руководителей прокуратур регионов. Назначать и увольнять их будет президент. Перед назначением прокуроров президент будет консультироваться с Советом Федерации, направляя туда информацию о предложенных кандидатах. У сенаторов будет неделя на то, чтобы дать президенту ответ о результатах рассмотрения.

В закон также была внесена поправка о том, что, хотя деятельность прокуратуры осуществляется, в том числе, в соответствии с международными договорами России, имплементированными в российскую правовую систему, однако решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции России, исполняться в России не будут.

Совет Федерации на пленарном заседании 3 ноября одобрил президентский закон о правительстве РФ, в котором закрепляется новый порядок формирования кабинета.

В частности, федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначает на должность президент после консультаций с Советом Федерации.

Глава государства вносит в верхнюю палату представление о кандидатуре федерального министра. Сенаторы не позднее недели со дня получения представления письменно информируют президента о результатах рассмотрения кандидатуры.

Председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, не относящиеся к силовому блоку, глава государства назначает после их утверждения Государственной Думой.

Обозреватель Сабина Адлейба