Interfax-Russia.ru — Российские активы группы Renault, включая долю французского концерна в "АвтоВАЗе" и московский автозавод, переходят в госсобственность.
Французский концерн Renault заявил о прекращении производства на своем московском заводе и планах пересмотра участия в капитале "АвтоВАЗа" после начала специальной военной операции РФ на Украине. В России на предприятиях Renault работают 45 тыс. человек. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи компании в РФ в 2021 году выросли на 2,4%, до 131 тыс. 552 шт.
Владельцем 100% "АвтоВАЗа" до конца 2021 года была нидерландская Alliance Rostec Auto B.V., принадлежащая "Ростеху" (32%) и Renault Group (68%). В конце 2021 года завершился перевод 100% акции "АвтоВАЗа" в российскую юрисдикцию, под эгиду местного ООО "Лада Авто Холдинг", доли в котором у акционеров не изменились — 68% на 32%.
Переговоры относительно дальнейшего участия в капитале "АвтоВАЗа" Renault продолжала более месяца, не раскрывая подробностей. По информации агентства Bloomberg, французская компания в качестве варианта ухода с российского рынка рассматривала возможность передачи своей доли российского автопроизводителя местному инвестору.
В конце апреля глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал журналистам, что Renault может передать свою 68%-ную долю в капитале "АвтоВАЗа" в пользу НАМИ с опционом на выкуп в течение последующих 5-6 лет, а долю в московском автозаводе ЗАО "Рено Россия" — в пользу Москвы.
"Из тех, кто находится в обсуждении с нами по своему уходу, пока это Renault. Renault, действительно, из-за дефицита средств на поддержание работоспособности или деятельности своих подразделений в России, принимает решение передать акции "АвтоВАЗа" и "Автофрамоса" (московский автозавод ЗАО "Рено Россия" — ИФ). "Автофрамоса" — Москве, как субъекту. А что касается "АвтоВАЗа", то, скорее всего, это будет НАМИ, наш профильный институт, который примет на себя эти акции с возможным возвратом в случае, если коллеги примут решение вернуться", — сообщил министр.
По его словам, ожидается, что передача доли в "АвтоВАЗе" французский концерном "будет, условно, сделка "за рубль".
"Но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они (Renault — ИФ) могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких "подарков" здесь не будет", — уточнил Мантуров, добавив, что новое руководство "АвтоВАЗа" будут назначать НАМИ совместно с "Ростехом".
При этом, как сообщал "Коммерсантъ" со ссылкой на источники на авторынке, с Renault обсуждали и сделку на других условиях, где предполагалась именно продажа активов. По словам одного из собеседников издания, российские власти потребовали от Renault права на новые модели и лицензию на их выпуск на несколько лет.
16 мая Минпромторге РФ проинформировал, что российские активы группы Renault, включая долю французского концерна в "АвтоВАЗе" и московский автозавод ЗАО "Рено Россия", переходят в государственную собственность.
По данным министерства, необходимые документы уже подписаны. В результате сделок 100% акций ЗАО "Рено Россия" будет владеть правительство Москвы, а принадлежавшие французам 67,69% акций "АвтоВАЗа" переходят в собственность РФ в лице ФГУП "НАМИ". Оставшиеся акции российского автоконцерна сохранит госкорпорация "Ростех". Renault также будет иметь опцион на обратный выкуп своей доли в "АвтоВАЗе", который может быть реализован в течение следующих 6 лет. Обе сделки одобрены ФАС России.
"Передача доли группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости "АвтоВАЗа" и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений. Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места", — отметил глава Минпромторга.
Перспективы участия "НАМИ" в управлении "АвтоВАЗом" Мантуров оценил положительно, напомнив, что "НАМИ" обладает значительным опытом в автомобильной промышленности и имеет современную научно-исследовательскую, опытно-производственную базу, которая позволяет успешно решать задачи в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств, а также выпуска продукции в области автомобилестроения.
"Конкурентоспособность конструкторской и инженерной команды "НАМИ" подтверждена созданием на основе единой модульной платформы автомобилей под брендом Aurus", — подчеркнул министр.
По информации Минпромторга, в рамках существующих лицензий продолжится выпуск всей линейки автомобилей Lada на заводах "АвтоВАЗа". Также компания будет осуществлять сервисное обслуживание автомобилей Renault на российском рынке.
Мэр Москвы Сергей Собянин в свою очередь сообщил, что завод ЗАО "Рено Россия", переданный французским автоконцерном в пользу правительства города, будет выпускать "Москвичи" в партнерстве с "КАМАЗом".
ЗАО "Рено Россия" (Москва) создавалось в 1998 году как совместное предприятие Renault и правительства Москвы, к концу 2012 года было полностью выкуплено французами. Предприятие выпускало кроссоверы Renault Duster, Renault Kaptur, Nissan Terrano, купе-кроссовер Renault Arkana.
"Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод Renault. Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич", — отметил Собянин.
По его словам, будут приложены усилия по сохранения большей части коллектива, непосредственно работающего на заводе, и у его смежников.
"Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода "Москвич" станет "КАМАЗ". На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей. Кроме того, совместно с "КАМАЗом" и Минпромторгом России мы работаем над локализацией производства в России максимального количества автокомпонентов", — рассказал Собянин.
Он напомнил, что автозавод на Волгоградском проспекте Москвы сто лет назад начинал с производства автомобилей Ford. На протяжении десятилетий на нем выпускались отечественные "Москвичи". С 1998 года завод сотрудничал с Renault, и непосредственно до приостановки производства Renault в РФ в марте 2022 года на московской площадке выпускались модели Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano.
"В 2022 году мы откроем новую страницу в истории "Москвича", — заявил мэр столицы.
Со своей стороны группа Renault подтвердила, что закрытие сделок по передаче российских активов не зависит от каких-либо условий, и все необходимые разрешения для этого были получены.
"Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение. Мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тысяч сотрудников в России, сохраняя при этом показатели группы и нашу способность вернуться в страну в будущем, в другом контексте. Я уверен в способности группы Renault еще больше ускорить трансформацию и превзойти среднесрочные цели", — цитирует Renault гендиректора группы Луку де Мео.
Как следует из сообщения концерна, Renault отразит неденежные корректировочные расходы в размере учетной стоимости консолидированных нематериальных активов, основных средств и гудвилла группы в России в отчетности за полугодие. По состоянию на 31 декабря 2021 года эта стоимость составляла 2 млрд 195 млн евро. Соответственно, российские операции будут деконсолидированы в консолидированной финансовой отчетности группы Renault за шестимесячный период, закончившийся 30 июня 2022 года, и будут учитываться как прекращенная деятельность в соответствии с требованиями МСФО.