Interfax-Russia.ru – "Роснефть" и BP начинают совместную разработку российского арктического шельфа. Экологи предупреждают о "шлейфе" возможных проблем.
Переговоры о совместной разработке богатого по запасам нефти и газа арктического шельфа нефтяные компании British Petroleum (ВР) и "Роснефть" вели в течение нескольких лет. С подачи российского правительства договориться им удалось всего за пару месяцев.
И пусть весь газ подождет
Одним из катализаторов ускорения переговоров стала идея скрепить "союз" двух компаний обменом акций. Она принадлежала вице-премьеру РФ Игорю Сечину, и ее детали обговаривались еще осенью 2010 года. Это происходило в узком кругу только что занявших свои посты глав "Роснефти" Эдуарда Худайнатова и ВР Роберта Дадли.
Результатом стала сделка, о которой сообщили в ночь на 15 января: Роснефть" получает 5% голосующих акций BP в обмен на приблизительно 9,5% акций российской компании. Цена акций BP, передаваемых "Роснефти", оценивается примерно в $7,8 млрд. Транзакцию должны одобрить регуляторы, и она завершится в течение ближайших недель.
С учетом 1,4% акций "Роснефти", которые BP приобрела в ходе IPO, после завершения сделки британской компании будет принадлежать около 10,8% российской НК. Одновременно соглашение сделает "Роснефть" единственным крупнейшим акционером BP.
Интересно, что обе на компании наложен ряд ограничений, детали которых стороны предпочли не раскрывать. Но уже известно, что в течение нескольких лет пакеты акций, полученные по обмену, не могут быть проданы. Это заложит основу для выхода на новые совместные проекты, считают в обеих компаниях.
Первым из них должна стать разработка запасов богатого своими запасами российского арктического шельфа. Причем доля "Роснефти" в этом совместном предприятии будет составлять 66,67%, BP - 33,33%.
Разработку трех участков совместное предприятие будет вести к востоку от Новой Земли в Карском море. Разведанные ресурсы на этих участках составляют 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трлн кубометров газа и 49 млн тонн конденсата. Начало добычи ожидается после 2015 года.
Уже известно, что компании собираются сфокусироваться только лишь на добычи нефти. И это несмотря на то, что ВР помимо нефти активно занимается добычей и переработкой природного газа.
"Экспорт газа - это к "Газпрому". Мы нефтью хотим заниматься", - подтвердил президент российской компании Эдуард Худайнатов, комментируя информацию о большой газовой составляющей на лицензионных участках будущего совместного предприятия с BP.
В то же время Худайнатов добавил, что "мы планируем предложить "Газпрому" совместно с "Роснефтью" и ВР создать Центр по мониторингу, предупреждению и сопровождению работ на шельфе во избежание и предупреждения аварий".
Вице-президент "Роснефти" Питер О‘Браен в ходе телеконференции уточнил, что компании рассмотрят возможность разработки газовых запасов позже. В "Газпроме", обладающем монополией на экспорт газа из РФ и получившем без конкурса другой участок в Карском море, отказались от комментариев на тему возможного сотрудничества.
Кому это надо?
Однако для обеих компаний разработка арктического шельфа – это не столько вопрос доступа к новым ресурсам, сколько решение актуальной проблемы, как успешно развиваться дальше.
Для ВР сделка с "Роснефтью" - один из первых смелых бизнес-шагов после катастрофы в Мексиканском заливе, отмечает западная пресса. Капитализация нефтегазовой компании за это время уменьшилась на 40%, сейчас она составляет 154 млрд долларов. Компания в течение нескольких месяцев пыталась привлечь средства для покрытия 40 млрд долларов на ликвидацию аварии. Тогда ВР решилась продать часть своих активов (на 30 млрд долларов). Сейчас в сотрудничестве с "Роснефтью" проглядывает желание вернуть утраченные позиции на рынке, считают аналитики.
