Россия / Точка зрения 25 декабря 2014 г. 17:19

Секретное свидетельство

Interfax-Russia.ru – СКР заявляет о причастности украинского Су-25 к крушению малазийского Boeing-777 и предлагает Киеву представить экспертам журнал боевых действий в день катастрофы.

Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший рейсом МН17 Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), разбился на востоке Украины 17 июля. Жертвами катастрофы стали 298 человек, в числе которых 196 подданных Нидерландов, 44 гражданина Малайзии (среди них 15 членов экипажа), 27 граждан Австралии. Среди жертв также были граждане Индонезии, Германии, Бельгии, Филиппин, подданные Великобритании, Канады и Новой Зеландии.

Обстоятельства авиакатастрофы расследует совместная международная группа, в которую входят представители Австрии, Бельгии, Нидерландов и Украины. Согласно выводам экспертов, малазийский Boeing-777 был технически исправен и "распался в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством объектов высокой энергии, которые проникли в самолет извне".

Впрочем, версия о том, что малазийский Boeing сбили ракетой во время полета над зоной вооруженного конфликта на юго-востоке Украины, появилась практически сразу после крушения. В Минобороны РФ утверждали, что российские средства контроля воздушной обстановки "зафиксировали набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского "Боинга-777". Удаление самолета Су-25 от "Боинга-777" составило от 3 до 5 км".

Однако виновных в произошедшем и истинную причину катастрофы до сих пор не назвали. Отчасти это связано с тем, что место трагедии находилось в зоне боевых действий, что существенно затруднило и замедлило расследование.

Между тем, на днях некий "секретный свидетель" выдвинул "Комсомольской правде" версию, что малазийский самолет сбил украинский штурмовик Су-25. "Регулярно летали самолеты. С утра целый день летали. Во второй половине дня, примерно за час до сбития "Боинга", были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолетов один был оснащен такими ракетами. Это был Су-25", - сообщил бывший сотрудник украинской авиабазы.

По его словам, на авиабазе базировались два самолета, оснащенные ракетами "воздух-воздух". "Из восьми самолетов, которые базировались, только два с ракетами "воздух-воздух". Они были подвешены. Нет, на самолеты были подвешены ракеты для прикрытия самих себя в воздухе. На всякий случай. В основном были на подвеске боеприпасы для работы по земле. НУРСы, бомбы", - рассказал он.

При этом свидетель пояснил, что ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля" нельзя перепутать, так как они различаются размерами, оперением и окраской. Кроме того, по его словам, ракеты были оснащены самонаводящимися головками.

Свидетель добавил, что управлял самолетом капитан Волошин из воинской части в Николаеве. "Фраза была им сказана, когда его из самолета вывели: "Самолет не тот". И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: "Что там с самолетом?" На что тот ответил: "Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте", - сообщил "секретный свидетель", отвечая на вопрос о фразах летчика после посадки.

Бывший сотрудник авиабазы также считает, что летчик мог выпустить ракеты от испуга. "Зная немножко этого летчика, у него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в "Боинг". Может, он принял его за какой-то иной боевой самолет", - добавил свидетель.

Заинтересовавшись рассказанной историей, с бывшим сотрудником авиабазы побеседовали следователи СКР. 23 декабря они встретились с украинским военнослужащим, который подтвердил, что добровольно покинул воинскую часть и перешел на территорию РФ.

Он рассказал следователям о последних днях службы в одном из подразделений военно-воздушных сил Украины. По тому, как он себя вел, какие факты озвучивал, у следователей не возникло сомнений в искренности и осведомленности свидетеля о событиях, происходивших в этом воинском подразделении.

Из показаний свидетеля следует, что боевой вылет был осуществлен с аэродрома, дислоцированного в районе Днепропетровска. По показаниям бывшего сотрудника аэродрома, он лично видел, как перед вылетом самолет Волошина был снаряжен ракетами "воздух-воздух" типа Р-60, которыми в обычных условиях при осуществлении боевых вылетов Су-25 не снаряжались. Как рассказал свидетель, в подобном снаряжении самолетов просто не было необходимости, так как у представителей народного ополчения на вооружении нет авиации.

