Россия / Точка зрения 19 февраля 2009 г. 15:07

Реформа в мундире

Interfax-Russia.ru – Реформирование российских Вооруженных сил идет по плану, говорят в Минобороны. Несмотря на мировой кризис, модернизация армии, как выразился президент Медведев, должна и впредь "финансироваться как Отче Наш".

Президент России Дмитрий Медведев, отвечая в четверг на вопросы курсантов 212-го учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск в Чите, заявил, что при неминуемом сокращении бюджетных расходов военная реформа не пострадает. По словам главы государства, есть "важнейшие позиции, по которым мы никаких решений по уменьшению финансирования принимать не можем и не будем".

"Это новый облик Вооруженных сил, модернизация, которая сегодня проходит, и, с другой стороны, социальные задачи – выплаты, жилье, то, что связано с социальными гарантиями, – эти позиции должны финансироваться как Отче Наш, остальное может быть подкорректировано", - сказал Медведев.

Тем временем кардинальная военная реформа армии и флота России вступила в активную фазу. Во вторник начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что с 1 февраля Вооруженные силы страны перешли на новую оргштатную структуру. "Реформирование армии и флота идет по плану. Мы с 1 февраля перешли фактически на новую оргштатную структуру, включая военные округа, соединения и части", - сказал Макаров журналистам в Москве, отвечая на вопрос "Интерфакса". Правда, генерал не уточнил, какие конкретно военные округа, общевойсковые армии и дивизии уже переведены на новую структуру.

Впрочем, новая структура управления в армии – это лишь часть из запланированных нововведений. Военных намерены перевооружить, одеть и обуть по мировым стандартам, офицеров и генералитет – значительно сократить, как и число военных вузов, которых станет примерно в шесть раз меньше, а на многие воинские должности устроить гражданских лиц.

В целом, по замыслу реформаторов, к 2012 году численность Вооруженных сил составит около 1 млн человек. Это примерно на 300 тыс. человек меньше, чем сейчас. Так называемых частей сокращенного состава, в которых офицеры и прапорщики не имеют подчиненных, и доля которых сегодня в армии превышает 80%, вскоре вовсе не останется. На смену им придут части постоянной готовности.

Всего за три года с военной службы будут уволены 160 тыс. офицеров. Макаров сообщил, что в первую очередь будут сокращены те офицеры, которые выслужили положенные сроки службы. "Это около 45-48 тыс. человек", - уточнил генерал, подчеркнув, что ни один молодой офицер не будет уволен с военной службы. Кроме того, со временем полностью будет ликвидирован институт прапорщиков и мичманов, а это еще около 140 тыс. человек. Из 1,1 тыс. генеральских должностей будут сокращены примерно 200, при этом генералам запретят занимать полковничьи должности, то есть уменьшение генеральской прослойки должно быть фактическим. Наконец, произойдет замещение многих воинских должностей гражданскими специалистами. В частности, это касается военных СМИ и пресс-служб.

В основном перейдет на "гражданку" и армейский тыл. В рамках реформирования российской армии ряд структур тыла Вооруженных сил будет полностью укомплектован гражданскими специалистами, сообщил на днях журналистам начальник тыла – замминистра обороны РФ генерал-полковник Дмитрий Булгаков. "Отдельные организации тыла – склады и базы, лаборатории, ремонтные мастерские, подразделения охраны и противопожарной защиты и ряд других подразделений будут укомплектовываться гражданским персоналом", - сообщил он.

Непосредственным образом затронет реформа и военных медиков. Численность военно-медицинских структур в армии и на флоте будет сокращена на 30%. "В ходе реформирования армии и флота будет сокращено 2200 офицерских должностей военных медиков, расформировано 22 военных госпиталя, часть военно-медицинских учреждений будет укрупнена", - заявил "Интерфаксу" начальник Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны генерал-лейтенант Владимир Шаппо.

По плану Минобороны, основные шаги реформы должны быть сделаны уже в этом году. По мнению экспертов, к решению модернизировать армию руководство Минобороны окончательно пришло по итогам вооруженного конфликта в Южной Осетии летом прошлого года. Хоть Грузия и была принуждена к миру, а геополитическая победа определенно досталась России, операция обнажила и недостатки Вооруженных сил РФ.

Вместе с тем, очевидно, что масштабная перестройка миллионной армии – не только нужное, но и весьма затратное дело. Вскоре после принятия плана реформы грянул мировой финкризис, и появились слухи, что полноценного финансирования военные могут в этом году и не получить. Министерству обороны РФ на 2009-2011 годы, прежде всего на преобразования армии, бюджетом предусмотрено выделить свыше 4 трлн рублей, заявила журналистам 10 февраля заместитель министра обороны по финансово-экономической работе Любовь Куделина. В этом году общие объемы ассигнований Минобороны РФ были определены в размере 1 трлн 376,5 млрд рублей.

Повод для беспокойства несколько дней назад подало само оборонное ведомство. Через два дня после заявлений Куделиной состоялось закрытое заседание в Госдуме с участием министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. На нем он сообщил депутатам о том, что оборонный бюджет России будет сокращен на 15%. "Сегодня уже есть решение о 15% сокращении, и вполне возможно, что это не последнее решение такого рода по военному бюджету 2009 года", - заявил "Интерфаксу" по итогам заседания заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич.

После заявления Дмитрия Медведева стало ясно, что реформа армии не должна пострадать от кризиса. На ней решили не экономить, так как на кону обороноспособность государства. В последнее время, особенно после операции по принуждению Грузии к миру, эксперты и сами военные признавали – полноценная реформа Вооруженных сил России нужна и более того, она неизбежна.

Между тем, несмотря на все уверения руководства страны, у специалистов все равно есть опасения насчет возможных негативных социальных последствий преобразований. К примеру, как считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, план Минобороны по сокращению офицерского состава и прапорщиков неосуществим хотя бы потому, что в год для военных "способны построить не более 45-47 тыс. квартир", притом что "в настоящее время уже 112 тыс. офицеров ждут жилья. "А вы прибавьте еще 400 тыс. уволенных, которых нужно обеспечить квартирами. Министерство обороны просто завалит "социалку", - такую точку зрения высказал на днях в одном из интервью эксперт. Другой вопрос, который беспокоит экспертов – будут ли всем этим сокращенным людям в срок выплачены положенные по закону выходные пособия, ведь и здесь речь идет о колоссальных суммах.

Не менее значимая проблема – куда идти сокращенным военным? Главком Сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев считает, что увольняемые в запас в рамках реформы офицеры и прапорщики могут переходить на службу в другие силовые структуры, а также использовать преимущества при поступлении на должности гражданского персонала в воинских частях. "В регионах проводится комплекс мероприятий для трудоустройства увольняемых военнослужащих. Офицеры и прапорщики пользуются преимуществом при поступлении на должности гражданского персонала в органах военного управления и воинских частях. Кроме того, в военных округах организованно взаимодействие с руководством и командованием других силовых министерств и ведомств Российской Федерации", - сказал Болдырев журналистам на днях.

Некоторые специалисты отмечают, что о каких-либо негативных последствиях реформы для военных и их семей говорить пока еще рано. "Конечно, среди военных, которые могут попасть под сокращение, сегодня много опасений, но надо отметить, что Министерство обороны держит полный отчет за социальную сторону преобразований, в том числе перед Общественной палатой РФ, и если все будет выполнено так, как задумано, никто без защиты и без своих гарантий не останется. Я знаю, что в оборонном ведомстве в этом очень заинтересованы", - заявила Interfax-Russia.ru зампред комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, председатель Союза семей военнослужащих Мария Большакова. При этом, по ее мнению, успешность разрешения жилищного вопроса, материальных выплат, дальнейшего трудоустройства сокращенных военных "все-таки будет зависеть от того, как будут развиваться в этом году кризисные явления".

Впрочем, даже если абстрагироваться от социальных вопросов и взглянуть на реформу в целом, то и здесь эксперты констатируют противоречия и предвидят сложности. Один из главных минусов уже стартовавшей реформы, говорят парламентарии и эксперты, является отсутствие новой военной доктрины. Депутат Владимир Комоедов, выслушав доклад Сердюкова, заявил журналистам, что военная реформа проводится не совсем законно, так как ее основанием не служит ни один законодательный акт, например, еще не принята доктрина, которая должна являться основой для нововведений и преобразований. Эксперты подтверждают доводы парламентария. "Уникальная ситуация – мы телегу запрягли впереди лошади. Доктрина сейчас разрабатывается в Совете безопасности и должна быть готова к лету", - сказал в этой связи руководитель Центра военного прогнозирования Цыганок.

Ряд военных экспертов откровенно скептически оценивает перспективы и последствия проводимой реформы. Как сказал, выступая в Госдуме, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, реформа не отвечает "ни на один из современных вызовов, вызовов военной безопасности нашей страны". По его словам, под идущее сейчас в российской армии сокращение офицерского и генеральского состава "подпадают самые опытные военные специалисты".

Сторонники реформы парируют это в не менее откровенной форме: сокращение офицеров – процесс болезненный, но необходимый. Начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов в статье, опубликованной 11 февраля в газете "Красная звезда", пишет следующее: "Альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит через два-три года создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует".

Среди военных, продолжает Большакова, уже началась "большая разъяснительная работа" – им объяснят не только суть и значение преобразований, но и то, "куда он могут обратиться с жалобами в случае нарушения прав при оптимизации, как получить правовую поддержку, где пройти переподготовку и получить помощь в трудоустройстве, и так далее".

Решения военного руководства, конечно, могут обсуждаться, но не в самой армии, где, как известно, приказы не обсуждаются. Понятно, что армейскую машину уже пустили по новым рельсам и дороги назад нет. Главное теперь, чтобы для этой гигантской машины успевали готовить верный путь, ибо сорванная или ошибочная военная реформа, в один голос предупреждают эксперты, может иметь для государства последствия, куда более серьезные, чем те, что несет мировой финкризис.

Обозреватель Сергей Нагорный

Фото ИТАР-ТАСС