Правда, зарубежные эксперты высказывают опасения, что соглашение между компаниями может усложнить политику наложения и взыскивания убытков с BP после разлива нефти. Это будет, конечно, удобно для ВР, но негативно скажется на тех, кто рассчитывает получить компенсации.
Очевидно, что для "Роснефти" взаимодействие с ВР - повод упрочить позиции на зарубежном рынке. "Сотрудничество с западной компанией является частью стратегии превращения "Роснефти" в международный энергетический холдинг", - подтверждают в российском правительстве.
Кроме того, согласно прогнозному плану приватизации до 2015 года, предполагается продать 15% акций "Роснефти" на открытом рынке. По мнению руководства компании, сделать это нужно максимально эффективно – вот почему необходимо повысить капитализацию "Роснефти" (оценивается в 81,6 млрд долларов). Сейчас по оценкам председателя совета директоров, вице-премьера РФ Игоря Сечина она недооценена в три раза. То же самое говорят эксперты.
Что касается России в целом, то, по мнению Роберта Дадли, сотрудничество британской компании с "Роснефтью" может стать "мощным сигналом относительно возможностей инвестиционного сотрудничества в России".
Впрочем, похоже, улучшение инвестиционного климата будет происходить пока в ручном режиме. Так премьер-министр Владимир Путин заявил, что российское правительство намерено содействовать сотрудничеству "Роснефти" и ВР в разработке арктического шельфа. О поблажках остальным не было сказано ни слова.
"Правительство РФ намерено создать самый благоприятный налоговый и административный режим при осуществлении (этого проекта - ИФ)", - подтвердил Путин на встрече с гендиректором BP Робертом Дадли.
Очевидно, что правительство действует в русле своего плана утвердиться в Арктике, который негласно превращается в государственную задачу, отмечают эксперты.
Впрочем, несмотря на "локальность" обещаний, общий положительный эффект такая сделка все же имела - 17 января рынок российских акций обновил максимумы индексов РТС и ММВБ с лета 2008 года. Локомотивом выступили главным образом ценные бумаги нефтяных компаний.
Осторожно, Арктика!
Пока никто не озвучивает ответа на вопрос: насколько сотрудничество двух компаний полезно для самой Арктики. Не исключено, что в копилку проблем региона может быть добавлена еще одна.
По мнению экологических организаций, двум крупнейшим нефтяным компаниям пока рано браться за освоение Арктики.
"WWF считает Арктику самым девственным и хрупким регионом планеты, а BP и "Роснефть" - компаниями с безответственным отношением к охране окружающей среды. Экологи считают, что компании должны отложить совместное освоение углеводородов Арктики до тех пор, пока оно не будет безопасным для окружающей среды", - так отреагировал на новость о совместной разработке шельфа Всемирный фонд дикой природы (WWF).
По мнению экологов, освоение Арктики возможно только после принятия всех необходимых мер по сохранению ее биологического разнообразия и обеспечению экологической безопасности добычи. В частности, должны быть созданы особо охраняемые природные территории и зоны с юридическим ограничением хозяйственной деятельности. Кроме того, экологи призывают установить юридически обязательную и прозрачную процедуру оценки воздействия проектов на окружающую среду.
Также нужно создать эффективные технологии и инфраструктуру для предотвращения разливов нефти и адекватной ликвидации последствий в ледовых условиях. WWF напомнило, что в России должен быть принят закон о предотвращении загрязнения морей нефтью, проект которого пока еще только разрабатывается.
Экологи считают, что решение BP и "Роснефти" вызывает очень много вопросов. "Каким образом две нефтегазовые компании, которые за последние годы стали примерами безответственного отношения к безопасности и охране окружающей среды, претендуют на освоение месторождений в самой хрупкой и ценной экологической системе планеты? - недоумевают "зеленые". - В случае новой катастрофы последствия будут много страшнее разлива в Мексиканском заливе, а для их ликвидации потребуются столетия".
