Interfax-Russia.ru - Российское судно "Севастополь", задержанное в Пусане из-за санкций США, может покинуть порт через неделю.
Российское судно "Севастополь", принадлежащее приморской компании "Гудзон", было задержано в южнокорейском порту Пусан 29 сентября.
"Судно не арестовано. Оно задержано агентом, который не выдает разрешение на выход в рейс", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель Международной федерации транспортных рабочих (ITF) на Дальнем Востоке Петр Осичанский.
По его данным, задержание связано с тем, что "на компанию "Гудзон" наложены санкции США".
"Агент не раскрывает точные причины, по которым не выдает разрешение - действует ли он по своей инициативе или чьей-либо другой, мы пока не знаем. Информация о задержании судна поступила в компанию вечером в пятницу (27 сентября – ИФ). Обычно агент присылает письмо капитану на английском языке, в этот раз письмо был написано на корейском", - отметил собеседник агентства.
Ту же информацию агентству "Интерфакс-Дальний Восток" позднее подтвердил и представитель компании "Гудзон" Геннадий Кононенко. Он рассказал, что вечером 27 сентября от корейских властей порта Пусан в адрес судовладельца поступило письмо, в котором говорилось о том, что судно задержано в связи с экономическими санкциями, введенными властями США в отношении "Гудзона", и без специального разрешения правительства выйти в море оно не может.
Геннадий Кононенко также сообщил, что до этого на судно приходила комиссия, которая проверяла наличие связи компании и экипажа с Северной Кореей. Никаких нарушений она не нашла.
"23 августа на теплоход "Севастополь" пришла комиссия органов власти Южной Кореи, которая проверила всю документацию как грузовую, так и навигационную, проверила само судно, пообщалась с экипажем на предмет работы с Северной Кореей. Комиссия пришла к заключению, что судно никогда не было в Северной Корее и никак с ней не связано", - подчеркнул представитель "Гудзона".
По его словам, судно "Севастополь" пришло в порт Пусана 21 августа (то есть еще до введения санкций) и встало на ремонт. После ремонта оно должно было отправиться в рейс.
"Данное задержание судна является политическим. Решение вопроса должно быть на межправительственном уровне", - подчеркнул Кононенко.
Он также добавил, что в связи с инцидентом компания терпит большие убытки (счет идет уже на миллионы долларов), поскольку из-за задержания судна вынуждена разрывать крупные контракты на международные перевозки ("Севастополь" занимается перевозкой генеральных грузов и контейнеров и не может перевозить топливо).
В то же время представитель компании-судовладельца заверил, что обстановка на задержанном судне нормальная, проблем с водой и продуктами экипаж не испытает.
"Обстановка нормальная, все в рабочем режиме. Продовольствие есть", - сказал он.
1 октября Генконсульство России в Пусане направило в МИД Южной Кореи письмо с просьбой прояснить ситуацию с задержанием теплохода "Севастополь". С той же целью и в тот же день в МИД России был приглашен Посол Республики Корея в России У Юн Гын.
"Заместителем министра иностранных дел РФ И.В. Моргуловым было сделано представление южнокорейскому послу в связи с незаконным задержанием российского судна "Севастополь" в порту г. Пусан", - говорится на сайте российского МИД.
Также свое негодование по поводу задержания российского судна "Севастополь" в южнокорейском порту Пусан выразили и в Госдуме РФ. В знак протеста группа депутатов 1 октября демонстративно отказались от участия в приеме в посольстве Республики Корея в РФ.
"Депутатская группа Государственной думы по связям с парламентом Республики Корея отменила намеченное на 1 октября участие в приеме от имени посла Республики Корея по случаю празднования Дня основания Кореи. Решение принято в связи с незаконным задержанием российского судна "Севастополь" в порту города Пусан", - говорится в сообщении думской пресс-службы.
В нижней палате уточнили, что на борту судна находятся 14 членов команды - все граждане РФ.
"Россия требует незамедлительно отменить запрет на выход сухогруза "Севастополь" из порта г. Пусан", - подчеркнули в пресс-службе Государственной Думы РФ.
В свою очередь посол Южной Кореи в РФ У Юн Гын заявил, что рассчитывает, что вопрос с задержанным судном будет окончательно решен 2 октября.
День спустя (2 октября) в Сеуле заявили, что южнокорейские власти проводят расследование в отношении российского судна "Севастополь" "по подозрению в торговле с КНДР в обход санкций ООН". При этом он отметил, что в данной ситуации властям Южной Кореи важно сохранить баланс между партнерскими отношениями с Россией и приверженностью Сеула соблюдению санкций ООН против КНДР.
В тот же день стало известно о снятии запрета на выход российского судна из Пусана.
По словам Геннадия Кононенко, оповещение о снятии ограничения на выход судна "пришло из нашего консульства".
Он отметил, что поскольку грузоотправители отказались от отправки груза на теплоходе "Севастополь", сейчас необходимо будет решать вопрос с новой загрузкой.
"Думаю, что на это уйдет примерно неделя. После этого "Севастополь" покинет порт Пусан. Сейчас будем подбирать новый груз и смотреть. В течение недели, я думаю", - сообщил Кононенко.
Как сообщалось, 17 сентября на заседании Совбеза ООН постпред США Никки Хейли заявила, что США имеют доказательства того, что Россия в обход санкций ООН поставляла нефть КНДР, перекачивая ее в море с судна на судно. В частности, она упомянула российское судно "Патриот", которое, по данным США, передавало продукты нефтепереработки на судно, подконтрольное КНДР, в апреле 2018 года.
"Только в этом году США отследили как минимум 148 случаев, когда нефтяные танкеры доставляли продукты нефтепереработки, полученные через незаконную передачу с корабля на корабль", - добавила Хейли.
Между тем постпред РФ при ООН Василий Небензя тогда заявил, что российский танкер "Патриот" не нарушал санкционный режим в отношении КНДР.
"По танкеру "Патриот": сама группа экспертов указала, что он не нарушал санкционного режима. Это было в докладе в изначальном варианте. Второе: то, что мы якобы полностью удалили кусок с нарушениями российских компаний, - ложь ", - сказал Небензя, выступая на заседании СБ ООН.
Напомним, что в санкционный список Минфина США, связанный с КНДР, наряду с судном "Патриот" попали судоходная компания "Гудзон" и Primorye Maritime Logistics, базирующиеся во Владивостоке. Эти компании, по данным Минфина США, являются зарегистрированными владельцами судна "Патриот".
Как сообщалось, СБ ООН в декабре 2017 года ужесточил санкции в отношении КНДР. Согласно резолюции, КНДР может получать до 500 тыс. баррелей нефтепродуктов в год, включая бензин, дизельное топливо и керосин. Поставки сырой нефти в КНДР после принятия резолюции не должны превышать 4 млн баррелей в год.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook