Interfax-Russia.ru – Федеральная власть ратует за сокращение и оптимизацию госаппарата к 2013 году. Однако эксперты предупреждают - в России чиновников и так меньше, чем в развитых странах.
Сокращение по принуждению
Предложение сократить федеральный чиновничий аппарат витает в коридорах Кремля уже давно. Поначалу к сокращению подтолкнул кризис. А в этом году оно словесно и законодательно оформилось в бюджетном послании президента и соответствующих указах.
По мнению российских властей, сокращение госаппарата – это в перспективе значительная экономия бюджетных средств. Так, по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, сокращение нынешней когорты чиновников, подконтрольных президенту, на 20% (а именно это планируется поэтапно сделать к 1 апреля 2013 года) позволит экономить до 43 млрд рублей ежегодно. Правда, вряд ли эти деньги пойдут на социальные нужды. Ими предлагается стимулировать тех, кто останется у власти.
В идеале сокращение госаппарата вместе с экономическим стимулированием, по мысли руководителей, должно привести к его эффективной (то есть менее бюрократической) работе. Именно на этом акцентирует внимание проводник идей нынешнего, самого масштабного за историю современной России, сокращения чиновников президент РФ Дмитрий Медведев.
"Наша главная цель заключается не в том, чтобы просто срезать на 20% численность госслужащих, а в том, чтобы повысить эффективность работы госслужащих и органов государственной власти", - заявил президент на совещании, посвященном процессу оптимизации численности госаппарата.
В последние годы, несмотря на эпизодические сокращения, численность госслужащих только росла, и сейчас их в стране более 510 тысяч. За минувшие десять лет (эру правления Владимира Путина) это число более чем удвоилось.
Причем, как это ни парадоксально, каждая попытка уменьшить число чиновников в итоге приводит к их дальнейшему увеличению – примерно на 30-40 %. И их численность увеличивается на всех уровнях.
Как признался сенатор Александр Починок, такими темпами к 2080 году в России просто может не хватить населения для заполнения чиновничьих вакансий.
Однако президент предостерег подчиненных от механического сокращения госаппарата. По его мнению, оптимизировать надо другим путем.
"Это прежде всего должно быть перераспределение полномочий между различными структурами и уровнями различных структур, создание необходимых механизмов, под которые и должна определяться численность (чиновников - ИФ)", - пояснил глава государства.
Одним из выходов является создание электронного правительства – оказание госуслуг гражданам и бизнесу с максимальным использованием современных информационных технологий. Участие самого чиновника в этом процессе сведено к минимуму. До Эстонии и Сингапура, где такие электронные правительства уже работают, России пока далеко. Но стремление к идеалу может оказаться полезным.
"Надеюсь, мы когда-нибудь его создадим. А значит, часть функций госслужащих должна будет перейти в область электронных полномочий. Очевидно также, что отдельные функции окажутся устаревшими", - признался президент.
Другой действенной мерой, по мнению Медведева, может оказаться внедрение "аутсорсинга" – передачи части полномочий госслужащих третьим лицам. Причем эту практику можно применять как в гражданских, так и правоохранительных органах. Например, на аутсорсинг могут уйти различные проверочные функции госаппарата (за исключением, правда, контрольно-надозрных). Тем самым заметно облегчится его работа.
В то же время, Медведев предостерег от другой беды – нельзя сокращать квалифицированные кадры. Однако, кто займется оценкой квалификации этих самых кадров, и не приведет ли это в конечном итоге к увеличению числа чиновников, президент не пояснил.
Кстати, сокращение численности чиновников на 20% - не предельное. Как сообщил, в частности, глава аппарата правительства Сергей Собянин, "чистки" рядов и оптимизация продолжатся и после 2013 года.
Вместе с тем, улучшать жизнь чиновникам продолжат не только за счет уволенных. Расходы на содержание чиновников в ближайшие годы планируется увеличить еще на 10%.
Лучше меньше. Но лучше ль?
С планами по сокращению числа чиновников согласен и премьер-министр РФ Владимир Путин. Правда, по его мнению, этот процесс должен затронуть все уровни: не только федеральные, но и региональные с муниципальными.
Так, по информации Минфина, в целом за последние четыре года произошло суммарное увеличение численности госслужащих на всех уровнях. В частности, с 2008 года примерно на 19-20 тыс. увеличилось число госслужащих на федеральном уровне, на 60 тыс. - на уровне субъектов Федерации и примерно на 50 тыс. - на уровне муниципалитетов.