Опасения экологов небезосновательны. "Нулевые" действительно ознаменовались для BP несколькими крупными авариями. Так, в 2005 году 15 человек погибли и 170 получили ранения в результате взрыва на предприятии компании в Техасе. В том же году после масштабного урагана Денис одна из платформ компании накренилась более чем на 30 градусов – на ликвидацию последствий ушло более 100 млн долларов. И наконец в апреле 2010 года взрыв на платформе Deepwater Horizon привел к тому, что 11 человек погибли, и около 5 млн тонн нефти оказались в Мексиканском заливе.
Свою обеспокоенность сделкой двух компаний выразил также лидер парламентской оппозиции Великобритании Эд Милибэнд.
"Я думаю, что урок Deepwater Horizon, утечка нефти в Мексиканском заливе, должен стать уроком для всех нас, частных компаний, правительственных компаний и так далее. Нельзя просто так бурить и бурить нефть все глубже и глубже. Пора найти альтернативные формы энергии, которые помогут нам пойти дальше по чистому пути", - цитирует Би-би-си лидера лейбористов. Весомость его мнению придает то, что ранее Милибэнд в течение двух лет занимал пост министра по делам энергетики и изменения климата в британском правительстве.
Однако российские чиновники наоборот уверены, что опыт ликвидации техногенных катастроф сослужит хорошую службу при разработке арктического шельфа. Так, например, председатель совета директоров "Роснефти", вице-премьер Игорь Сечин в интервью телеканалу Russia Today прямо заявил, что BP была выбрана для разработки арктического шельфа как раз благодаря наличию такого опыта. Кроме того, Сечин напомнил, что у "Роснефти" и ВР уже есть история отношений.
"Они работают по ряду проектов в РФ - это разработка месторождений на Сахалине, это нефтепереработка. Они являются партнерами по нефтепереработке в Западной Европе", - отметил вице-премьер.
В свою очередь гендиректор BP Роберт Дадли (он возглавил нефтяную компанию осенью 2010 года - спустя полгода после катастрофы) подтвердил, что в целом такие отношения успешны, а BP извлекла уроки из случившейся в Мексиканском заливе аварии.
"Произошедшая техногенная катастрофа потрясла компанию. Но, в то же время, была и определенная польза - мы очень тщательно изучили этот опыт, извлекли нужные уроки и намерены в тесном сотрудничестве с нашими партнерами поделиться таким опытом, чтобы в дальнейшем все осуществляемые в сотрудничестве проекты осуществлялись максимально безопасным образом, и чтобы менеджмент был на высоком уровне", - отметил Дадли.
Обе компании действительно собираются уделить особое внимание экологии. В частности, уже известно, что ВР и "Роснефть" создадут Центр арктических технологий в РФ.
Эта организация вместе с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и университетами займется разработкой и внедрением технологий и инженерных решений по безопасному освоению углеводородных ресурсов. Опыт ВР (в том числе и негативный) будет учтен в первую очередь, обещают авторы идеи. Однако некоторые экологи ставят под сомнения и эти слова.
"BP сделала слишком мало для решения проблем, поднятых аварией на Deepwater Horizon. В прошлом году правительство Гренландии отказалось пойти на уступки по концессиям на бурение для BP, потому что оно не было уверенно в том, что в компании действуют достаточно строгие протоколы безопасности, - возмущается представитель "Гринпис" Чарли Кроник. - Теперь BP купила себе выход в Арктику через черный ход. Кажется, эта компания ничему не научилась в прошлом году в Мексиканском заливе".
Но работы по освоению нефтегазоносного арктического шельфа практически неизбежны. Успокоить может лишь то, что обеим компаниям невыгодно теперь экономить на безопасности, ведь они, по сути дела, в одной лодке. И, если что вдруг случится, ко дну пойдут тоже вместе.
Обозреватель Алексей Дружников