Свидетель сразу обратил внимание, что по возвращении самолета на аэродром ракет у него не было, и тогда же он отчетливо услышал слова летчика Волошина, сказанные одному из сослуживцев: "Он - самолет - оказался не в то время и не в том месте".

Те факты и сведения, которыми располагал свидетель, убедили следователей, что показания его правдивы, что, кстати, и подтвердило исследование на полиграфе.

В СКР отмечают важность этих показаний и, особенно то, что они совпадают с данными, которые имелись у следователей из других источников, и подтверждают факт нахождения в воздухе украинского самолета Су-25 во время крушения Boeing-777.

В частности, напоминают в Следственном комитете, ряд свидетелей - граждан Украины, проживающих в районе падения Boeing, сообщали, что незадолго до крушения они видели в небе в непосредственной близости от пассажирского лайнера военный самолет.

Таким образом, заявляют в СКР, показания свидетеля являются не единственным, но очень важным доказательством того, что к крушению Boeing причастны украинские вооруженные силы.

В Службе безопасности Украины сначала отказались прокомментировать агентству "Интерфакс-Украина" заявление Следственного комитета РФ, назвав эту информацию фальсификацией, однако позже заявили, что информация о причастности украинского штурмовика Су-25 к крушению малазийского Boeing на юго-востоке страны не соответствует действительности.

Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский на брифинге в Киеве утверждал, что 17 июля - в день крушения лайнера - "авиация Воздушных сил ВСУ в соответствии с планом проведения антитеррористической операции не применялась".

И, по его словам, данные об отсутствии в районе катастрофы украинских боевых самолетов подтверждаются материалами объективного контроля системы сбора и обработки радиолокационной информации Днепропетровского радиодиспетчерского центра предприятия "Украэрорух" за 17 июля.

Кроме того, Лубкивский отметил, что пилот украинского Су-25 капитан Владислав Волошин, который, согласно версии российских правоохранительных органов, мог быть причастен к атаке на малазийский авиалайнер, действительно принимал участие в силовой операции на востоке страны и 17 июля находился на аэродроме Днепропетровска.

"Вместе с тем, по сообщению командования Воздушных сил ВСУ и воинской части А4465, указанный военнослужащий в этот день полетов не совершал, а его самолет находился в ремонте из-за повреждений во время посадки 16 июля", - подчеркнул представитель СБУ.

По его словам, Волошин также сообщал, что ему не известны обстоятельства размещения в российских СМИ информации о его причастности к крушению малазийского самолета. "По утверждению Волошина, опубликованная в интернете фотография была сделана летом 2012 года во время полетов в Николаеве во время представления СМИ", - сказал советник главы СБУ.

Он добавил, что 29 августа самолет Су-25, который пилотировал Волошин, был сбит, летчик катапультировался и некоторое время скрывался на территории, контролируемой противниками киевской власти. С того времени к полетам его не привлекали.

В ответ официальный представитель СК России Владимир Маркин призвал спецслужбы Украины предоставить голландским экспертам журнал боевых действий в день крушения малазийского "Боинга" над Донбассом.

"То, что СБУ признала, что летчик Волошин существует, это уже достижение. А совершал ли он полет 17 июля, легко проверить - предоставьте так называемый журнал боевых действий голландским компетентным органам, которые проводят официальное расследование, а еще лучше дайте возможность, как выяснилось, существующему Волошину пройти исследование на полиграфе у тех же голландских, а лучше малазийских специалистов", - предложил Маркин.

Представитель СКР также считает, что следует допросить украинских диспетчеров, которые вели малазийский Boeing в последние минуты его полета перед крушением. По его мнению, "ясно, что все это очень трудно, а, скорее всего, невозможно. Гораздо проще назвать "фейковыми" информацию и доказательства, о которых сообщает СКР".

Со своей стороны глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью газете "Коммерсант", заявил, что ход расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing на востоке Украины противоречит нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО, от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization).

"Как организовано следствие - отдельный разговор. Нарушаются все нормы ИКАО, украинские службы безопасности напрямую вовлечены в проводимые мероприятия. Страна, на чьей территории произошла катастрофа, может участвовать, но не "заказывать музыку", как сейчас происходит", - сказал он.

По мнению российского министра, крушение малайзийского лайнера используется Западом для достижения своих геополитических интересов, что "нечестно и нечистоплотно".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"