Россия / Точка зрения 7 июня 2022 г. 14:05

Прожитый этап

Interfax-Russia.ru – Российские вузы исключили из Болонской системы образования. Минобрнауки обещает быстрый переход к национальной системе высшего образования с расширением специалитета.

Прожитый этап
© РИА Новости. Владимир Песня

Отказаться от системы

 

Общеевропейская образовательная система или Болонская система, названная так в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, до недавнего времени включала в себя 49 стран. В систему входят три образовательные ступени: бакалавриат, магистратура и докторантура. Система также предполагает оценку уровня знаний с помощью кредитов (единица оценки знаний) и дипломов единого образца.

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран, подписав коммюнике конференции министров высшего образования "Формирование общеевропейского пространства высшего образования" с целью реализации Болонской декларации. Но, несмотря на присоединение России к Болонскому процессу, подготовка кадров в нашей стране сохранила ориентированность на национальные приоритеты.

Впервые об отказе от Болонской системы заявил в середине марта председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин, который на фоне введенных в отношении РФ западных санкций указал на то, что присоединение к данному процессу не оправдало себя.

Однако в министерстве науки и высшего образования РФ тогда заявили об отсутствии таких планов. Вместе с тем в ведомстве "Интерфаксу" указали на наметившуюся в последнее время в России тенденцию роста программ специалитета.

Программа специалитета, перенятая из СССР, широко использовалась до перехода на Болонскую систему и предусматривает подготовку кадров с нормативным сроком освоения образовательных программ 5-6 лет. По данным Минобрнауки, действующий сейчас в РФ перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования содержит около 40% специальностей, обеспечивающих подготовку кадров по таким системообразующим отраслям, как образование, медицина, оборона, инженерная сфера. При этом, как рассказали в министерстве, с 2024 года должен был вступить в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования.

За увеличение доли студентов, которых обучают по программам специалитета, в середине мая на конференции, посвященной трендам в образовательном законодательстве, высказалась президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. Вместе с тем она предложила сохранить по некоторым направлениям подготовки систему "бакалавриат-магистратура", например, в вузах, принимающих иностранцев.

А 24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия будет формировать свою систему подготовки кадров в системе высшего образования.

"К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента", - сказал Фальков, чьи слова привели "Интерфаксу" в пресс-службе Минобрнауки.

Впрочем, как накануне сообщил в Совете Федерации замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, вузы России уже не принимают участия в Болонском процессе. По его словам, из-за того, что ректоры российских университетов поддержали президента РФ Владимира Путина в проведении спецоперации по защите Донбасса, фактически все образовательные организации страны исключены из Болонского процесса. Соответствующее решение по России и Белоруссии Болонская группа приняла еще 11 апреля.

 

Логично и органично

 

Отказ от Болонской системы, как уточняли ранее в Минобрнауки, не означает возвращения к старой системе обучения.

"Речь не идет о возвращении к системе, которая была до 91-го года (...) речь идет о формировании национальной системы, которая бы учитывала и преимущества того этапа, их надо четко сформулировать (...) и тот опыт, который мы получили в последнее время, в том числе в условиях довольно широких международных контактов", - пояснял в конце мая Афанасьев на заседании Совета ректоров творческих вузов.

Замминистра науки и высшего образования отмечал, что, говоря о том, что Болонская система осталась в прошлом, необходимо оставить в прошлом ограничения, соблюдения которые требовала система, и взять ее позитивный опыт.

"Система будет ориентирована на национальные интересы, с учетом наших международных интересов, с учетом интересов абитуриентов, и с учетом интересов вузов. Поэтому точно это требует профессиональной экспертной дискуссии, мы намерены ее организовать в ближайшее время", - добавил Афанасьев.

По его словам, решение о том, продолжать обучение студентов по двухступенчатой системе или же перейти к одноступенчатой системе образования, будет принято для каждой области образования отдельно.

Глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий со своей стороны предложил при рассмотрении новой структуры национальной системы образования расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики.

"Система должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций и баланса фундаментальности образования и прикладного результата", - сказал Садовничий на минувшей неделе на заседании расширенного совета Российского союза ректоров, посвященного созданию национальной системы образования.

В числе его предложений также обсуждение вопроса сохранения двухуровневой системы "бакалавриат плюс магистратура" для отдельных областей образования с учетом подготовки иностранных специалистов. Кроме того, по словам Садовничего, в новой системе образования необходимо закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях.

В ходе заседания президент Российского союза ректоров представил данные, что после перехода на Болонскую систему с 2011 по 2022 годы из числа трудоустроившихся выпускников 17% окончили вуз по программам специалитета, 55% - бакалавриата, 23% - магистратуру. До 2011 года до 90% нашедших работу прошли подготовку по программам специалитета.

Он считает важным при обсуждении структуры национальной системы высшего образования учитывать такие аспекты, как продолжение лучших традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последнего десятилетнего периода и сохранение привлекательности российской системы высшего образования для иностранных студентов.

Кроме того, по его мнению, необходимо учитывать гармонизацию и сохранение взаимного признания систем образовательных квалификаций РФ и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и других регионов мира. Необходимо также, сказал Садовничий, соблюдать права выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.

В свою очередь глава Ассоциации медвузов, ректор Первого медицинского университета им. Сеченова Петр Глыбочко отметил, что медицинские вузы, преимущественно, сохранили подготовку кадров по системе специалитета. Он считает, что в РФ необходимо создавать свою систему образования с использованием лучших практик - как советских, так и европейских.

По его словам, что переход к российской системе образования будет длительным, в связи с чем предложил определить переходный период для этого процесса.

Президент МГТУ им.Баумана Анатолий Александров высказался за расширение программ специалитета при подготовке инженерных кадров, а ректор НИУ Высшая школа экономики Никита Анисимов заявил, что новая система должна быть включена в глобальные сети обмена знаниями.

Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев считает, что при формировании национальной системы высшего образования нужно ориентироваться на запросы работодателей.

"Мы живем в рыночной экономике, сейчас есть выбор. И мы, конечно, должны смотреть на то, чтобы мы ориентировались на заинтересованного квалифицированного работодателя (...) Нам надо по-научному подойти, кому сколько надо, следить за ними (выпускниками вузов)", - сказал Сергеев.

Он подчеркнул, что в России нет статистики о том, как устроены выпускники вузов, что необходимо также учитывать при подготовке кадров и разработке системы образования.

Кроме того, отметил Сергеев, при определении продолжительности обучения в вузах необходимо ориентироваться на направление подготовки и будущую специальность, так как для некоторых направлений обучения достаточно трех лет подготовки, а для других потребуется шесть.

Как подытожил после заседания министр науки и высшего образования России, изменение пропорций в соотношении программ специалитета, бакалавриата и магистратуры должно произойти уже к 2023 году.

"Количество программ специалитета вырастет, количество программ бакалавриата и магистратуры несколько сократится за счет укрупнения", - уточнил Фальков журналистам.

Он считает, что переход к национальной системе подготовки кадров в вузах не будет долгим.

Министр отметил, что университеты уже с началом учебного года будут вносить изменения в соответствующие программы, но с точки зрения приема все останется "консервативно, поскольку в этом году и в следующем контрольные цифры уже распределили".

Обозреватель Анастасия Николаева