По мнению премьер-министра, чиновничий аппарат необходимо сокращать. "Раздутые штаты" и весьма щедрые расходы на их содержание представляют, по словам Путина, серьезную проблему.
Как известно, большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата. "В общей сложности численность региональных чиновников была сокращена на 4%, а муниципальных - на 2,5%. Направление правильное, но темпы очень маленькие", - прокомментировал эти данные Путин.
При этом он обратил внимание, что одновременно с сокращением численности произошел 6% рост расходов на содержание чиновничьего аппарата. "Сократили число на 4%, а на 6% выросли расходы. А неэффективные расходы на государственное управление составили 83 млрд рублей", - подчеркнул глава кабинета. По мнению Путина, работа по созданию компактного госаппарата и его оптимизации должна быть продолжена.
Как известно, сокращения чиновников разбиты на три этапа: к 1 апреля 2011 года чиновников сократят на 5%, к 1 апреля 2012 года – на 10% и к 1 апреля 2013 года – на 20%. Пока это касается лишь чиновников федерального уровня. Но некоторые регионы уже бодро отчитываются о своих сокращениях.
Так, например, в Ульяновской области по сравнению с 2008 годом число чиновников уменьшилось на 21%. По числу государственных гражданских служащих на тысячу человек Ульяновская область заняла 13 место в Приволжском федеральном округе, оставив после себя лишь Татарстан, где активно внедряются технологии электронного правительства.
На 20% сократили штат и в правительстве Карелии. Одним из последствий этого стало, например, то, что автомобильный парк администрации главы республики сократился сразу на 30%.
"Причем при сокращении ни одной государственной функции не убавили. Просто меньшим количеством будем выполнять все те же задания", - поясняет глава Карелии Андрей Нелидов.
Вместе с тем, чиновники признают, что радикальное и бездумное сокращение не всегда оправдано. Например, в ведомствах, ответственных за ЖКХ, число сотрудников зачастую наоборот необходимо увеличивать.
Некоторые чиновники на условиях анонимности открывают хитрости таких сокращений. Не секрет, что в госструктурах всегда имеются вакансии (этот "скрытый штат" может находиться на уровне 5-10%). Часто под спущенное сверху сокращение попадают именно "мертвые души" незанятых рабочих мест плюс определенная часть откровенно ненужных сотрудников. Для "гидры бюрократии", с которой пытаются бороться Путин и Медведев, такие процедуры проходят довольно безболезненно. Впрочем, 20% все-таки заметное число, и видимо без реальных сокращений тут не обойтись.
Между тем, многие эксперты призывают не "стричь" всех чиновников под одну гребенку и сравнивают Россию с другими странами мира.
"Вы удивитесь, но чиновников в нашей стране для нормальной работы напротив не хватает. В развитых странах (США, Швеция, Франция, Австрия) число госслужащих достигает 8-10% от общей численности населения, у нас нет даже и 1,5%, - признается Interfax-Russia.ru сотрудник Центра социальной экспертизы Иван Любимов. - Другое дело, что и за рубежом следует бороться с местной бюрократической машиной".
Проблема, по мнению эксперта, коренится не только в эффективности, но и в соотношении "муниципалов" и "федералов". Количество последних в нашей стране действительно зашкаливает, а первых (то есть тех, которые и должны решать конкретные нужды населения) категорически не хватает.
Это мнение косвенно подтверждает и министр финансов Алексей Кудрин. Он считает, что с учетом перераспределения полномочий из центра на места уже упомянутый рост численности региональных и местных чиновников в 2008-2010 годах был объективен.
Впрочем, считают в правительстве, главное не то, какими силами выполняется работа, а эффективность ее выполнения. Неслучайно, говоря об оптимизации работы госаппарата, Медведев вспомнил о законе Паркинсона (этот британский сатирик более 150 лет назад вывел эмпирические зависимости эффективности работы коллектива от количества его членов) – "Работа заполняет все время, отпущенное на нее".
"Мы знаем - все равно чиновник найдет себе дело и будет его делать столько, сколько у него есть на это времени", - прокомментировал президент.
Чем меньше чиновников, тем быстрее, в идеале, они будут работать и не искать себе "ненужные дела".
Очевидно, что в нынешних условиях российские власти действуют по принципу "лучше сокращать, чем не делать ничего". Тем более, что нынешняя низкая эффективность работы чиновников заранее снижает возможные проблемы от ошибочно "снятых голов". В конце концов, увеличение штатов, в случае "если вдруг что произойдет", в нашей стране всегда проводится без особых затруднений.
Обозреватель Алексей Дружников