Interfax-Russia.ru – Facebook передал в Конгресс США 3 тыс. рекламных сообщений, якобы связанных с Россией. Конгрессмены подозревают, что они повлияли на выборы американского президента.
В мае 2017 года Министерство юстиции США назначило Роберта Мюллера на должность спецпрокурора. Бывшему главе ФБР доверили расследование предполагаемого вмешательства России в президентские выборы в Америке в 2016 году.
Однако в России это дело назвали абсурдным. Отвечая на вопрос, следят ли за его ходом в Кремле, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, ответил отрицательно.
"Мы неоднократно говорили о полной абсурдности и беспочвенности так называемого "Russiagate", – заявил он.
Позже акцент расследования сместился в сторону соцсетей. В Facebook заявили об обнаружении нескольких сотен недостоверных аккаунтов, якобы связанных с Россией.
"При анализе произведенных затрат на рекламу мы обнаружили, что в период с июня 2015 года по май 2017 года приблизительно $100 тыс. было потрачено на примерно 3 000 объявлений, связанных с примерно 470 недостоверными учетными записями и страницами, нарушающими нашу политику. Наш анализ показывает, что эти учетные записи и страницы были связаны друг с другом и, вероятно, ими управляли из России", – сообщил начальник службы безопасности Facebook Алекс Стамос в блоге компании.
Он уточнил, что большинство рекламных сообщений, распространенных с этих аккаунтов, напрямую не касались выборов или определенного кандидата. Они затрагивали проблемные темы, связанные с сексуальными меньшинствами, иммиграцией, расовым вопросом и т.д. Часть рекламы была "географически ориентирована".
К примеру, телеканал CNN сообщил со ссылкой на осведомленные источники, что одна из реклам касалась случаев насилия в отношении афроамериканцев, а целевой аудиторией было население Балтимора и Фергюсона – городов, известных протестами против стрельбы полицейских в афроамериканцев.
В своем заявлении Стамос также отметил, что компания поделилась своими выводами "с американскими властями, которые расследуют этот вопрос, и продолжит работать с ними по мере необходимости". Те из обнаруженных аккаунтов, что еще были активны, она закрыла.
Руководитель комитета Сената Конгресса США по разведке Ричард Берр заявил, что ему нужен полный отчет об иностранном финансировании политической рекламы.
"Теперь, после того, как мы подняли тему социальных сетей, нам чрезвычайно важно получить полную отчетность от всех, кто работает в этой сфере, так как фактом является то, что иностранные деньги могут быть использованы для финансирования любых действий в социальных сетях", – сообщило агентство Bloomberg.
Представитель комитета по разведке палаты представителей конгресса США Адам Шифф заявил журналистам о необходимости слушаний с участием представителей Facebook и Twitter – в открытом или закрытом режиме.
К концу сентября 2017 года Facebook решил передать Конгрессу США сведения о 3 тыс. рекламных объявлений, оплаченных связанными с Россией фирмами, сообщило Assotiated Press.
"После обширного анализа юридических норм и политики компании мы пришли к выводу, что, передав обнаруженную информацию в Конгресс в порядке, предусматривающем наши обязательства по защите пользовательской информации, мы поможем властям завершить жизненно необходимую работу по оценке того, что произошло на выборах 2016 года", – заявил в блоге компании вице-президент Facebook по коммуникациям и маркетингу Эллиот Шрэдж.
Основатель компании Марк Цукерберг сообщил в прямом эфире на своей странице в Facebook, что не хочет, чтобы кто-либо использовал инструменты соцсети для подрыва демократии.
Президент США Дональд Трамп отреагировал на ситуацию вокруг Facebook в своем микроблоге в Twitter.
"Фальсификация про Россию продолжается, теперь дело касается рекламы на "Фейсбуке". Что же на счет полностью необъективного и нечестного освещения (предвыборных президентских кампаний в США в 2016 году – ИФ) СМИ, которое было направлено в пользу Мутной Хиллари (Хиллари Клинтон – ИФ)?" – написал Трамп.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что в Кремле никогда не занимались размещением политической рекламы в Facebook.
"Мы не знаем, кто и как размещает рекламу в Facebook, и никогда этим не занимались, и никогда российская сторона не была к этому причастна", – пояснил он.
Тем временем, к блокировкам подозрительных аккаунтов прибегла и другая соцсеть: Twitter заблокировал 201 аккаунт, причем 22 из них были связаны с Facebook.
"Из примерно 450 учетных записей, которыми Facebook недавно поделился в рамках своей проверки, мы пришли к выводу, что 22 из них связаны с аккаунтами в Twitter. Все эти идентифицированные учетные записи были уже приостановлены или мы их немедленно заблокировали за нарушение наших правил, в основном за нарушение запретов на спам", – заявила компания в своем блоге.
Кроме того, были обнаружены еще 179 связанных или соединенных аккаунтов. В отношении тех, кто нарушил правила соцсети, применили меры. Также в Twitter заявили, что ведут диалог с комитетами по разведке обеих палат Конгресса США.
Издание BuzzFeed News, ссылаясь на свои источники, сообщило, что слушания, связанные с "российским делом", могут пройти в комитете по разведке сената конгресса США 1 ноября 2017 года. К участию приглашены представители Facebook, Google и Twitter. Между тем, агентство Bloomberg сообщило, что комитет даст пресс-конференцию по той же теме 4 октября. Планируется выступление председателя комитета Ричарда Берра и вице-председателя Марка Уорнера.
Тем временем, Facebook передал в комитет по разведке палаты представителей конгресса США 3 тыс. рекламных сообщений, о которых упоминалось ранее.
Представитель комитета Адам Шифф надеется обнародовать "репрезентативную выборку" этой рекламы, сообщают ABC News Politics в Twitter.
Вице-президент Facebook Эллиот Шрэдж в блоге компании сообщил несколько новых сведений о рекламных сообщениях, которые были переданы конгрессу. По данным компании, рекламные политические сообщения, связанные с выявленными ею "русскими" аккаунтами, видели в течение 2 лет около 10 млн человек. Более половины объявлений (точнее 56%) были просмотрены после президентских выборов в США. До выборов пользователи соцсети просмотрели 44% объявлений. Четверть объявлений никогда никому не показывалась.
Шрэдж подчеркнул, что еженедельно сотрудники Facebook просматривают миллионы рекламных объявлений, а за последний год компания значительно увеличила число людей, работающих над обзором рекламы.
Обозреватель Ксения Бриллиантова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook