Interfax-Russia.ru – Российским госслужащим рекомендовали использовать автомобили шести марок, произведенных в РФ: Lada, УАЗ, Aurus, "Москвич", Evolute и Haval.
Поручение о приоритетном использовании государственными и муниципальными служащими машин отечественного производства президент РФ Владимир Путин дал по итогам встречи с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности в начале августа. Тогда он выразил мнение, что "все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях".
"Где-то будет поскромнее, чем раньше - ничего страшного. Наоборот, даже хорошо - все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей и другой отечественной продукции", - заявил Путин.
Решение президента России об использовании чиновниками отечественных автомобилей поддержали в Госдуме. Председатель Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что отечественному автопрому необходима помощь и поддержка государства.
"Опираясь на нее, российские компании смогут быстрее запустить и наладить выпуск различных отечественных марок автомобилей", - сказал председатель Госдумы.
Он сообщил, что уже обсудил с руководителями фракций Государственной Думы использование депутатами автомобилей отечественной сборки.
"Начинать надо с себя (…) Все поддерживают такое решение. Договорились, что депутаты будут использовать автомобили "Москвич", "Лада", "Аурус", - отметил Володин.
По его словам, в скором времени также начнется выпуск автомобилей "Волга".
"Планируем востребовать и его. В избирательных округах для депутатов арендуются автомобили различных марок. С сентября начнем переходить только на отечественные "Москвичи", "Лады", позже будут "Волги", - добавил Володин.
Спикер Госдумы рассказал, что сам пользуется "Аурусом", а в нерабочее время ездит на автомобиле "Москвич-3".
"Хорошая машина. Вместительная, экономичная и надежная", - заметил Володин.
Идею пересадить всех чиновников на автомобили отечественного производства поддержали около 80% россиян. Как свидетельствуют данные опроса исследовательского центра портала SuperJob.ru, чаще всех данную инициативу поддерживают сограждане в возрасте от 45 лет (83%).
"Пусть развивают российский автопром", "Мы тоже можем строить, сама сборка и комплектация - достойного качества", "Если будет государственный заказ на обслуживание этих отечественных машин, то это хорошая мера" - таковы основные аргументы сторонников данной идеи, представленные в комментариях к опросу.
В свою очередь, каждый девятый россиянин (11%) не поддерживает данную идею - среди аргументов мнения о том, что есть более актуальные вопросы, требующие оперативного решения.
Планы пересадить чиновников на отечественные автомобили президент РФ подтвердил в сентябре в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума.
"Правительство и управделами президента выстроят цепочку, кому и чего положено. Пусть ездят на отечественных машинах. Скоро будут закупать (автомобили). Вопрос в практическом плане стоит о закупках", - сказал Путин.
При этом он отметил, что сроки перехода на отечественные автомобили еще не определены.
"У нас есть этот транспорт. Надо его использовать. Это абсолютно нормально. Это не нарушает наших обязательств в рамках ВТО. Это госзакупки. Нужно выстроить определенную цепочку, кому чего положено, и ездить на отечественных автомобилях", - указал глава российского государства.
По словам Путина, были предложения продолжить закупки иностранных машин для чиновников.
"Это не сложно сделать. Логистика налажена. Я сказал, что у меня большие сомнения, нужно ли продолжать эту практику", - заявил президент.
В сентябре Совет Думы единогласно принял решение об использовании депутатами только автомобилей, произведенных в России. Так, со следующего года в своих избирательных округах депутаты будут обеспечиваться только автомобилями, произведенными в России.
При этом Госдума уже начала замену на отечественные марки автотранспорта, используемого в служебных целях в Москве. Этот вопрос Володин ранее обсудил с управделами президента.
Кроме того, правительству РФ хотят предложить ввести прямой запрет на госзакупку легковых автомобилей иностранных производителей. Соответствующий законопроект в сентябре внесли на рассмотрение Госдумы. Он предусматривает внесение дополнений в закон "О контрактной системе", а именно в ст.14, регламентирующую применение национального режима в госзакупках.
Правительству РФ предлагают "установить, что закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей могут осуществляться только у производителей, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале или доля голосующих акций иностранных юридических или физических лиц составляет менее 50%".
"Таким образом, закупка, аренда и лизинг легковых автомобилей будут осуществляться только у отечественных производителей (на сегодняшний день это АвтоВАЗ, "Москвич", ФГУП "НАМИ" (Aurus), ГАЗ, УАЗ)", - говорится в пояснительной записке к этому законопроекту.
Впрочем, в законопроекте оговаривается, что эта норма (об ограничении иностранного участия в компании-производители) не будет распространяться на юридических и физических лиц из стран ЕАЭС.
Также в законопроекте указано, что правительство РФ должно будет ежегодно повышать показатели локализации производства легковых автомобилей для их допуска к госзакупкам.
Необходимость внесения таких изменений депутаты объясняют тем, что госзаказчики продолжают закупать импортные автомобили, в том числе у производителей из недружественных стран.
"Текущее правовое регулирование государственных закупок отечественных легковых автомобилей уже ограничивает прямые закупки иностранных транспортных средств и обязывает государственных заказчиков покупать только "отечественные" автомобили. Однако под "отечественными" автомобилями понимается машина любого бренда и производителя, собранная в России. Более того, продолжается практика аренды или лизинга иностранных автомобилей на государственных закупках", - отмечается в пояснительной записке.
В свою очередь Минпромторг, исполняя президентские поручения о приоритетном использовании чиновниками российских легковых автомобилей, порекомендовал госслужащим в основном приобретать машины шести локализованных в России марок.
В соответствии с рекомендациями, которые распространила пресс-служба ведомства, автомобили для чиновников должны закупаться у компаний, наладивших локальное производство в рамках заключенных специнвестконтрактов, предполагающих повышение локализации.
"Отечественными предприятиями уже выпускается широкий ряд моделей с разнообразными техническими характеристиками и оснащением (6 брендов и более 20 моделей), которые способны обеспечить потребности различных уровней должностных лиц. Производственные мощности также позволят удовлетворить потребность в автомобилях для закупок государственных структур", - говорится в сообщении Минпромторга.
При этом министерство рекомендовало рассматривать в приоритетном порядке высоколокализованные модели. Вместе с тем закупка тех автомобилей, уровень локализации которых на данный момент является ниже порогового значения для доступа к госзакупкам (в 2023 году - не менее 3,2 тыс. баллов), возможна по разрешению, которое выдается в соответствии с приказом Минпромторга от 29 мая 2020 №1755.
"При формировании заявки на выдачу такого разрешения ответственным за транспортное обеспечение лицам следует в первую очередь ориентироваться на данный перечень", - отметил в Минпромторге.
Для закупки ведомство рекомендовало легковые автомобили: Lada (модели Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend), УАЗ (Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР), Aurus (Senat, Komendant), "Москвич" (3, 3е, 6; выпускается на базе китайского JAC), а также выпускаемые липецким "Моторинвестом" с использованием технологий китайского Dongfeng электромобили Evolute (I-Pro, I-Joy, I-Sky) и локализованные в Тульской области автомобили китайского Haval (Jolion, Dargo, F7/F7x, H9).
Перечень планируется актуализировать по мере выхода на рынок новых моделей российского производства.